Смекни!
smekni.com

Наука в контексте культуры (стр. 3 из 17)

количество вставных месяцев в цикле.

Созданные в древности календари соответствуют третьему (К=3/8) и пятому (К=7/19)

приближениям. Опишем первый из этих циклов, использовавшийся в Древнем Вавилоне и

независимо от вавилонян открытый древними греками. В этом цикле сопоставляются две

величины: 8 тропических лет = 2921.9376 суток и 99 синодичестких месяцев = 2923.5284

суток. Таким образом, восьмилетний календарный цикл состоит из 99 месяцев: 53 пол-

ных и 46 пустых, т.к. 53*30+46*29=2924 (суток). Ошибка периода в отношении Луны рав-

на приблизительно половине суток, т.е. после двух таких циклов конкретная фаза Луны

появляется на один день раньше, чем в начале цикла, следовательно, календарные циклы

должны содержать попеременно 2924 и 2923 суток. Но по отношению к Солнцу погрешность

составляет 1.53 суток за восемь лет или примерно трое суток за 16 лет. И если в на-

чале цикла новолуние произошло в момент равноденствия, то через 16 лет оно произой-

дет лишь трое суток спустя. Внутренняя структура цикла, т.е. распределение дней по

месяцам, такова: 2924 = ((8*354)+2)+(3*30) или 2924=8(6*30+6*29)+(3*30)

В основе солнечного календаря лежит продолжительность тропического года - 365.2422

суток. Отсюда сразу видно, что календарный год может состоять либо из 365 либо из 366

суток. Теория должна указать порядок чередования простых и високосных годов в каком-

то определенном цикле с тем, чтобы средняя продолжительность календарного года за

цикл была по возможности ближе к продолжительности тропического года. Разложение

дробной части тропического года в цепную дробь имеет вид:

2422 1

K = ------- = -------------------------------------------------------

10000 1

4 + --------------------------------------------------

1

7 + ---------------------------------------------

1

1 + ----------------------------------------

1

3 + -----------------------------------

...

Соответствующие приближения равны: К =1/4; 7/29; 8/33; 31/128 ..7

Итак, наиболее простым является хорошо знакомый всем четырех летний цикл, когда

на протяжении четырех лет производится одна вставка. Такой цикл используется в юли-

анском (введенном Юлием Цезарем в 45 г. до н.э.) календаре. В среднем, продолжитель-

ность такого календарного года на 0.0078 суток больше продолжительности тропического

года, и эта разность за 128 лет составляет примерно сутки. Несколько более точным

является григорианский календарь, принятый странами Западной Европы в 1582 г. Про-

должительность календарного года здесь принята равной 365.2425 суток. Т.к. 0,2425 =

97/400, в промежуток времени в 400 лет дополнительный 366-й день вставляется 97 раз,

т.е. по сравнению с юлианским календарем здесь трое суток в 400 лет выбрасывается.

Для удобства это делается в те вековые годы календаря, число сотен которых не делит-

ся без остатка на 4. Так, 1500, 1700, 1800,1900 годы считаются не високосными.

ВОПРОСЫ:

1. Предложите проект солнечного календаря, основанного на третьем приближении (к =

3/8). Постарайтесь рассчитать ошибку цикла.

2. Попытайтесь создать лунно-солнечный календарь, исходя из трехлетнего цикла. Рас-

считайте ошибки.

ЛЕКЦИЯ 3: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Попытка диалога с культурой более чем трехтысячелетней давности - именно диалога,

т.е. разговора "на равных", а не "сверху вниз" - всегда тяжелый труд, связанный с

напряженным внутренним усилием. Простого желания понять здесь бывает недостаточно,

здесь необходимо умение слышать и видеть, определенный слуховой и зрительный опыт.

Один из современных исследователей пишет, что он совсем по-новому ощутил человека

древности во время археологической экспедиции. "Несколько недель, проведенных в без-

людных песках на руинах древнего города, создали то психологическое настроение, ко-

торое заставляет особенно ярко представлять и воспринимать прошлое. Именно тогда ав-

тор впервые почувствовал, насколько сознание обитателя безвестного поселения - зем-

ледельца, ремесленника, воина - должно отличаться от сознания людей нашей эпохи. Го-

рожанин, попавший в столь необжитую местность, не может не поражаться тому, сколь

многое из оказавшегося вдруг самым необходимым он не знает, и сколь многое из того,

что он знает, оказыватся совершенно бесполезным" (И.С.Клочков "Духовная культура Ва-

вилонии"). Без сопереживания опыту одиноко стоящего посреди бескрайней степи челове-

ка, над головой которого бесконечное, не заслоняемое от него ни небоскребами, ни

вершинами деревьев небо, невозможно понять многие существенные стороны его отношения

к миру. Когды житель Месопотамии говорит: "Бог, ужасный, как далекое небо, как широ-

кое море", - это очень далеко от ощущений нашего современника, развалившегося в теп-

лый солнечный день на лужайке и лениво наблюдающего за плывущими по небу облаками.

