Смекни!
smekni.com

Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования (стр. 10 из 18)

После 1988 г. книги стихов Высоцкого и воспоминаний о нём стали появляться с такой быстротой, что уследить за их выходом стало практически невозможно. География — от Ашхабада до Магадана, тиражи — от ста тысяч до пятидесяти экземпляров. Даже простой учёт стало вести тяжело, не говоря уже о том, чтобы иметь всё выходящее в коллекции.

Получили распространения мини-книги стихов Высоцкого. Неплохо с полиграфической точки зрения издан десятитомник издательства АО «Диалог-Сибирь», выпущенный в Омске в 1996-1997 гг. (тираж 999 экз.).

В начале 1990-х гг. была предпринята попытка издания академического собрания сочинений Высоцкого. Под редакцией известного высоцковеда С. Жильцова был осуществлён выход пятитомного собрания сочинений Высоцкого в Туле (издательство «Тулица», 1993-1998 гг.). То же самое издание выходило в Германии в 1994 г. в виде восьмитомника, в котором последний том является справочным.

Разумеется, книги Высоцкого выпускаются отнюдь не только малыми тиражами и вовсе не исключительно для коллекционеров. Как уже сказано, выпущено огромное количество книг — более или менее полных собраний сочинений, сборников воспоминаний о нём, литературоведческих трудов, сборников стихотворений, ему посвящённых. Есть издания о Высоцком — актёре кино и Высоцком — артисте Театра на Таганке; о приездах его в Белоруссию и Самару, Донецк и подмосковный Троицк. Выпущены нотные сборники его песен и книги его поэзии для изучающих русский язык — с проставленными ударениями и словариками малопонятных выражений. Были изданы книги в самых популярных в России сериях — «Человек-легенда», «Мужчина-миф», «Русская классика. 20 век». Апофеозом признания Высоцкого стал выпуск в 2002 г. книги в серии «Жизнь замечательных людей».

2. Газеты и журналы.

Вот уж какой раздел коллекционирования никогда не будет систематизирован в полном объёме! Сколько статей в газетах и журналах мира посвящены Владимиру Высоцкому, мы можем только предполагать. Счёт идёт на тысячи, возможно, на десятки тысяч, но точную цифру не знает никто. К тому же тут ещё вопрос, что собирать. Известны люди, которые берут в коллекцию любую статью, если только в ней упомянута цитата из песни Высоцкого, а уж если цитата выбрана в качестве заголовка, то такая статья вообще считается серьёзным материалом. Если придерживаться упомянутых критериев, то количество публикаций, безусловно, измеряется десятками тысяч.

Впервые в советской прессе Высоцкий упомянут 28 июня 1960 г. В статье в «Советской культуре» журналист Л.Сергеев положительно отозвался о работе Высоцкого в дипломном спектакле Театра-студии МХАТ «На дне». Мало кому известно, что за три дня до этого, 25 июня 1960 г., в «Вечерней Москве» в качестве иллюстрации к заметке «Встреча с молодыми» была помещена фотография, на которой Высоцкий снят среди участников студенческого спектакля «Свадьба».

В течение последующих нескольких лет фамилия Высоцкого встречалась на страницах советских периодических изданий только в анонсах художественных фильмов, в которых он снимался — «Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «Штрафной удар». В 1964 г. песни Высоцкого были впервые процитированы в журнале «Крокодил» (№ 29, рассказ С.Шатрова «Наш ужасный дядя Кузя...»), и через несколько месяцев — в повести И.Гофф «Не верь зеркалам», опубликованной в 50-м номере журнала «Огонёк».

Начиная с 1965 г. о Высоцком всё чаще упоминают как об актёре театра на Таганке. Когда был поставлен спектакль «Жизнь Галилея», где Высоцкий сыграл роль Галилея, его заметили такие серьёзные критики, как Л. Аникст и Н. Крымова. В 1967 г. появились первые публикации — тексты песен из «Вертикали», особенно «Песню о друге», опубликовали десятки газет по всей стране. Казалось бы, всё шло хорошо, как вдруг грянул гром...

Сперва 14 апреля 1968 г. в «Правде» появилась статья народного художника СССР скульптора Е. Вучетича:«В комнату ворвалась дикая блатная мелодия Сухаревки, времён нэпа. Исполнитель не пел, а сипло причитал, смакуя воровской жаргон. Песенки, если то, что неслось из магнитофона можно назвать песенками, были пересыпаны намёками дурного свойства, видимо, претендующими на «творческую» смелость».

Имя Высоцкого тут не упомянуто, но «намёк дурного свойства» налицо. Команда «фас» была дана. И вот 9 июня 1968 г. в «Советской России» появляется печально знаменитая статья «О чём поёт Высоцкий».

Кстати, именно появлению этой статьи обязан Высоцкий тому, что его имя впервые появилось на странице зарубежного издания. Да ещё какого! Уже на следующий день «Нью-Йорк Таймс» писала:«Газета «Советская Россия» обвинила московского артиста, играющего на гитаре в исполнении «жаргонных и грязных» песен…».

