Смекни!
smekni.com

Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы) (стр. 9 из 13)

1.4 .Деятельность органов госбезопасности СССР в послевоенный период (1945-1954гг).

Первое послевоенное десятилетие явилось весьма напряженным и интересным периодом в жизни нашей страны и ее органов государственной безопасности. В эти годы активно шло восстановление разрушенных в войну сел, городов и целых регионов, поднимались из руин фабрики, заводы, создавались новые отрасли промышленности. Деятельность отечественных органов безопасности развертывалась в 1945-1954 годах в условиях непростой политической и оперативной обстановки. К числу основных внешних факторов, оказавших огромное влияние на направленность и содержание их работы, следует, прежде всего, отнести начало "холодной войны" между СССР и ведущими западными странами.

В условиях существовавшей в стране однопартийной политической системы фактическое руководство в сфере обеспечения государственной безопасности, военного строительства и т.п. сосредоточилось в послевоенный период в руках узкого круга лиц, входивших в состав Политбюро ЦК ВКП (б). Органы "Смерш" - НКГБ-МГБ-МВД СССР находились под постоянным контролем лично И.В. Сталина, а также назначаемого из числа членов Политбюро ЦК ВКП (б) куратора. Ими в послевоенный период являлись поочередно А.А. Кузнецов, Г.М. Маленков и Н.А.Булганин[12].

Все важные решения в сфере правового регулирования деятельности органов госбезопасности принимались по устоявшейся с годами одной и той же схеме. Инициаторы - ими, как правило, выступали члены Политбюро и Центрального комитета ВКП (б), ЦК и обкомы партии союзных и автономных республик, краев и областей, центральный аппарат "Смерш "- НКГБ - МГБ - МВД СССР выходили со своими предложениями в Секретариат ЦК ВКП (б), который в качестве первой инстанции их рассматривал и утверждал. По второстепенным вопросам - назначениям руководителей местных органов госбезопасности, незначительным штатным изменениям и т.п. решения Секретариата ЦК ВКП (б) было достаточно и оно, оформленное в письменном виде, направлялось для выполнения в орган исполнительной власти - Совет Министров СССР, который принимал соответствующее постановление. По наиболее серьезным вопросам рассмотренные предварительно в Секретариате ЦК ВКП (б) документы поступали для окончательного утверждения в Политбюро ЦК ВКП (б) и лишь затем, оформленные в виде выписки из протокола заседания, направлялись в органы исполнительной власти. Именно такой путь проходили решения, касавшиеся задач, структуры органов разведки и контрразведки, использования специальных сил и средств, назначения руководителей центрального аппарата органов госбезопасности, проведения массовых выселений отдельных категорий населения и т.п.

На протяжении всего первого послевоенного десятилетия достаточно активно шел процесс организационного строительства и совершенствования структуры советских органов государственной безопасности, который условно можно разделить на три основных этапа. Первый из этих этапов, по сути, является периодом воссоединения органов госбезопасности в рамках единого ведомства и расширения их компетенции. Его хронологические рамки охватывают 1945-1951 годы.

Известно, что к моменту окончания второй мировой войны в силу ряда причин органы государственной безопасности, и, прежде всего, контрразведывательные подразделения, оказались рассредоточенными по четырем различным ведомствам. Внешнеполитическая разведка, транспортные и территориальные органы контрразведки входили в состав самостоятельного Наркомата государственной безопасности СССР. Военная контрразведка была представлена на этот момент времени Главным управлением контрразведки "Смерш" НКО СССР, Управлением контрразведки "Смерш" НКВМФ СССР и органами "Смерш" НКВД СССР, обслуживавшими в оперативном плане пограничные, внутренние и железнодорожные войска наркомата внутренних дел. Подобное положение объяснялось тем, что вхождение в состав военных ведомств позволяло в годы войны военной контрразведке, опираясь на помощь командования, более эффективно решать свои задачи на фронте и в прифронтовой полосе. Однако сохранение раздробленности контрразведывательной службы в мирное время могло бы стать серьезной помехой в организации эффективной борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств.

Вопрос об объединении органов государственной безопасности был поднят на уровне партийно-государственного руководства страны весной 1946 года. К этому времени в рамках преобразования СНК СССР в Совет министров СССР НКГБ СССР было переименовано в Министерство государственной безопасности СССР.

По поручению И.В. Сталина министр госбезопасности СССР В.Н. Меркулов, его заместитель С.И. Огольцов и начальник ГУКР "Смерш" НКО СССР В.С. Абакумов подготовили записку с проектом реорганизации Министерства государственной безопасности СССР и представили ее 3 мая 1946 года главе правительства. Проект предусматривал ряд серьезных структурных изменений в МГБ СССР, главным из которых было включение в состав министерства военной контрразведки "Смерш". 4 мая 1946 года представленный проект был рассмотрен и утвержден на заседании Политбюро ЦК ВКП (б).

