Смекни!
smekni.com

Наука в контексте культуры (стр. 5 из 17)

го отчетливого ответа на вопрос цикл поэм "о несчастном страдальце". Создается впе-

чатление, что месопотамская культурная модель столкнулась здесь с проблемами, кото-

рые, как уже отмечалось, не могли быть разрешены внутри нее, как, например, не могла

быть понята греками иррациональность. Для разрешения этих проблем требовалась другая

культура.

ОРИЕНТИРЫ:

1. Как вы думаете, в каком отношении находятся между собой практика гаданий и идея

единого транцендентного бога?

2. Как вы думаете, какой тип отношения к "стреле времени" был присущ культуре Месо-

потамии?

ЛЕКЦИЯ 5: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Со времени экспедиции Наполеона в Египет в 1798 г. древнеегипетская культура ста-

новится не только предметом исследования узкого круга специалистов, но и популярной

темой для обсуждения в салонах Западной Европы и России. Внутренняя мощь и устойчи-

вость этой культуры, запечатленная "весомо, грубо и зримо" в величественных пирами-

дах, ее поразительное долголетие, ее загадочное и еще не осознанное до конца влияние

на христианство придали ей в глазах европейской интеллигенции статус учительства,

аналогичный статусу "восточной мудрости" для античной культуры. "Великий интерес к

Египту проистек у меня из удивления к такому подъему в нем жизненной энергии, сочных,

ярких сил, какого, я твердо знал не существовало ни в Греции, ни в Риме, ни у евреев.

Меня все время занимал вопрос откуда проистекала эта энергия, не опадавшая на протя-

жении времени, равного протекшему от начала Троянской войны (XII в до Р.Х.) до наших

дней. Греки гениально творили на протяжении каких-нибудь трехсот лет, римляне - на

протяжении четырех столетий, но Египет, не уставая, весело, с улыбкой творил начиная

уже с 4-й своей династии, по крайней мере за три тысячи лет до Р.Х. и до этого само-

го Р.Х, когда александрийские художники славились изяществом и вкусом своих работ, а

знаменитая библиотека, основанная Птолемеем-Филадельфом, видела в стенах своих первых

ученых тогдашнего мира. И все это без усталости, без того утомления, которое после

1500 лет самобытной европейской истории так явно легло на все народы Западной Европы,

французов, отчасти немцев и англичан, на полувыродившихся итальянцев, испанцев, пор-

тугальцев, не говоря уже о жалком отребье оставшемся от "эллинов", - писал о своем

восприятии египетской культуры В.В.Розанов, писал с присущей только ему, чисто "ро-

зановской" парадоксальностью, но при этом точно передавая общий тон "удивления перед

чудом"

Т.к. египетская культура была в основе своей культурой культа, то феномен египет-

ской культуры - это, во-многом, феномен египетской религии. Главной же особенностью

религии Древнего Египта является соединением и взаимопроникновение трех разнородных

пластов: наличия древнего пантеона местных (номовых) божеств; связанного с объедине-

нием Египта стремления к жесткой централизации и даже единобожию, и комплекса предс-

тавлений, группирующихся вокруг понятий "КА" и "ИМЯ". Охарактеризуем последователь-

но каждый из этих пластов.

Так же как и Месопотамия, Египет изначально представлял из себя объединение доста-

точно независимых областей (номов), каждая из которых имела своего бога-покровителя,

защищающего ном от безудержной стихии и нападения соседей. Роль бога-покровителя в

пантеоне определялась степенью могущества его нома и изменялась с течением времени.

Интересно, что многие боги-покровители не имели антропоморфного облика: так бог Гор

изображался обычно с головой сокола, так же как и Манту, древний бог воспетых Гоме-

ром Фив, вытесненный потом Амоном; богиня Сохмет жена бога Мемфиса Пта, имела льви-

ную голову; в Фаюме (известном вам, наверное, по знаменитому фаюмскому портрету) и

Шедите (который греки называли Крокодилополисом) поклонялись богу Себеку, имеющему

облик крокодила. С ростом централизации Египта отношения между богами отдельных но-

мов как-то упорядочились, при этом появились и общеегипетские божества, почитаемые

по всей стране. Таким божеством был бог солнца Ра плывущий в своей барке днем по не-

бесному Нилу и освещающий Землю, ночью по подземному Нилу, где он непрерывно боролся

с силами мрака, побеждал их и на рассвете снова появлялся на горизонте; таким божес-

твом был бог Амон, слившийся в религии Нового царства с Ра, и ставший царем богов,

богом-творцом, породившим все сущее; таким божеством был бог Луны и одновременно бог

мудрости Тот, научивший людей письменности и счету, уже упоминавшийся бог Мемфиса

Птах, покровитель ремесел и искусств, бог истины и справедливости; Осирис, царь заг-

робного мира, бог производительных сил природы, его жена Исида, богиня плодородия,

заботливая жена и мать, почитаемая в Греции и Риме и их сын Гор, бог света. С Осири-

сом, Гором и Сетхом, богом пустыни, связан один миф, проходящий практически через

все культуры как миф об умирающей и воскресающей природе. Осирис был царем Египта,

он научил людей сеять хлеб, сажать виноградники, добывать руду, он научил людей вра-

чебному искусству и строительству городов. Мудрый царь, он был коварно убит своим

братом Сетом, завидовавшим его славе (по одной версии, заколочен в гроб и брошен в

воду, по другой - разрублен на 14 частей). Жена Осириса Исида нашла его останки,

погребла их и чудесным образом зачла от мертвого мужа, родив ему сына по имени Гор.

Младенец вырос, победил Сета и воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око,

таящее магическую силу.

Наряду с этими божествами повсеместным почитанием пользовался бог Нила Хапи. В

египетском пантеоне существовали также боги, играющие огромную роль в космогоничес-

ких мифах, но не имевшие ни локальных, ни общеегипетских культов: бог земли Геб (об-

ратите внимание, в отличие от Греции и Вавилонии, в Египте - бог Земли, а не богиня

Земли), богиня неба Ну, бог света Шу, бог познания Сиа, богиня справедливости Маат и

т.д. Итак, египетские божества появлялись двумя способами: либо это были боги горо-

дов, в процессе развития приобретавшие некоторые отличительные характеристики (бог

солнца, бог плодородия) и иногда становящиеся объектом общегосударственного культа,

или боги, появившиеся значительно позже как действующие лица космогонических мифов.

Перейдем теперь к египетским космогониям, т.е. моделям происхождения мира и чело-

века, одновременно определяющим иерархические отношения между богами. Здесь также не

было порядка: новые модели причудливым образом соединялись со старыми и полный спектр

космогонических представлений древних египтян можно пояснить в виде листа бумаги, на

который последовательно наносятся различные тексты - разобраться в таком хаосе очень

сложно.

Наиболее древняя из космогоний создана в городе Гелиополе (древнегреческое назва-

ние, буквально означающее "город бога Солнца"). Сначала существовал первобытный вод-

ный хаос - океан Нун. Из него появился создавший сам себя бог Атум или первобытный

холм. Атум породил (буквально "выплюнул", "отрыгнул") первую божественную пару: Шу

(свет, воздух) и Тефнут (влажность). Эти боги произвели на свет бога земли Геба и

богиню неба Нут, а те, в свою очередь, - Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Интересна

в гелиопольской космологии история происхождения людей. Люди (в египетском языке, не

имеющим гласных, обозначаются как РМТ) в этой модели называются слезами (тоже РМТ)

бога Солнца: случайное для современного человека фонетическое сходство несет сущнос-

тный смысл, совпадение имен определяет совпадение сущностей.

Следующей космогонической моделью является космогония Гермополя. Согласно этой

модели, изначально существовало четыре пары богов, олицетворяющих элементы первобыт-

ного хаоса: Нун (океан) и Нунет (его женское соответсвие), Ху и Хахухет (пара, оли-

цетворяющая бесконечность пространства), Кук и Каукет (пара, олицетворяющая мрак) и

Амон и Амонет (олицетворение невидимости). Боги этой восьмерки изображались в образе

лягушек, богини - змей. Потом из хаоса первобытных вод выступила суша в виде холма,

на которой возник бог со странным именем Атум ("Атум" по-египетски означает "все" и

одновременно "ничего"). Этот бог дал названия различным частям своего тела, которые

стали после этого отдельными богами. В этой модели еще раз проявляется особая сак-

ральная роль имени: называние богом предмета равносильно его порождению.

Но особенно явственно эта творящая сила слова проявляется в космогонии, созданной

жрецами Мемфиса, одной из самых поздних по времени создания. Согласно этой космого-

нии, бог Мемфиса Птах создает восемь первых богов "языком и сердцем", замыслив их в

сердце и потом воплотив свою мысль в речь. Здесь сразу вспоминается начало Библии:

"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет." - или первые строки Евангелия от Иоанна:

"Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.

Все через него начало быть ... В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков."

Можно недоумевать, как столь разнообразные модели могут сосуществовать вместе.

Естественным желанием нашего современника является выбрать какую-то одну из моделей

за истинную и отбросить остальные, навести элементарный порядок в этом космогоничес-

ком хаосе. Однако у древнего египтянина все они прекрасно соединялись своеобразным,

еще, конечно, очень примитивным и вряд ли осознаваемым "принципом дополнительности",

который играет столь важную роль в современной квантовой физике. Этот принцип был

сформулирован Бором в тридцатые годы и утверждает дополнительность двух противореча-