Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 12 из 23)

2) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 115–121.

3) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 190–192.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 24.2).

5) Новиков, В.И. Масонство и русская культура. – М.: Искусство, 1998.

б) основные достижения культуры России в ХIХ в.

Список литературы

1) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 451–458, 581–591.

2) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 126–131.

3) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 194–202.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 25.1–2).

Занятие 2.

Вопрос 1. «Серебряный век» русской культуры (конец ХIХ в.–начало ХХ в.)

Список литературы

1) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 203–247.

2) Кадыров, А.М. Культура России конца XIX-начала XX веков. «Серебряный век» русской культуры. – Уфа: УГАТУ, 2002.

3) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2005. (Гл. 25.3).

Вопрос 2. Культура советского периода: достижения и проблемы (1917-середина 1980-х гг.).

Список литературы

1) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 248–266.

2) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 649–652,671–674, 680–683.

3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 143–149.

Вопрос 3. Тенденции развития современной социокультурной ситуации в России (1980-е гг.–наст. вр.).

Список литературы

1) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 727–732.

2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 115–117).

3) Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник. изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2001. С. 486–492.

4.2 Темы докладов

1.Взаимодействие культур восточных славян и тюрков на территории России.

2.Евразийство и его сущность.

3.Социокультурные последствия крещения Руси.

4.А. Рублев и его эпоха.

5.Петр I и культура.

6.Русская культура XVIII века.

7.«Золотой век» русской литературы.

8.«Серебряный век» русской культуры.

9.Судьбы российской интеллигенции. Сборник «Вехи».

10. Социалистическая революция и культура.

11. Система образования в СССР: достижения и проблемы.

12. Развитие науки и техники в СССР.

13. Перестройка, реформы начала 90-х гг. в России и судьбы российской культуры.

14. Культура русского зарубежья.

15. Авиация в СССР

16. Достижения СССР в освоении космоса.

17. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.

4.3 Вопросы для самопроверки

1. Как называется старинное зрелище, массовая игра с плясками, пением, хороводами, театрализованными обрядами?

2. Каковы социокультурные последствия принятия христианства на Руси?

3. Что является доминантой развития отечественной культуры на протяжении IX–XIX вв.?

4. При каком киевском князе составлен свод законов «Русская правда»?

5. Назовите особенности культуры Киевской Руси.

6. Как называется выдающееся произведение мировой средневековой литературы, созданное на Руси в конце XII в.?

7. Что такое «золотой век культуры домонгольской Руси»?

8. Какова роль монастырей в истории культуры России?

9. Назовите характерные черты культуры Московского царства (XIV–XVII вв.).

10. Что такое секуляризация культуры? В чем она проявляется в России XVII в.?

11. Какое влияние оказали реформы Петра I на развитие русской культуры?

12. Кого называют отцом русской классической музыки?

13. Когда открылась первая публичная библиотека в Москве?

14. Кто такие «передвижники»?

15. Как развивалась наука и техника в России в XIX в.?

16. Что представляла собой культура России XIX в.?

17. Какие тенденции проявляются в русской культуре «серебряного века»?

18. Назовите характерные черты советской культуры.

19. Каковы социокультурные последствия «перестройки»?

20. В чем проявляются особенности культуры постмодернизма в постсоветской России?

4.4 Справочные статьи и основные понятия

Культура древних славян. Была представлена скотоводством, охотой, земледелием. Ремесленные поселки – зародыши будущих городов – представляли собой собрание хижин, окруженных забором или земляным валом, внутри возвышались святилища. В VI–VIII вв. уже выделились кузнецы, литейщики, ювелиры, позднее – гончары. Торговый водный путь, который шел из Византии через все восточнославянские земли к Балтийскому морю, назывался «из варяг в греки».

Язычество – характерная черта культуры восточного славянства, особое значение оно имело в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Его отличает светлый характер, оптимизм, поэтизация природы. Языческое мировоззрение нашло художественное выражение в народном творчестве: устная народная поэзия – это заговоры, заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), пословицы и поговорки (как отражение древнейшего быта), загадки (следы древней магии). Былинный эпос, сказки связаны с язычеством. «Растительный», «звериный» стили – излюбленные мотивы орнамента в русском прикладном искусстве.

Письменность всегда является показателем высокого уровня культуры. Ее виды: «черты» и «резы» – пиктографическое письмо славян-язычников. Протокириллица– запись славянских слов с помощью греческого алфавита. Глаголица – самостоятельный славянский алфавит.

Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры. Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре (988 г.) и продолжалось в течение полутора веков. Альтернативы выбора вер: 1) язычество; 2) иудаизм, который господствовал в Хазарском каганате; 3) ислам исповедовался в арабо-исламском мире, с которым контактировала Русь; 4) западное христианство было распространено в западной части Европы. До 1054 г. христианская церковь была единой. 5) Восточное христианство (православие) являлось государственной религией в Византии.

Причины христианизации Руси: 1) Личность князя Владимира. Князь Владимир как крупный государственный деятель давно осознал, что языческий политеизм не соответствует духовным и политическим потребностям государства. 2) Решающее значение имел эстетический фактор – мистическая красота православного богослужения, духовный подъем, который пережили послы князя Владимира в соборе Святой Софии в Константинополе, красота православных храмов. 3) Традиционные политические связи Киевской Руси с Византией. В византийской традиции духовная власть занимала подчиненное положение по отношению к светской власти. Власть императора рассматривалась как Богом установленная, данная свыше. 4) Династические соображения (брак князя Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной) закрепляли дружеские отношения с такой влиятельной державой как Византия. Тем самым расширялись торгово-экономические и культурные связи с Византией. Это в какой-то мере обеспечивало ослабление набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря. 5) На Западе богослужение велось только на латинском языке, Библию на другие языки переводить было нельзя. Православие не связывало себя языковыми канонами. В этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Через болгарские богослужебные книги, священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Социокультурные последствия принятия христианства

1) Обеспечение этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Русов, славян, угро-финов и др. народы объединяла общая духовная основа.

2) Христианство постепенно вытесняло языческие обряды и традиции (убийство новорожденных девочек, многоженство и т.д.), происходила гуманизация жизни общества.

3) На основе христианства происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси. Государственность на Руси в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой.

4) Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

5) Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной стране.

6) Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Под влиянием христианства развивались книжное дело, литература, история, философия, появились первые летописи, в школах обучались люди из различных слоев населения.

7) Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства (особенно – иконографии).

8) В X–XIII вв. происходил сложный психологический слом языческих верований, становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден, на Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм.