Смекни!
smekni.com

История Русской Церкви 1700-1917 гг (стр. 14 из 153)

[96] О «Руководстве» см.: Верховской. 1. С. XCI. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II, в Прав. соб. 1875. № 2, 3, 4, 9; Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Александра I, в Прав. соб. 1885 и отдельной книгой: Казань, 1885. Монографии: а) Приходское духовенство в России со времен реформы Петра Великого. Казань, 1873 (сначала вышло в Прав. соб., 1871–1872); б) Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881; в) История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). 3 т. Казань, 1891–1892.

[97] Руководство по истории Русской Церкви. 1 (Рязань, 1886), 2 (М., 1886), 3 (М., 1889), 4 (М., 1893); 2-е изд. Т. 1–2. Рязань, 1889.

[98] Русская Церковь в XIX веке, в: История христианской Церкви в XIX веке / Изд. А. П. Лопухин. Т. 2. СПб., 1901. О рецензиях см. § 4, прим. 31.

[99] Здесь следует заметить, что существуют также два литографических курса лекций: 1) Николаевский И. Лекции по русской церковной истории. СПб., 1896 (читаны в Петербургской Духовной Академии) и 2) Титлинов Б. Лекции по истории Русской Церкви, читанные в С.-Петербургской Духовной Академии в 1913–1914 гг. СПб., 1914 — оба они были мне недоступны. Сочинения Г. Макарова «Русская Церковь в эпоху торгового капитализма». М., 1930 и Н. М. Никольского «История Русской Церкви». М., 1931, изд-во «Атеист», не имеют научного значения, являясь типичной антирелигиозной пропагандой.

[100] Москва, 1869–1871.

[101] Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (род. 1730, † 1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. СПб., 1916 (Труды Петербургской Духовной Академии. 5).

[102] Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный

регламент». 2 т. Ростов-на-Дону, 1916 (2-й том содержит тексты всех документов, относящихся к церковной реформе Петра).

[103] Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви, в: Чтения. 1913. 3. [104] См. библиографию к § 5: Градовский, Бердников, Горчаков, Суворов, Романович-Славатинский, Казанский, Лазаревский.

[105] См. подборку подобных суждений в кн.: Benz E. Die Ostkirche im Lichte der protestantischen Geschichtsschreibung von der Reformаtion bis zur Gegenwart. München, 1952. Позиция католических историков и теологов была противоречива. С одной стороны, они писали бесчисленное количество книг по вопросу об унии, предложения о которой делались постоянно, но вместе с тем в католической литературе можно было встретить резкие выпады против Восточной Церкви. «Ни католики, ни протестанты Запада не уважают воззрений Восточной Церкви. Они все уже устарели, они уже не играют никакой роли. Их даже не критикуют, потому что они попросту никого не интересуют... Они представляют собой жизнь без духа... Они отмерли и отжили» (Prince Max von Sachsen. Vorlesungen über die orientalischer Kirchenfrage. Freiburg in der Schweiz, 1907. S. 60, 56). Правда, впоследствии этот автор смягчил свой приговор. Другое суждение такого рода: «Характерными чертами внутренней религиозной жизни православия являются, бесспорно, застой, оцепенение, упадок... При своей никчемности, бессилии, глухоте и косности Восточная Церковь старательно стремится ограничиваться старыми национальными границами, но даже и здесь она не способна оживить верующих силою слова Божия и повести их к ревностной, деятельной христианской жизни» (Lübeck K. Die christlichen Kirchen des Orients. Kempten, 1911. S. 174, 190). Это лишь две цитаты из этого сочинения, которые легко можно было бы умножить. Сходные мысли найдем и в кн.: Grivec F. Pravoslavje. Laibach, 1918. S. 139 (на словенском языке). Еще в 1926 г. член ордена иезуитов Мукерманн писал: «Если трезво спросить себя, что может нам предложить богословие Востока, то мы окажемся в некотором смущении. Разделить восторги по поводу восточного христианства мы никак не можем» (Fr.

Muckermann S. J. Vom östlichen Christentum, в: Theologische Revue. 1926. № 6. S. 201). Мы не касаемся здесь работ, написанных под влиянием польской католической литературы, которая возлагает вину за политику русского правительства в Польше в том числе и на Русскую Церковь. Речь об этом еще пойдет во 2 томе, когда будет рассматриваться позиция Русской Церкви по отношению к католицизму.

