Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 17 из 23)

Обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между представителями различных конфессий.

Компенсаторная функция. Смысл ее заключается в том, что религия восполняет (компенсирует) бессилие человека, облегчает его страдания. Религия является способом решения любых существующих проблем (здоровье, учеба и т.д.). Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.

Коммуникативная функция. Религия выступает средством общения людей в рамках религиозных организаций, отдельных групп. Средствами общения и единения верующих с Богом и друг с другом являются богослужения в храме и не только, участие в таинствах, праздники и т.д.

Регулятивная функция. Религиозные идеи, ценности, стереотипы поведения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Как нормативная система религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Внерелигиозные функции. Выделяют политическую, экономическую, воспитательную, культурно-просветительную и т.п.

Религия и культура. К проблеме соотношения религии и культуры существуют различные подходы, порой прямо противоположные. 1) Понятия «религия» и «культура» нередко смешиваются. Иногда религию считают формой культурной деятельности. И наоборот культуру, в особенности искусство, считают духовно равнозначным религии, полагают, что культура может в жизни заменить религию. 2) Религия и культура разводятся в разные стороны; они не могут восприниматься как слова – синонимы.

Эти две формы деятельности человека безусловно связаны. Источник идей, реализуемых в творческой деятельности, древние видели во вдохновении, которое приходит к человеку извне, свыше. Овидий говорил: «Бог живет в нас, мы имеем связь с небом, из эфирных областей сходит на нас вдохновение». В Ветхом Завете от лица Бога говорится о мастере Веселеиле: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью и всяким искусством составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу» (Исх. 33, 30–31).

Формы взаимодействия религии и культуры многообразны:

– мораль, понимание добра и зла различно в различных религиозных системах, так же как и понятие истины;

– искусство, особое значение имеет изобразительное искусство (живопись, иконопись), архитектура, музыкальное, танцевальное, театральное, пение, поэзия и проза; фольклор;

– обучение в различных формах (начальная, средняя, высшая школа, внешкольное образование), система воспитания;

– язык;

– праздники, церемонии, посмертные ритуалы;

– деньги, материальные ценности, область материальной культуры.

Аллах – единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего, согласно Корану и мусульманским представлениям. Ислам – религия строго монотеизма, понятие «религия единого» играет ключевую роль. Важнейшая в богословском смысле сура СХII Корана «Очищение» гласит: «1. Скажи: «Он – Аллах – един; 2. Извечен Аллах один; 3. Не рождал он, и не был рожден. 4. И с ним никто не сравним» (пер. В. Пороховой).

Бuблия (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого Завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового Завета, содержащее собственно христианское учение.

Боговоплощение – основополагающая истина христианства. Иисус Христос – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, Бог Слово (Логос), Спаситель всего человечества был рожден до сотворения мира (и времени), т.е. существовал всегда. Христос для спасения людей сошел на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии в Богочеловека, приняв человеческий облик. Эта истина о воплощении Сына Божия является абсолютно непостижимой для человека и воспринимается на веру.

Буддuзм – значительное явление мировой культуры. По преданию это учение Сиддхархи Гаутамы Шакьямуни (Будды), созданное на основе древних религиозно-философских учений Индии в
VI в. до н.э. Главным в буддизме являются четыре благородные истины: 1) «существует страдание», 2) «имеются причины страдания», 3) «можно прекратить страдание», 4) путь к прекращению страданий – «благородный восьмеричный путь». Конечная цель стремлений человекав буддизме – нирвана, это отрешенность от всех жизненных забот, небытие, состояние высшего блаженства. Буддизм получил распространение в Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии, в Сибири.

Вeра – элемент мировоззрения, посредством которого выражается отношение человека к собственным жизненным силам, их источнику, их возможностям. Вера может быть положительной (уверенность) и отрицательной (неверие, неуверенность); «слепой» – доверие чувствам, интуиции без каких-либо доказательств и «зрячей» – доверие осмыслению опыта, научным доказательствам.

