Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 1 из 19)

1. Основные подходы к трактовке культуры

В понятие культура каждый человек вкладывает свой смысл. Явления К. изучает множество конкретных наук: археология, этнография и т. д. У каждой из них свое представление о К. как о предмете их исследования. Для археологии культура - изучение дошедших до нас предметов, в кот. материализованы результаты деятельности людей прошлых лет. Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности.

Однако можно выделить несколько основных подходов к трактовке культуры: 1)аксеологический: понимание К. как совокупности мат. и дух. ценностей; ценность - мат. и идеальное явление, значимое для человека.2)деятельный: понимание К. как свойственного только человеку способа деятельности, связанного с преобразованием как окружающего мира, так и самого себя.3)знаковый: рассматривает к. как совокупность знаков и символов, содержащих в себе или выражающих культурно значимую информацию и способствующую единству общества.4)понимание к. как совокупности норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе.5)исторический: понимание к. как содержание результатов исторических процессов.6)антропологический: к. – мера человеческого в человеке, т. Е. сущности человека как уникального явления.7) этнографический: этнос-некая группа людей. Этнос включает представления о наличии групповой культурной общности, что обеспечивает единство, передачу от поколения к поколению опыта. 8)социологический: культура рассматривается через призму общества и его деятельности, изучается как фактор создания, существования и развития человеческого общества. 9) технологический: к. определяет уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

Таким образом, понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл.

2. Человек и культура

Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку.

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком "+".

Культура - часть общества, одно из социальных качеств человека, и с этой точки зрения мы не можем найти общества или человека без той или иной культуры. Вместе с обществом и человеком происходит становление и развитие их культуры.


3. Зарождение представлений о культуре в Античности

Долгое время процесс возникн. культуры, её функционир. происходил стихийно, неосознан, неорганиз. Можно выделить первый этап в развитии представл. о культуре, когда культура - уже есть, а вот специальн. упомин. о ней - ещё нет. Уже в первых дошедших до нас письм. источн. есть упомин. о культуре - о государ. институтах, законах, стихах, мифах и т. д. Первые религ. тексты, дошедшие до нас, дают описание и культуры народов, их создавших: "Веды", "Авеста", "Библия" и др. Они же показыв. и методы, с помощью кот. культивиров. религ. чувства, моральн. нормы. Но выработать достаточно общего понятия, в кот. бы отразилась единая, общая природа таких явл., как труд и живопись, чел-к ещё не мог.

Для нас, находящихся в поле влияния европ. культуры, особ. интерес предст. цивилизация Др.Греции и Др.Рима. Именно они оказали существ. влияние на культуру Европы.

Впервые слово, схожее со словом "культура" мы встречаем в произвед. Марка Порция Катона. Он считал, что возделывание почвы невозможно без особого отношения хлебопашца к своему труду, участку земли. Таким образом, слово "культура" применялась для хар-ки чел-ка, то есть оно появл. как элемент "культурной антропологии”. Римский оратор и философ Цицерон, говоря о "культуре", имел в виду уже не материальное отнош., а духовное, идеальное. Поэтому для него философия и сост. культуру духа и ума. Но такое поним. культуры односторонне. Отсюда идёт представл. о культуре "в широком и узком смысле слова". Культура "в широком смысле слова" часто применяется для хар-ки и матер. и дух. отнош. людей. Культура "в узком смысле" характеризует духовн. сторону жизни общ-ва и человека, то, что задается "воспитанием", "обучением".

Очень скоро обнаружив. третий смысл слова "культура". Культурный человек всем обязан воспитанию. Воспитание, обучение необходимо, так как человек живет в городе - полисе (греч.) или цивитас (городская община в Древнем Риме). Пока человек жил в деревне, ему хватало семейн. воспит. или тех знаний, кот. передаются уличн. общением. А вот жизнь в полисе, в цивитас (цивилизации) сложнее, организованнее. Здесь уже необх. спец. сис-ма обуч.: школа, "институт". Таким образом, "культура" - это то, что отличает чел-ка образов., воспит. от необуч.. Очень скоро в сис-ме качеств, отлич. культурного человека, стали выделять нравст-ть.