Впервые перевод стихотворения Высоцкого на иностранный язык был напечатан в 1970 г. Канадец М.Аллен опубликовал перевод на английский стихотворения «Профессионалы» (журнал «Mclean’s», Toronto, Canada, 1970, January, p.79). Через месяц — новая публикация в Канаде («Globe», Toronto, Canada, 1970, February 28, pp.8-9), где в переводе М.Аллена опубликованы три текста Высоцкого, плюс текст «Рано утром проснёшься...», Высоцкому не принадлежащий, но им спетый.

3. Аудиоматериалы.

Надо сказать, что родная страна Высоцкого не жаловала — при его жизни на «Мелодии» вышло всего пять миньонов, на которых записано двадцать песен. Для самого популярного исполнителя страны это была не просто капля в море того, что он создал...

Два диска-гиганта, записанных в 1974 г. (один из них — вместе с М.Влади), так и не вышли при жизни Высоцкого. Зато в 1979 г. был выпущен диск для продажи на экспорт, куда вошли песни, записанные в разные годы на «Мелодии».

Упомянем также миньоны, в которые вошли песни Высоцкого в исполнении Н. Губенко («М. Таривердиев. Музыка из кинофильма «Последний жулик»«, 1967 г., — в пластинку включена «Финальная песня» на слова Высоцкого) и В. Макарова («Эстрадные песни», 1968 г., — Макаров исполнил «Песню о друге»; в его же исполнении «Песня о друге» попала на пластинку звукового журнала «Кругозор», 1968 г., №5). В исполнении Э. Хиля была записана песня «Всем делам моим на суше вопреки...».

В популярном когда-то звуковом журнале «Кругозор» при жизни Высоцкого его голос звучал на двух гибких пластинках — сперва в 1965 г.(№ 6), когда группа таганских актёров, среди которых был и Высоцкий, записали отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», потом в № 4 за 1976 г. На той пластинке были записаны две баллады из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли».

Упомянем также выпуск в 1976 г. двойного альбома «Алиса в Стране чудес» и вышедшего в том же году миньона «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки», на которых тоже записаны несколько песен в исполнении Высоцкого.

Песни Высоцкого входили также в диски-гиганты «Друзьям-однополчанам» (1979 г.), «День Победы» (1980 г.) и «Песни советского кино», выпущенный для продажи за границей (туда вошла песня Высоцкого «Баллада об уходе в рай» из кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли»).

Вот и весь список... Высоцкому понадобилось «всего лишь» умереть, чтобы на «Мелодии», наконец, вышел во второй половине 1980 г. его диск-гигант. Эта же запись (с той же самой фотографией) была выпущена на аудиокассете.

Через год, в 1987 г., вышел, наконец, альбом «Марина Влади, Владимир Высоцкий. Песни В.Высоцкого», записанный ещё в 1974-м. В том же, 1987-м, году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия, и только это, — а вовсе не всенародная любовь, — позволило, наконец, «легализовать» его имя. В том же году вышел первый виниловый диск, на котором стихи Высоцкого звучали не только в авторском исполнении, но и в исполнении других актёров. (««…Хоть немного ещё постою на краю...». Стихи и песни В.Высоцкого», «Мелодия»).

Пластинки стали выходить одна за другой, и прежде всего надо сказать о серии «На концертах Владимира Высоцкого». Серия, состоящая из 21 пластинки, выпущена на «Мелодии» в 1987 — 1991 гг. По сведениям упомянутого выше коллекционера Г. Кацева, этот комплект продавался также на экспорт. Экспортные пластинки отличались тем, что конверты были глянцевыми, а вместо указания завода-изготовителя, на конвертах было написано: «Made in USSR». В 1990 г. на студии «Метадиджитал» вышел альбом из двух пластинок «Владимир Высоцкий. Охота на волков». В том же году фирма «Мелодия» выпустила винил «О времени и о судьбе. Владимир Высоцкий. Баллады» (читает А.Кузнецова). После 1995 г. на виниловых дисках Высоцкий не издавался.

Аудиокассеты с песнями Высоцкого в России стали появляться в начале 1990-х гг. одновременно с компакт-дисками. Многие издания (например, вышеупомянутые записи концертов в Нью-Йорке и Торонто, лицензионные записи французских дисков, записи некоторых выступлений Высоцкого и другие) выходили в двух видах и на прилавках не залёживались.

4. Видеоматериалы.

В своё время, в середине 1990-х гг., московский музей Высоцкого записал все имеющиеся материалы на 4 кассеты, копии с которых продавались от Москвы до Нью-Йорка. С тех пор, обнаружено всего несколько видеороликов, общая продолжительность которых не превышает десяти минут.

На видеокассетах издано большинство фильмов с участием Высоцкого и те, где звучали его песни. Некоторые фильмы выходили не в России, а в США, где известная в Нью-Йорке фирма «Boris Production Inc.» выпускала фильмы «713-й просит посадку», «Увольнение на берег», «Стряпуха» и другие.

Подавляющее большинство документальных фильмов, передач и концертов памяти Высоцкого официально не издавались.

Они переписываются с телевизоров и хранятся в домашних собраниях. Есть, однако, и весьма редкие предметы, имеющие отношение к нашей теме. Так, например, в Японии на видеокассете фирмы «Омагатоки» записан состоявшийся в 1989 г. в Токио концерт Б. Окуджавы, на котором он исполнил песню «О Володе Высоцком».