Смекни!
smekni.com

Наука в контексте культуры (стр. 9 из 17)

и пустот. Различные виды числовых закономерностей и представляют собой вариации это-

го принципа. Действительно, числовым законам подчиняется все в надлунном и подлунном

мире: астрономические явления, процессы в человеческом организме, музыкальная гармо-

ния и т.д. Числа присутствуют в любой области бытия являясь как бы универсальным эк-

вивалентом всех вещей, своеобразной "валютой" космического мира. Другим видом такой

"валюты" являются символы, рассматриваемые как зрительно данные геометризированные

образы, абстрагированные формы вещей. Отсюда и проистекает та взаимосвязь "арифмети-

ческого" и "геометрического" подходов, о которой мы уже упоминали выше. Каждому зна-

чительному процессу в микро- и макрокосме ставится в соответствие определенное число

и геометрирческий образ. Так небесным явлениям соответствуют круг и троичность, зем-

ным - квадрат и двоичность. Связь тройки с кругом и четверки с квадратом поясняется

тем, что длина окружности приблизительно равна трем диаметрам, а периметр круга че-

тырем (т.е. двум в квадрате) сторонам. Желание связать все наблюдаемые процессы с

априорно заданными числовыми закономерностями будет отчетливо видно при более под-

робном анализе каждой конкретной науки, но это явственно проступает и при анализе

структуры древнекитайских текстов, подчиняющихся вполне определенным числовым и гео-

метрическим закономерностям, задаваемым пространственным расположением иероглифов в

тексте.

Наиболее ярким примером нумерологической ориентации китайского мышления является

трактат "Ицзин" или "Книга Перемен" - книга, оказавшая громадное влияние на всю дре-

внекитайскую культуру, породившая громадное количество интерпритаций и толкований

и являющаяся для китайской культуры чем-то вроде канонических текстов Священного пи-

сания. Основой "Книги Перемен" являются 64 гексаграммы, описывающие все многообразие

космической жизни и представляюшие из себя одновременно и философские символы и ма-

териал для гаданий. Каждая гексаграмма состоит из шести расположенных одна под дру-

гой горизонтальных черт. Черты бывают двух типов: длинные (-----), характеризующиеся

терминами "ян", "световые", "напряженные", "девятки" и прерывистые (- - -), обозна-

чаемые как "инь", "теневые", "податливые", "шестерки". Нечетные позиции (1, 3, 5)

считаются позициями света (ян), четные - позициями тьмы (инь). "По теории "Книги Пе-

ремен" весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от

взаимодействия и борьбы света и тьмы, напряжения и податливости" (Ю.К.Шуцкий "Ки-

тайская классическая "Книга Перемен", М., 1960, с. 22), и каждая из таких ситуаций

символически выражается одной из гексаграмм. Если "световая" черта находится на

"световой" позиции или "теневая" - на "теневой", такое расположение называется "уме-

стностью черт" и обычно рассматривается как благоприятное - сила света и сила тьмы

обретают здесь свое место. Приведем схемы, соответствующие полной неуместности черт

и полной уместности . Кроме этого, черты объединяются в группы, каждая из

которых несет свою смысловую нагрузку. Так три верхние черты характеризуют внешнее,

отступление, разрушение, три нижние - внутреннее, наступление, созидание. Пары черт

связаны с тремя космическими потенциями: верхняя пара характеризует небо, средняя -

землю, а нижняя - человека. Существует своя символика и у каждой из отдельных пози-

ций. Приведем эту символику для общества, тела человека и тела животного:

позиция общество тело человека тело животного

6 совершенный человек голова голова

5 царь плечи передние ноги

4 придворный туловище передняя часть туловища

3 вельможа бедра задняя часть туловища

2 служилый голени заднии ноги

1 простолюдин ступни хвост

В заключение приведем одну из гексаграмм и соответствующие ей гадательлные симво-

лы, относящиеся и ко всей гексагамме в целом, и к каждой из ее черт:

ЦЯНЬ (Творчество) Изначальное совершение, благоприятная стойкость

1. В начале девятка

Нырнувший дракон

Не действуй!

2. Девятка вторая

Появившийся дракон находится на поле

Благоприятно свидание с великим человеком

3. Девятка третья

Благородный человек до конца деятелен; вечером он осмотрителен

Точно в опасности

Хулы не будет!

4. Девятка четвертая

Точно прыжок в бездне

Хулы не будет!

5. Девятка пятая

Летящий дракон находится в небе

Благоприятно свидание с великим человеком.

6. Наверху девятка

Возгордившийся дракон

Будет раскаяние !

Кроме такого текста, к каждой из гексаграмм прилагается развернутый комментарий,

объясняющий ее смысл.

Мы не случайно остановились на "Ицзине" так надолго: в этой, еще раз повторю,

важнейшей для древнекитайской культуре книге, предельно отчетливо запечатлена основ-

ная идея нумерологии, подчиняющей все процессы в небе, на земле и в человеке набору

геометрических и числовых закономерностей.

Продолжая разговор об общих установках древнекитайского мышления, обратим внима-

ние на его континуальность. Идея всеобщей взаимосвязи не сочеталась с представлением

о дискретности бытия, и еще одно кардинальное отличие мировой пневмы (ци) от атомов

Демокрита состоит в том, что о "ци" необходимо говорить не в терминах частиц, а в

полевых терминах, ци - это "континуальная полеобразная пневма" ("Современные истори-

ко-научные исследования: наука в традиционном Китае", М., 1987, с. 33). Отсюда любовь

китайской науки к полевым теориям и первое (еще в ХI в.) объяснение морских приливов.

Не случайно, что среди физических дисциплин наибольшее развитие в древнем Китае, по-

лучили оптика, акустика и теория магнетизма.

ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Обращение к древнеиндийской культуре помогает воспитанному в европейских тради-

циях человеку понять многие особенности культуры древнего Китая, вызывающие у него

недоумение при первом знакомстве. Это связано с тем, что древнекитайская культура -

прежде всего, культура жеста, культура зрительно данного символа и ритуального дейст-

ва, а древнеиндийская культура, несмотря на значимость для нее символа и ритуала, в

очень большой степени - культура мысли, осмысляющей символ и создающей для этого ри-

туала философскую модель. Не случайно выдающийся русский индиолог Ф.И.Щербатской пи-

сал, что "самой сильной стороной в индийской образованности является ее философия".

Поэтому то, что в древнекитайской культуре выражено на языке жеста, который легко

понимается человеком, живущем внутри данной культуры, и крайне труден для восприятия

извне, в древней Индии сформулировано на филосовском языке, который гораздо более

интернационален и более близок европейскому сознанию. Здесь появляется искус отож-

дествить древнеиндийскую культуру с древнекитайской, сочтя их за две разные модели,

воплощающие одну и ту же идею, две ветви одного дерева, имеющие общую основу. Но это

неверно. Зерна, из которых произрастают древнеиндийская и древнекитайская культуры,

несмотря на кажущуюся близость, мало похожи друг на друга, и даже внешне похожие

концепции имеют под собой разные основы. Основное отличие состоит в расстановке ак-

центов: то, что составляет сущность древнеиндийской культуры, в древнекитайской

культуре является побочной ветвью, и наоборот.

Для того, чтобы дать почувствовать все своеобразие культурной традиции в Индии,

мы остановимся сначала на некоторых черезвычайно важных особенностях индийского быта,

не имеющих своих аналогов в Европе. Первой из таких особенностей является доктрина о

четырех возрастах жизни человека и об обязанностях, связанных с каждым возрастом. По

индийским представлениям, человек, пройдя пору ученичества и став домохозяином, дол-

жен был, по истечении лет, уйти из дома и жить сначала как отшельник, а потом - как

странник-подвижник, учитель мудрости. Вот как определяет обязанности каждого из воз-

растов древний канонический текст: "Домохозяин живет своим ремеслом или делом, же-

нится на девушке, ровне ему по общественному положению ... уделяет пищу богам, душам

предков, гостям слугам и ест затем сам то, что остается. Ученик должен изучать веды,

смотреть за жертвенным огнем, совершать предписанные омовения, оставаться до конца

жизни (или пока не женится) у своего учителя, или его сына, или соученика. Отшельни-

ку надлежит блюсти целомудрие, спать на земле, носить волоса, сплетенные в пучок, и

иметь шкуру антилопы для сидения, приносить жертву огню, совершать омовения, чтить

богов, души предков и гостей и питаться лесными плодами. Подвижнику надлежит обузды-

вать чувства, отказаться от всех светских дел, отречься от собственности и от сноше-

ний с людьми, жить подаянием, жить в лесу, меняя местопребывание, заботиться о внут-

ренней и внешней чистоте, не убивать ничего живого, быть правдивым, не завидовать,

блюсти благоволение к людям и быть долготерпеливым.

Исполнение этих обязанностей ведет на небо и к вечному блаженству, при их небре-

жении мир гибнет или приходит в смятение" (С.Ф.Ольденбург "Культура Индии". М., 1991,

с.195). Принципиально важно для понимания, что речь здесь идет о духовном, а не о

физическом возрасте человека: человек мог прожить жизнь оставаясь учеником и так не

достигнув нужной степени зрелости (Ученика приводили к учителю на седьмом году жизни

и он оставался в доме учителя на срок 12 или 24, иногда 36, изредка 48 лет и крайне

редко - на всю жизнь. В.С.Семенцов "Проблема трансляции традиционной культуры на при-