[106] См. в библиогр.: Boissard (здесь о синодальном периоде лишь несколько страниц: 1. Р. 218–235; 2. Р. 332–364, 510–517); Bonwetsch. S. 70–84;

Brian-Chaninov (только обзор); в работе Dalton’a изложены только наблюдения автора о 60–80 гг. XIX в.; Dearmer (популярное изложение); Fortescue (к сожалению, очень кратко, но неплохо); Cordillo (сочинение полезно и снабжено библиографией); труд Heard’a был для меня недоступен; Kattenbusch посвящает истории Русской Церкви после 1700 г. лишь с. 190–193, интересуясь больше сектантством и старообрядчеством (с. 234–245; 542–552; здесь и в других главах он касается также истории Русской Церкви, однако его утверждения часто весьма ошибочны). 3 том Leroy-Beaulieu также не является научным трудом, хотя в нем и есть интересные наблюдения, которые, конечно, нельзя обобщать. Напротив, работа A. Palmieri «La Chiesa Russa. Le sue odierne condizione, il suo riformismo dottrinale» (Firenze, 1908) является основательным исследованием, базирующимся на знании русских источников; к сожалению, автор рассматривает лишь очень короткий период времени — начало ХХ в.; он сосредоточивает внимание на реформаторских планах того времени и на деятельности Предсоборного Присутствия, но часто обращается и к более ранним событиям. Эта книга очень полезна при изучени истории Русской Церкви начала ХХ в. Сочинение Pinkerton’a, возникшее в связи с контактами между англиканской и Русской Церковью, также не является научным трудом. Описание синодального периода у H. J. Reynburn’a (с. 170–284) не самостоятельно, это лишь весьма общий обзор, построенный по периодам правления русских императоров, в то время как совершенно упускается из виду внутренняя жизнь Церкви. Интереса со стороны историка заслуживают работы католика H. J. Schmitt’a, рассматривающие главным образом положение Святейшего Синода как высшего церковного управления по отношению к государственной власти; автор исследует также канонические основы церковного устройства в России и вообще в православной Церкви. У A. P. Stanley (London, 1908. Р. 272–402) мы находим тоже очень краткое и общее изложение. R. Stupperich на нескольких страницах дает краткий обзор синодального периода. Ученый варнавит C. Tondini (1876) исследует «Духовный регламент» и отношения между государством и Церковью после церковной реформы Петра I (с. 23–134), касается положения Церкви в Греческом королевстве (с. 174–178) и православной Церкви на Востоке (с. 178–184); остальные главы посвящены вопросу об унии. Автор основывается на аутентичных русских источниках и его сочинение заслуживает внимания, ибо формулирует позицию католической науки. Работа Тондини вышла и в английском переводе: The Pope of Rome and the Popes of the Oriental Orthodox Church. London, 1871. Кроме того, ему принадлежит небольшая работа: L’avenir de l’Eglise russe. Paris, 1874. V. Vilinsky дает не историю Русской Церкви, а ее критику, и многие утверждения автора очень субъективны. Краткие очерки истории Русской Церкви предлагают: а) W. Zaikyn (с. 90–115; резюме на немецком — с. 167–172). Автор пытается дать своего рода справочник о развитии всех сторон церковной жизни. Здесь, как и в других главах книги, которые посвящены Восточной Церкви вообще, Заикин старается наметить периодизацию истории православной Восточной Церкви и касается также некоторых историософских проблем. Работа эта интересна и ценна еще тем, что автор строит свое изложение на основе хорошего знания источников и литературы, которая им здесь приведена. б) Для историка может быть интересна и работа украинца Лотоцкого, также хорошо владеющего источниками и историографией. Автор обращается к проблеме автокефальности в истории Восточной Церкви и обсуждает ее применительно к Русской Церкви, приводя важнейшие труды по этому вопросу. Три последние исследователя получили образование в рамках русской научно-богословской школы. Недавно появилась еще одна работа: Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. Hamburg, 1957; здесь в разных главах затрагивается история Русской Церкви синодального периода.

[107] Избранные сочинения этого рода приведены в библиографии (Общ. лит.

б). Ввиду слишком разросшегося библиографического списка мы отказались от учета работ по частным вопросам.

[108] Некоторые из таких энциклопедий и словарей названы в списке сокращений.