Гимнография – совокупность прославляющих Бога поэтических произведений, созданных на протяжении всей истории становления Православной Церкви. Жанры гимнографии: тропарь – краткое песнопение, исходно музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов, писались ритмической прозой, в IV в. появляются стихотворные тропари. Кондак – многострофная (ок. 20–30) поэма, появляется в 1 пол. VI в. Создатель жанра – Роман Сладкопевец. Кондак вытесняется каноном с VIII в. Канон – сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Как жанр канон возникает в сер. VII в. Акафист – форма церковной поэзии, близкая древним кондакам. Первый акафист, называемый Великим, посвящен Богородице («Взбранной Воеводе…»), составлен в нач. VII в. в память об избавлении Константинополя от нашествия персов. Акафист состоит из 25 строф, каждые 2 из них образуют смысловое звено. Икос – строфа кондака или акафиста.

Грех (с греч. языка – ошибка, попадание мимо цели) – одно из важнейших библейских понятий, означающее отпадение человека от Бога как источника абсолютной жизни и силы; грех, или зло, – нарушение закона Божия (1 Ин. 3, 4), беззаконие, нарушение воли Божией. Грех Адама и Евы был первым грехом людей, поэтому он называется первородным. Последствия грехопадения: физические для человека (смерть, болезни, страдания), духовные – склонность человека ко злу.

Душa (гр. psyche, лат. anima) – понятие, выражающее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, независимая от тела; в современной науке – обозначение целостности идеальных психических процессов, отражающих и выражающих в различных чувственных и рациональных формах внешний мир и меру причастности личности к историческому процессу творческого преобразования природы и общества.

Евангелие (с греч. языка – «радостная весть», «благовествование») – общее название первых четырех книг Нового Завета. В них излагается «радостная весть» о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Спасение – вечная жизнь человека с Богом в любви. Канонические евангелие – это евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Икoна (гр. eikon – изображение, образ) – в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Бога – Троицы, Божьей Матери, сцен из Ветхого Завета и Нового Завета, изображение святого (или святых), являющееся предметом религиозного поклонения. Для средневековой иконописи характерны особые изобразительные приемы (так называемая обратная перспектива) – плоскостность, специфическая передача пространства, использование золотых фонов, отсутствие иллюзорного источника света, тяготение к локальному цвету, условности в передаче предметов и событий.

Иконография –особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений. Основная иконография складывается в IV–VI вв. В иконописи общее название икон на сюжеты священной истории называется праздники. Праздники это: благовещение – начальный момент вочеловечения Бога. Согласно Евангелию от Луки (1,26–38), архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии, сообщает Ей, что у Нее родится сын Иисус и это будет Сын Божий. Первые изображения Благовещения известны со II в. Рождество Христово – величайший из Двунадесятых праздников, связанный с рождением Иисуса Христа в Вифлеемской пещере. Иконография сложная и разнообразная. Изображения появляются уже в катакомбах Рима. Крещение, или Богоявление – изображение Христа в крестчатом нимбе на фоне реки Иордан, слева – Иоанн Креститель, кропящий голову Иисуса, справа ангелы – неизменные спутники Бога. В центре иконы в снопе света летит Дух Божий «в виде голубином». Преображение – таинственное подтверждение божественной природы Иисуса Христа, которую он явил ученикам на горе Фавор. Воскрешение Лазаря – одно из самых знаменательных и важных чудес, которым Иисус подтвердил возможность воскресения и своего собственного и всех других людей. Вход в Иерусалим – Христос изображается на осле, символе кротости и миролюбия, за ним следуют апостолы. Пальма – обязательный атрибут иконы, так как символизирует мученическую смерть и вечность загробной жизни. Тайная вечеря – сюжет иконописи, отражающий последнюю пасхальную трапезу Иисуса Христа и Его учеников, совершавшуюся накануне распятия и Крестной смерти Спасителя. Во время тайной вечери Христос умыл ноги ученикам Своим, дал новую заповедь взаимной любви, установил таинство Евхаристии. Распятие – важнейшее событие на пути человеческого спасения, его образы стали символом самой христианской веры. Воскресение из мертвых – величайшее событие евангельской истории. Его второе название – Пасха. Главной иконой Пасхи является икона «Сошествие во ад». Вознесение – Вознесение на небо Бога, имеющего человеческий облик. Воздвижение Креста Господня – праздник, связанный с торжеством христианства при императоре Константине (IV в). Сошествие Святого Духа на апостолов – важнейшее событие, положившее начало проповеди Христова учения и создания Церкви как общности людей, объединенных одной верой. Успение Богородицы – день завершения земной жизни Богоматери. Последняя икона праздничного ряда.