Термин "культура" греки не применяли. У них был термин – пайдей, кот означает как непосредственное воспитание, так и в более широком смысле - образование, обучение. В этом слове подчеркивается связь образования с воспитанием, а также идея контакта воспитания с обучением, овладением навыками, умениями.

Наиб. известность получили 2 сис-мы представл. о культуре: Афинская и Спартанская. Афинские мыслители впервые выдв. идею многосторонне развитой личности, как цели развития культуры. Такие кач-ва чел-ка как знатность, воинское ис-во, гражданственность, красота, нравственное совершенство, добродетель, богатство, формируют идеал культурн. человека. В Спарте главное в культуре - это воинское ис-во, умение воевать. Поэтому там и сформиров. идеал культурного человека-воина, кот. прежде всего должен был повиноваться. Все остальные кач-ва – напр. мудрость, краснореч., знание ис-тв - не ценились.

4. Философское осмысление культуры Французским и Немецким Просвещением

Как самостоят. явл. соц. жизни культура впервые была рассм. лишь во 2ой пол. 18в., в эпоху Просвещения. До этого времени и вплоть до конца 18в. в европ. языках термин «культура» употребл. с прист. agri или другим завис. словом.

Больш-во мыслит. этой поры счит., что для «исправл.» чел-ка и общ-ва достаточно «просвещ.» чел-ка, обучать его, передов. ему знания, накопл. чел-вом, формир. его способн. к разумн. деят. Просвещать – значит «культивиров.» разум.

Как правило, деятели Просвещения рассм. культуру как духовн. продукт общ-ва, игнорируя мир матер. культуры. Признавая культуру как духовн. образов., просветители обедняли его хар-р, устраняя из поля своего внимания культуру чувств – мир эмоций, пережив., настроений, то есть психическую составл. духовности. Ядром духовности объявлялся разум, и его продукт – научное знание, способн. достигать истины в той или иной форме, осуществлять разумн., рациональн. деятельн.

Деятели Просвещения считали, что руководствуясь разумом, то есть научн. знанием, чел-к преобразует общ-во, создает его по законам истины, справедливости, добра, красоты и т.п. Общ-во – само по себе разумно, гармонично. Но его портят «нравы», неразумно устроенные институты, темнота и невежество толпы, слепо верящей в авторитеты, ее «непросвещенность». Чел-ка, а значит и общ-во, можно исправ., так как по природе своей они «правильн.», разумн.. Главное – это постепен. преобразован., чисто количеств. изменен., происходящ. непрер., без всяких «скачков».

Просветителями было осознано противореч. между природой и культурой. Так в концепции Ж.-Ж. Руссо культура обличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи. «Культурные народы» восприним. как «испорченные» и «морально-развращенные», им противопоставл. «чистота и простота нравов» так назыв. «варварских» первобытн. народов.

Немецкий просветитель И.Г. Гердер поним. культуру как историч. ступень совершенств человечества и связывал ее со степенью развития наук и просвещения.

Аналогичных взглядов придерж. и другой немецкий просветитель – Вильгельм фон Гумбольд, утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществ. с помощью науки и ремесла.

В сочинениях Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает как результат поступат. развития истории и степень воплощения разумн. начала, реализованного в религии, философии, науке, праве, морали как объективациях разума. Цель культуры, соотв. высш. назнач. «разума», - сделать людей счастл., живущими в согл. с потребн. своей «естественной» природы.

Многие мыслители новой эпохи задаются вопросом о сущности этой созданной в противовес «натуре» среды челов. существования, «второй природы», подчас вкладывая соотв. смысл в термин «культура». В данном понятии была зафиксир., во-первых, область действительн., детерминированная не природной необходимостью, не божественным предопределением, а деятельностью человека как самостоят. и свободн. сущ-ва, где человек предстает не как творимое, а как творящее существо. И, во-вторых, «культура» стала обозначать меру совершенства общественного человека, уровень его социализации, степень воспитанности, просвещенности, образованности.