В обновленном виде Министерство государственной безопасности стало включать в себя: Первое Главное управление по разведывательной и контрразведывательной работе за границей, Второе Главное управление по контрразведывательной и разведывательной работе внутри СССР (среди гражданского населения и иностранцев), Третье Главное управление по контрразведывательной работе в частях вооруженных сил СССР, Четвертое управление - розыскное, Пятое управление - оперативное (наружное наблюдение, предварительная разработка), Шестое управление - шифровально-дешифровальное, управления охраны № 1 и 2 (охрана правительства), Следственную часть по особо важным делам.

Кроме того, в структуру центрального аппарата МГБ СССР входил ряд самостоятельных оперативных отделов: отдел "А" (оперучеты, статистика, архив), отдел "В" (цензура и перлюстрация корреспонденции), некоторые другие.

Состоявшееся 20 августа 1946 года решение Политбюро ЦК ВКП (б) о приеме-сдаче дел МГБ СССР наметило дальнейшие мероприятия по совершенствованию организационной структуры органов государственной безопасности. В целях обеспечения борьбы с агентурой иностранных разведок и "антисоветским подпольем" на железнодорожном транспорте, на морском и речном флотах в МГБ СССР создавалось специальное управление и его органы на местах. Центральный аппарат МГБ пополнился дополнительно отделом оперативной техники, а также тюремным и финансовым отделами. При министре государственной безопасности СССР образовывалось свое ведомственное Особое совещание.

В начале 1947 года были произведены новые серьезные структурно-кадровые преобразования в системе органов МГБ, на этот раз связанные с необходимостью усиления борьбы с националистическим сепаратистским подпольем в западных регионах страны. В соответствии с постановлением СМ СССР от 20 января 1947 года из МВД Литовской, Латвийской, Эстонской ССР, управлений МВД западных областей Украины и Белоруссии в соответствующие министерства и управления МГБ республик и областей передавался личный состав отделов по борьбе с бандитизмом. Этим же решением был оформлен переход из МВД в МГБ внутренних войск. На базе отошедших к МГБ отделов по борьбе с бандитизмом в марте - апреле этого же года были сформированы управления-отделы 2-Н МГБ-УМГБ Украины, Белоруссии и Прибалтийских республик по борьбе с националистическим подпольем.

1947 г. вошел в историю отечественных органов государственной безопасности и как год серьезного реформирования всей системы советской внешней разведки. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1947 года был создан Комитет информации (КИ) при Совете Министров СССР, который возглавил министр иностранных дел СССР В.М. Молотов. Созданное самостоятельное ведомство внешней разведки оказалось, однако, по мнению ряда исследователей недостаточно работоспособным. Разрыв традиционных связей военной и внешнеполитической разведок со своими бывшими коллегами из Министерства вооруженных сил (МВС) и МГБ СССР негативно сказывался на результатах оперативной деятельности. В силу этого уже в январе 1949 года из состава Комитета Информации была выведена и передана в МВС военная разведка. Статус же оставшихся разведподразделений был понижен и Комитет Информации вошел в подчинение Министерства иностранных дел СССР.

Весьма неординарным завершением происходившего в период 1947-1949 годов процесса перераспределения сил и компетенций между МВД и МГБ стало принятое в октябре 1949 года Политбюро ЦК ВКП (б) и правительством решение о передаче в министерство госбезопасности органов милиции и пограничных войск. Нельзя не отметить, что таким образом фактически была воспроизведена ситуация начала 1930-х годов, когда органы внутренних дел и пограничники входили в состав ОГПУ СССР.
Вхождение пограничных войск в состав МГБ СССР позволило улучшить координацию местных органов госбезопасности и пограничников по вопросам повышения эффективности охраны госграницы, розыска нарушителей.

Последним крупным организационным мероприятием первого этапа стало создание в МГБ СССР согласно решению Политбюро ЦК ВКП (б) от 9 сентября 1950 года специальных Бюро № 1 и Бюро № 2. Задача первого из них состояла в проведении диверсионных актов за границей, а второго - в выполнении специальных заданий внутри СССР.

Очередной второй этап организационного строительства органов государственной безопасности СССР, временные рамки которого охватывают период с середины 1951 по февраль 1953 года, протекал в гораздо более спокойном темпе. Наступление нового периода в развитии органов госбезопасности непосредственно связано с арестом В.С.Абакумова и появлением 11 июля 1951 года решения Политбюро ЦК ВКП (б) "О неблагополучном положении в Министерстве государственной безопасности СССР".