Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 11 из 23)

Информационное общество – концепция, разрабатываемая в послевоенный период японцем Е. Масудой и канадцем М. Мак-Люэном. Смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникациями: языком, печатью, компьютером, телевидением и т.д.

Классицuзм (лат. classicus – первоклассный, образцовый) – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII-нач. XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы, искусства как идеальному эстетическому образцу.

Коллаж (фр. collage – наклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве XX века, создание картины при помощи наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре (фрагменты газет, фотографий, обоев, цветной бумаги, кусков тканей, щепок, отделочных материалов). В эстетике постмодерна один из важнейших технических приемов.

Конструктивuзм (лат. constructio – построение) – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом, футуризмом. Породило свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии
20-х – начала 30-х гг. Основная установка конструктивизма – сближение искусства с практикой индустриального быта: геометризация контуров, обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, воспроизведение производственных ритмов в поэзии.

Культурогенез – процесс зарождения культуры. Существуют различные теории, объясняющие возникновение культуры, – марксистская, психоаналитическая, символическая, игровая, креационистская и многие другие.

Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

Модерн (фр. moderne – современный) – русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX-начала XX вв. Этот стиль воплотился, прежде всего, в архитектуре, объединявшей все виды искусства, в практике дизайна. Модерн ориентирован на промышленность и городскую среду. Основоположники модерна – бельгийский архитектор и дизайнер – Хенри ван де Вельде, английский архитектор Уильям Моррис. С живописью модерна связано творчество Поля Гогена, французской группы «Наби»; музыкантов – М. Равеля, К. Дебюсси, Г. Малера.

Модернuзм (фр. modernisme – новейший) – общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом. Модернизм противопоставил себя искусству прошлого. Включает в себя различные относительно самостоятельные идейно-художественные направления и течения (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм и др.).

Натуралuзм (фр. naturalisme, лат. natura) – 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

Поп-aрт (англ. popart, popularart – популярное, общедоступное искусство). Поп-искусство – направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. Использует реальные предметы, изображения, рекламу, упаковку товаров и т.д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.

Просвещение – термин, впервые использованный Вольтером и Гердером. 1) XVIII столетие в истории Западной Европы, понимаемое как «век разума». 2) Просвещение как идеология; возникает в XVII в., родоначальник – английский философ Д. Локк. Наибольшее развитие просвещение получило во Франции. Его начало можно датировать с постановки трагедии Вольтера «Эдип» (1718), выхода в свет «Персидских писем» (1721) Монтескье. Просвещение послужило идеологической подготовкой буржуазных революций.

Рококo (фр. rococo, от орнаментального мотива rocaille – рокайль, осколки камней, раковины) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в., особо развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причудливой ассимметрией, орнаментом, изяществом форм.

Романтuзм – 1) направление в искусстве конца XVIII – 1 пол. XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой французской революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявился в музыке, изобразительном искусстве, театре; 2) в литературоведении обозначение метода, предполагающего художественное пересоздание действительности в соответствии с идеалами автора; 3) мироощущение, характеризующееся идеализацией действительности, мечтательностью.

Секуляризaция (ср.-лат. saecularis – светский) – 1) освобождение от влияния церкви, религии вообще; 2) обращение церковной, монастырской собственности в светскую; 3) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, секуляризация школьного преподавания.

Семь чудeс свeта – в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н.э.; Мавзолей в Ганикарнасе, сер. IV в. до н.э.; террасные, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н.э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н.э., Гелиоса в Родосе (Колосс Родосский), около 292 – 280 гг. до н.э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н.э.

Сфинкс – скульптура существа с головой человека и телом льва, воздвигалась перед заупокойными храмами в Древнем Египте, олицетворяла мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс длиной 57 м, высотой 20 м, из цельной скалы до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Сюрреалuзм (фр. surrealisme – буквально: сверхреализм) – направление в авангардистском искусстве XX в., сменившее дадаизм, объявляющее своей задачей бесконтрольное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.

Табy. – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого карается сверхъестественными силами; 2) вообще – строгий запрет.

Университeт (нем. Universitat, лат. universitas, universitatis – совокупность). 1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и научно-политических знаний (например, народный университет культуры).

Урбанuзм (лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. тематика, связанная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.

Футурuзм (лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 1910–1920-х гг., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации. Отсюда совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии. Итальянские футуристы эстетизировали силу, движение, войну. Русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового, революционного содержания; формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме.


4. СЕМИНАР 4

4.1 Отечественная культура

Занятие 1.

Вопрос 1. Древнейшие культуры на территории России. Культура Киевской Руси.

Список литературы

1) Балакина, Т.И. Хрестоматия по мировой художественной культуре. Россия IX – нач. XX века. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000. С. 28–46.

2) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 42–47, 55–60.

3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 77–85.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 13.1).

Вопрос 2. Русская культура XIII–XVII вв.

Список литературы

1) Балакина, Т.И. Хрестоматия по мировой художественной культуре. Россия IX – нач. XX века. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000. С. 60–89.

2) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 193–200, 269–277, 348–357.

3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 85–92.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 14).

Вопрос 3. Культура России нового времени:

а) реформы I четверти ХVIII в. и культура

Список литературы

1) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 378–381.