Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 14 из 23)

Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Этот идеал воплощает театр.

Особое место занимает русская философская мысль (Н. Бердяев, С. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), ее основные темы – осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.

Культура Советской России, СССР – крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Перемены в сфере культуры произошли сразу после октября 1917 г. Государственная политика в сфере образования была направлена на решение двух задач – сделать образование доступным для рабочих и крестьян и перестроить его на новых идеологических основах. Ликвидация неграмотности – одно из центральных направлений политики в области культуры. В годы НЭПа многообразие форм социально-экономического развития сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений (научных, художественных, культурно-просветительных). В конце 20-х годов усиливается контроль государственной власти за развитием духовной культуры общества, это приводит к свертыванию творческого плюрализма. Главным методом стал социалистический реализм, основным принципом которого является партийность, социалистическая идейность.

В годы Великой Отечественной войны культура была подчинена задачам борьбы с врагом. Были перестроены и созданы вновь структуры по идеологическому руководству культурной работой. Изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. Формы культурной работы: радио, кинематограф, печать как наиболее оперативные, мобильные, доступные и эффективные выдвинулись на первый план.

В послевоенные годы центральное место в работе ЦК партии заняли идеологические вопросы. Советское руководство проводило изоляционистскую политику, проводилась широкая идеологическая кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом. Главной задачей в области народного образования стало введение обязательного семилетнего обучения детей. Научные достижения – это исследования в области полупроводников, ракетостроения, средств механизации и автоматизации. Исследования в области использования атомной энергии велись под руководством академика И.В. Курчатова. Изучение люминесценции в 1958 г. отмечено Нобелевской премией. Художественная культура определялась постановлениями ЦК ВКП(б) 1946 г.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»; 1948 г. – «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

Во 2 половине 1950-х – начале 60-х наметились тенденции либерализации общественно-политической жизни. «Оттепель» хрущевской поры стала временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются ранее запрещенные произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»).

1960-е – начало 80-х гг. были отмечены рядом принципиальных научных открытий и технических разработок, сосредоточенных в областях, тесно связанных с военным производством – ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике. Во 2 пол. 1960-х гг. наиболее активно развивалось освоение космического пространства.

Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы, вузы, кинотеатры, дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Развивались средства массовой информации (радио, телевидение). Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известны широкому кругу читателей лишь произведения, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, не получали официального разрешения на публикацию. Они публиковались за рубежом.

Культурная жизнь России в 90-е гг. Кардинальным образом изменились взаимоотношения с властью, разрушились принципы, на которых базировалась единая культурная политика. Государственная политика нацелена на решение общенациональной задачи – сохранения и накопления культурного потенциала страны, обеспечения преемственности традиций. Активизировалась законодательная деятельность. Возникла система платного образования. В художественной культуре на первый план вышла массовая культура, преобладают не лучшие образцы западной культуры. Проявились противоречия современного культурного процесса: коммерциализация искусства отдает предпочтение зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль. Книжные прилавки заполнились детективами, эротической, оккультной литературой, различными практическими руководствами. Ведущее место занял постмодернизм (отражает творчество Л. Петрушевской, В. Пелевина и др.).

Охрана памятников культуры.

– физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за данным памятником;

– реставрация – один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать;

– консервация – сохранение памятника в дошедшем до нас виде;

– возведение «новоделов», т.е. создание копий разрушенных памятников, частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера;

– музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа.

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества. Каждая эпоха имеет свои проблемы, свой взгляд на охрану культурного наследия. Так, в XVII–XVIII вв. нет понятия «памятник истории и культуры». Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) – это грех. Одни из первых указов Петра I касались предметов искусства – «курьезные вещи» или «что зело старо, то необыкновенно». Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись.

В 1869 г. возникает «Проект положения об охране памятников». В нем памятники делятся на следующие группы:

· Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы);

· Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги);

· Памятники живописи (иконы, стенопись);

· Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа.

После революции 1917 г. принимаются декреты об охране памятников, появляется понятие «исторический памятник.» В эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей. Важными критериями для памятника являются исторический, мемориальный, временной, художественный.

С 1924 г. памятники делятся на две категории: 1) Движимые – экспонаты музеев, произведения искусства; 2) Недвижимые – скульптурные ансамбли. Иногда недвижимые памятники могут стать движимыми.

В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

· Памятники археологии (раскопки);

· Памятники истории (дома);

· Памятники архитектуры (любые памятники до нач. XIX в.);

· Памятники искусства (в основном движимые);

· Документальные памятники (требуют особых условий хранения).

В 1970-е годы появляется новый термин «наследие», «историко-культурное наследие», – это любой вид памятника, который представляет собой значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Следующие понятия – «памятное место» или «духовный памятник». Это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений, религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в экономическом, политическом, социальном, контексте. Для изучения охраны памятников необходим комплексный подход.