[109] К сожалению, пока нет специальных карт или атласов, могущих служить пособием при изучении истории Русской Церкви. Заслуживает упоминания большая серия «Россия» (см. Общ. лит. в), где имеются очень хорошие карты отдельных областей России. Профессор Казанской Духовной Академии И. М. Покровский выпустил добротное и в обсуждаемой связи очень полезное сочинение (см. библиографию), которое, увы, осталось неоконченным; не вышли и обещанные приложения карт. 2-й том (1913) посвящен XVIII столетию и дает историю территориального развития отдельных епархий; эта работа необходима и в других случаях. Карты отдельных епархий имеются в ПБЭ

[854] После издания манифеста от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении основ веротерпимости» старообрядцы были уравнены в правах с чадами Русской Православной Церкви и потому в 1912 г. не имели необходимости «выдавать себя за православных». Количество же сектантов не превышало 1 млн человек.— Ред.

[855] Было издано 30 томов «Описания». К названным следует добавить: т. 9 (1729). СПб., 1913; 17 (1737). СПб., б. г.; 18 (1738). СПб., 1915; 21 (1741). СПб., 1913; 22 (1742). СПб., 1914; 23 (1743). СПб., 1911; 28 (1748). СПб., 1916.— Ред.

Глава I. Становление государственной церковности

§ 1. Церковь и Петр Великий

а) Произведенные Петром Великим преобразования высшего управления Русской Церкви создали ей совершенно новое положение в государстве. Возникает вопрос: каковы же могли быть причины, побудившие Петра предпринять эти изменения? Другими словами, почему существовавшее до тех пор управление Церковью было неприемлемо для Петра? Не лишен значения и вопрос о том, какую роль в реформе церковного управления сыграли личные религиозные воззрения Петра.

Отрицательное отношение к жизненному укладу Московской Руси глубоко укоренилось в сознании Петра несомненно уже в его самые ранние годы. Петр родился 30 мая 1672 г.[1] и был сыном царя Алексея Михайловича (1645–1676) от его второй супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной (брак был заключен в 1651 г., † 25 января 1694 г.). Царь Алексей скончался 30 января 1676 г., когда Петру не было и четырех лет. После смерти отца Петр стал свидетелем ссор, которыми была полна жизнь царской семьи в течение всего короткого правления безвольного и болезненного царя Федора Алексеевича (1676–1682)[2]. После его смерти вспыхнула открытая борьба между родней первой супруги царя Алексея — Милославскими и семейством Нарышкиных. Юный царевич, будучи еще ребенком, не мог разобраться в интригах обеих партий. На его глазах случались яростные кровавые столкновения, которые стали для Петра неотъемлемой частью образа Московского государства. 27 апреля 1682 г., в день кончины царя Федора, десятилетний Петр был провозглашен царем перед Красным крыльцом царского дворца. Это произошло главным образом благодаря энергичным действиям патриарха Иоакима (1674–1690). «Хотя во всей этой процедуре не было ни искры законности,— замечает Платонов,— все же бояре были удовлетворены, и Петр стал царем. Форма избрания Петра была незаконна — это очевидно. Неспособность (слабоумие) Ивана, 15-летнего брата Петра, еще не проявлялась, самому же Петру в это время было всего 10 лет. Поэтому приверженцы Милославских имели возможность протестовать против подавления Петром прав старшего 15-летнего брата». Во главе недовольных стояла старшая сестра Петра, царевна Софья Алексеевна (род. в 1657 г.), связанная с Милославскими родственными узами, «личность безусловно очень умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен». Она была ученицей Симеона Полоцкого и, следовательно, также испытала влияние западноевропейских идей. «Очень развитое честолюбие Софьи показывало ей возможность в случае воцарения Ивана стать во главе государства опекуншей неспособного брата, заменить ему мать, управлять государством»[3]. Усилия партии Милославских и Софьи имели успех. При их подстрекательстве стрельцы явились утром 15 мая 1682 г. в Кремль перед Красное крыльцо для того якобы, чтобы защитить права царевича Ивана. Два дня продолжался мятеж, повергший десятилетнего Петра в страх как за собственную жизнь, так и за жизнь дорогих ему людей. Конечно, мятежные стрельцы 1682 или 1698 г.— это еще далеко не вся Московская Русь. Однако потрясение, пережитое в мае 1682 г. у Красного крыльца, запомнилось Петру на всю жизнь, породив у него нелюбовь к семейству Милославских и отторжение всего «старорусского», олицетворявшегося «московской партией», всех этих «бородачей» духовного или светского звания, которые позднее открыто или тайно, враждебно или пассивно противостояли его реформам.