Небо было для человека древности неумолимой, часто безжалостной к людям силой, и та-

кое восприятие не оставляло места ленивой, мечтательной созерцательности. Коварные,

непредсказуемо разливающиеся Тигр и Ефрат, хлесткие ливни, превращающие в мессиво

землю под ногами, сухие колючие ветры, уничтожающие посевы и несущие смерть, - все

это лишало человека уверенности в своем "завтра" и не внушало ему никаких иллюзий

относительно значительности своего существования во вселенной. В отличие от древнего

египтянина, значительно более устойчиво стоящего на земле и запечатлевшего эту ус-

тойчивость в грандиозных пирамидах и величественных заупокойных храмах, житель древ-

ней Месопотамии заботился, главным образом, о дне сегодняшнем и от созданной им куль-

туры почти не осталось монументальных сооружений, - на месте цветущих городов сейчас

лишь огромные песчаные холмы. Источником наших знаний об этой культуре является гро-

мадное количество заполненных клинописью глиняных табличек: к настоящему времени их

найдено более полуторамиллионов. Эти таблички содержат экономические и юридические

документы, молитвы и заклинания, гимны богам, эпос, астрологические и математические

тексты. Однако, несмотря на обилие материала, составить из него связный рассказ о

судьбе цивилизации достаточно сложно: группы текстов крайне неоднородно расположены

по темам и эпохам, некоторые периоды вообще остаются в тени. Можно сказать, что гро-

мадное культурно-историческое полотно, которое называют древнемесопотамской цивили-

зацией, распалось на множество клочков, и если кое-где соединенные вместе обрывки

воссоздают участок картины, в большинстве случаев недостающие связи ученому прихо-

дится домысливать самому. С этими оговорками мы перейдем к описанию контуров цивили-

зации древней Месопотамии.

Название "Месопотамия" ("Междуречье") было дано древнегреческими географами рав-

нинной области между реками Тигр и Ефрат - сейчас на этой территории располагается

Ирак. За более чем трехтысячелетнюю историю (3500-500 г. до н.э.) здесь существовало

и сменяло друг друга несколько крупных и множество мелких государств: наиболее зна-

чительными из них являются Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилония. Каждое из этих госу-

дарств имело характерные, присущие только ему черты, эти государства разделяла гро-

мадная пространственно-временная пропасть. Тем не менее за всеми различиями отчет-

ливо различим единый каркас, единый тип восприятия, единый менталитет, позволяющий

говорить о культуре древнего Междуречья как о целом.

Основным мотивом в многоголосии месопотамской цивилизации является, пожалуй, тема

власти. Измученные окружающих их природным хаосом и бессистемностью, жители этих

мест тяготели к идее противостоящего хаосу порядка, ассоциирующегося в их сознании с

властью. Власть воспринималась ими как сила, придающая устойчивые и осмысленные фор-

мы неорганизованному хаосу, превращающая случайный набор элементов в единый организм,

сила, подчиняющая себе фукционирование космоса и определяющая нормы жизни как для

богов, так и для людей. Среди богов олицетворением этой силы был бог неба Ану, на

земле его функции выполнял царь. Почитание богов и подчинению царю считалось одной

из основных людских добродетелей, по этим признакам цивилизованный человек отличался

от варвара. В отличие от современного человека, стремящегося к максимальному осво-

бождению от каких бы ни было норм и часто возводящего анархию чуть ли не в принцип,

житель Двуречья стремился к предельной ритуализации быта и мир его обладал ничтожным

количеством "степеней свободы". Характерным проявлением такого подхода является пре-

дставление о "шимту" - судьбе, определяемой человеку при рождении всемогущими богами

и практически лишающее его всякой свободы выбора. Это приводит к вполне определенно-

му типу ориентации в мире: основной акцент делается не на активном творении своей

судьбы, как это происходит в современной цивилизации, где человек предоставлен само-

му себе, а на выведывание, узнавание того, что тебе предназначено. Так современный

человек, собравшийся в другой город, может быть остановлен лишь объективными обсто-

ятельствами: отсутствием билетов в кассах, волнениями, забастовкой и т.д. - житель

же Междуречья прежде всего старался в такой ситуации с помощью гаданий или каким-ни-

будь другим способом выяснить вписывается ли эта поездка в определенный ему жизнен-

ный путь. Здесь есть некоторая аналогия с мышлением ребенка, который тоже не прини-

мает решения сам, а спрашивает разрешения или узнает о планах на будущее у родителей.

Понятно, какую роль при таком типе мышления должна была играть практика гаданий.

И действительно, достижения Месопотамии в этой области были очень значительными: ее

астрология и методика предсказания будущего оказали существенное влияние на другие