Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 18 из 23)

Иконографические типы Иисуса Христа. Спас Нерукотворный – один из древнейших иконографических образов. Согласно Преданию, Лик Спасителя чудесным образом отпечатался на плате, которым Он отер лицо от воды. Пантократор (Вседержитель, Спас Вседержитель) – изображение Иисуса Христа, которое может быть поясным или в полный рост. Характерная особенность – открытое Евангелие в левой руке, правая рука поднята в благословляющем жесте. На нимбе буквы, означающие «Всегда существующий». Спас в силах – иконография Иисуса Христа, восседающего на троне на фоне красного четверика с символами евангелистов. В руке Христа – книга с текстом из Священного Писания. Спас Эммануил – иконография юного Христа, восходит к ветхозаветному пророчеству Исайи: «…Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут его имя – Эммануил», что означает «с нами Бог».

Иконографические типы Богоматери. Оранта (греч. – Молящаяся) – один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность – воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери. Великая Панагия (Всесвятая) – изображение на груди Оранты в круге «славы» Младенца Христа. Знамение(слав. – чудо, знак, посланный свыше) – поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками, с Младенцем на груди. Умиление(Елеуса) (греч. – милостивая, милующая) – поясное изображение Богоматери с Младенцем. Характерная особенность – соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы, что символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров. Одигитрия (греч. – Путеводительница) – поясное изображение Богоматери с Младенцем, сидящим на её левой руке. Характерная особенность – положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа. Означает, что спасение возможно только через воплотившегося Бога – Иисуса Христа.

Ислaм (ар.) – одна из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравиив результате оригинального синтеза элементов обрядовых традиций староарабских домусульманских языческих культов, иудаизма, христианства (несторианство) и др. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Ислам распространен преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, ряде областей бывшего СССР. Мекка и Медина считаются священными городами для мусульман. Ислам основывается на пяти столпах. Догматическое значение имеет первый столп. Столпы со второго по пятый имеют обрядовое значение.

1) Исповедание веры – «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его».

2) Намаз – ежедневная пятикратная молитва.

3) Ураза – пост в месяц рамадан по лунному календарю.

4) Закят – обязательная милостыня.

5) Хадж – паломничество в Мекку.

Иудаизм (соб.) – религия, распространенная преимущественно среди евреев; возникла в конце II тыс. до н.э.; является монотеистической системой с культом бога Яхве; иудаизм – государственная религия Израиля.

Каллиграфия – искусство изображения слова в исламе, наделенное самоценной выразительностью художественной формы. Выделяют разные типы почерков. Куфи – почерк с прямолинейными угловатыми буквами, служил для написания заглавий сур Корана. Цветущий куфи – разновидность куфи со сложным переплетением завитков и элементов растительного орнамента, использовался для поэтического восхваления Аллаха, написания изречений Корана и сведений информационного характера. Сульс– самый нарядный почерк, который использовался для украшения интерьеров. В нем соотношение прямолинейных и криволинейных элементов составляет пропорцию 1:3.

Канoн (гр. kanon – правило, предписание) – 1) правило, положение какого-либо направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», священное писание; 3) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 4) в искусстве – совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом; 5) в музыке: а) музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают ее разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации); б) большая хоровая композиция (в православной церкви).

Католицuзм (гр. katholikos – всеобщий, вселенский) – одна из конфессий в христианстве. Католичество официально оформилось в результате раскола христианской церкви в XI в. (1054 г.) Отличается от православия и протестантизма догматикой, культовой практикой, организационными принципами построения церкви. Эти отличия особо ярко проявляются в культуре, прежде всего в искусстве (изобразительном, музыкальном, архитектуре) и т.д.

Корaн (араб. куран – чтение) – главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, правовых текстов.Основу его составили проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке.

Крест – многозначное понятие; изображение креста появилось задолго до того как стало основным символом христианства. 1) В древнейших культурах использовался как обозначение земли, простирающейся во все стороны, как символ плодородия (в украшении орнамента керамики, вышивке). 2) У шумеров крест – символ окружающего их мира. 3) В Древнем Египте крест – символ жизни, его наделяют охранительной функцией. 4) Свастика – крест с загнутыми концами – символизирует силу земли. 5) С древних времен крест использовался как орудие казни. 6) Крест – символ спасения и искупления всего человечества, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес. 7) Крест нательный христианин носит на теле под одеждой.

Лавра (греч. – многолюдное место) – название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V–VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений. В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаевско-Успенская.

Лирическая поэзия в исламе – выдающееся достижение арабо-мусульманской культуры. Зародилась как поэзия кочевников-бедуинов. В дальнейшем поэзия воспринимает культурные традиции покоренных народов. Отличительные черты арабской поэзии – культ разума, идея справедливого властителя, упоение страстями и борьба с ними. Существовали разнообразные жанры. Газель– стихотворение о любви, предназначавшееся для пения.Гедонистическая лирика – жанр поэзии, прославляющий пышные придворные увеселения, призывающий ловить минуты счастья и не думать о загробном возмездии.Зухдийят– философские стихи, обличавшие забвение нравственных предписаний ислама.Касыда– поэма-панегирик, ведущий жанр придворной поэзии.«Поэзия вина» – гедонистическая лирика, изобилующая описанием дружеских попоек. Она представлена поэзией Абу Нуваса, заработавшего в молодые годы репутацию пьяницы, распутника и богохульника. Он герой многих новелл «Тысячи и одной ночи», придворный панегирист при дворе Харун ар-Рашида.

Масонство – эзотерическое течение. Как духовно-общественное движение выдвигает приоритет моральных ценностей перед ценностями государственными, воплощенными в абсолютизме. В масонстве проявляется внецерковная религиозность. Это реакция на широкое распространение европейской атеистической философии. Среди масонов существовало мнение, что церковь – «отживающее учреждение». В России возникло в 1730-е гг. Масоны – Новиков, Радищев, Сумароков, Баженов, Левицкий, Рокотов, Боровиковский, Карамзин, Щербатов, Мартос и др.

Медресе (араб. – место учения) – в средневековой мусульманской архитектуре здание, имевшее функции религиозной школы, университета, теологического института. Они стали самостоятельными учебными заведениями в X–XI вв.

Мечеть – общее название мусульманских культовых зданий или помещений, предназначенных для молитвы. По назначению различают мечети для ежедневных, пятничных и загородных молений. Разные типы мечетей отвечали потребностям культа и климатическим условиям: открытый двор с водоемом посередине служил для омовений, предшествующих молитве; галереи и колонный навес укрывали от палящих лучей солнца. Обязательными элементами мечети являются михраб, минарет. Минаретыпредставляют собой башни, с которых призывали верующих на молитву. Выделяют различные типы мечетей. Колонная мечеть (арабская) – тип мечети, для которой характерно наличие прямоугольного двора с галереями на трех сторонах и многоколонным молитвенным залом на стороне кыблы. Купольная мечеть – тип, основой архитектуры которого является молитвенный зал, перекрытый большим куполом. Айванные мечети.