Смекни!
smekni.com

Специальная рабочая группа (стр. 19 из 20)

Общие принципы

Критически важно, что МР должен быть имеющей точную адресность и направленной на оказание помощи структурой, содействующей национальным режимам ДГРСИВ, которые носят прозрачный, недискриминационный, предсказуемый и согласованный между странами характер; следует избегать национальных режимов, которые трудно совместить друг с другом. МР не должен представлять собой жесткую систему регулирования, которая будет сдерживать создание стоимости из генетических ресурсов, торговлю ими и их устойчивое использование. Такой подход будет способствовать не только эффективной организации доступа и совместного использования выгод, но и двум другим основополагающим принципам КБР: сохранению и устойчивому использованию генетических ресурсов. Следует вынести уроки из опыта применения национальных режимов, который показывает, что жестко регулируемые и бюрократические системы ДГРСИВ не принесли социальных и экономических выгод.

По мнению делового сообщества, с тем чтобы обеспечить достижение целей КБР, МР должен основываться на следующих принципах:

  • МР должен включать четкие определения, согласующиеся с положениями и ограничениями юрисдикции самой КБР.
  • Следует не ограничивать, а поощрять исследования, экономическую деятельность и свободу нововведений с использованием генетических ресурсов. Это позволит содействовать созданию выгод и будет важнейшим основанием для оценки успешности режима. Условия доступа должны уважать статью 15.2, которая предписывает «облегчать доступ» к генетическим ресурсам. Договоренности о совместном использовании выгод, связанные с дериватами и продуктами последующей переработки, должны определяться посредством взаимосогласованных условий в договоре о ДГРСИВ между сторонами, предоставляющими и получающими доступ, как предусмотрено в статье 15.7 [36]/. Такие концепции, как «дериваты» или «продукты», как бы они ни определялись и ни понимались, должны определяться между договаривающимися сторонами.
  • МР должен не стремиться ограничивать те вопросы, которые могут подлежать взаимному согласованию, и должен в максимально возможной степени поощрять систематическое использование договоров, в форме Соглашения о передаче материалов (СПМ) или в форме иных соглашений. В соответствующих случаях кроме условий, регламентирующих доступ и совместное использование выгод, эти соглашения могут включать положения, касающиеся условий применений ГР, коммерческих прав, передачи ГР вместе с традиционными знаниями и без них третьим сторонам, краткосрочных и долгосрочных некоммерческих и коммерческих выгод, согласованного механизма урегулирования споров, выбора права и (или) условий, регулирующих прекращение действия соглашения в будущем. Договорные соглашения, общепринятые в обычной этической международной деловой практике, исполнение которых может быть потребовано в судебных системах суверенных государств-членов КБР, и уважающие стандарты КБР (если они реализованы соответствующим национальным законодательством) остаются наилучшими методами управления ДГРСИВ.
  • В КБР установлено, что национальные правительства обладают суверенными правами по регулированию генетических ресурсов, находящихся на их территориях. Поэтому МР должен усиливать структуры национального законодательства, правоприменения и регулирования, а не пытаться создавать новые механизмы и обязательства, которые еще должны доказать свою эффективность на реальном мировом опыте. Таким образом, МР должен быть направлен на дальнейшее развитие и гармонизацию национальных режимов в духе Боннских руководящих принципов.

· В подобных национальных режимах ДГРСИВ должен быть определен национальный координационный центр, уполномоченный предоставлять доступ и предварительное обоснованное согласие, а также содействовать обсуждению взаимосогласованных условий — это необходимо для обеспечения правовой определенности и прозрачности для всех субъектов деятельности. Любые меры, призванные гарантировать участие и вовлеченность коренных и местных общин в выработку взаимосогласованных условий и совместное использование выгод с носителями традиционных знаний, должны быть частью режима ДГРСИВ.


· МР должен использовать секторальный подход к рассмотрению уникальных аспектов, касающихся порядка доступа к генетическим ресурсам и управления ими во многих деловых и научных секторах, где применяются генетические ресурсы. Если МР должен эффективно содействовать деловой активности, которая поддерживает биоразнообразие, он должен поддерживать и стимулировать разнообразие пользователей этих ресурсов, а также коммерческих механизмов, посредством которых они приобретаются.

· МР должен проводить разграничение в соответствии со специализацией секторов, а не между коммерческим и некоммерческим использованием. На практике установить различие между некоммерческим и коммерческим исследованием может оказаться крайне сложно, если не невозможно. Научное исследование, начинающееся как некоммерческий проект, в конечном итоге может внести вклад в коммерческую разработку продукта той же самой стороной или другими сторонами. Аналогичным образом коммерческое исследование может быть лицензировано для целей государственных исследований (как в случае создания «золотого риса», которое в значительной степени опиралось на исследование, финансируемое из коммерческих источников). Важно осознавать, что очень немногие соглашения о совместной биоразведке приводят к разработке успешных продуктов, даже в случае многонациональных корпораций. Увеличение расходов или бюрократическая волокита может отпугивать коммерческие предприятия, в особенности МСП [37]/, столь же сильно, как и некоммерческие исследовательские институты. Усложненные требования к доступу и совместному использованию выгод могут оказать непредусмотренное воздействие, вызвав значительное сокращение как академических, так и коммерческих исследований.

· МР не должен поддерживать режимы ДГРСИВ, характеризующиеся установлением набора различных платежей за один продукт. Это должно относиться к случаям, когда несколько стран совместно владеют конкретными ГР как ресурсами коренных народов, а также к случаям, когда конкретный ГР обладает различными полезными свойствами и (или) становится объектом различных исследовательских проектов. МР должен предусматривать взаимное признание странами соглашений о ДГРСИВ, так чтобы после того, как пользователь добросовестно заключил соглашение о ДГРСИВ, никаких дополнительных требований к нему не предъявлялось.

· При обсуждении МР Стороны КБР должны рассмотреть затраты на осуществление предлагаемых элементов для стран, предоставляющих генетические ресурсы, и для пользователей, а также бюрократические проблемы, которые могут оказать серьезное негативное воздействие на МСП и исследования и на создание потенциальных выгод. В частности, следует избегать любых затяжных процессов или обсуждений до начала исследовательской программы. До внедрения новых непроверенных механизмов должны проводиться оценки затрат и выгод и эффектов регулирования.

· МР должен представлять собой перспективную систему, не имеющую обратного действия. Положения МР должны начинать действовать только после вступления в силу МР и его ратификации страной-поставщиком, в соответствии с положениями статьи 36 КБР.

Международный союз по защите новых сортов растений (МСЗНСР)

Выводы 17. МСЗНСР рассматривает растениеводство как основополагающий аспект устойчивого использования и развития генетических ресурсов. МСЗНСР придерживается того мнения, что доступ к генетическим ресурсам является основным условием устойчивого и значительного прогресса в растениеводстве. Понятие Конвенции МСЗНСР «привилегии сельскохозяйственных производителей», согласно которому действия, производимые в целях разведения других видов, не подвергаются никаким ограничениям, отражает точку зрения МСЗНСР о том, что международное сообщество сельскохозяйственных производителей нуждается в доступе ко всем формам селекционного материала для поддержания высочайшего прогресса в растениеводстве, а следовательно и содействия максимальному использованию генетических ресурсов в интересах общества. Кроме того, Конвенция МСЗНСР имеет неотъемлемые принципы совместного использования выгод в форме привилегий для сельскохозяйственных производителей и других для прав сельскохозяйственных производителей, и МСЗНСР выражает обеспокоенность по поводу любых других мер по совместному использованию выгод, которые могли бы создать нежелательные препятствия на пути к прогрессу в области селекционирования и использования генетических ресурсов. МСЗНСР настоятельно рекомендует Специальной рабочей группе открытого состава по доступу к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод признать эти принципы и, таким образом, Конвенцию МСЗНСР.

-----


[1]/ Для удобства пользования приводимый в настоящем документе текст приложения I затенен.

[2]/ Конвенция о биологическом разнообразии, статья 15.1.

[3]/ Конвенция о биологическом разнообразии, статья 15.3.

[4]/ Там же.

[5]/ Конвенция о биологическом разнообразии, статья 15.4.

[6]/ Конвенция о биологическом разнообразии, статья 15.5.

[7]/ Конвенция о биологическом разнообразии, статья 15.7.