Смекни!
smekni.com

Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования (стр. 14 из 18)

В тот знаменательный день гостью фестиваля Марину Влади пригласили в Театр на Таганке. Показывали «Пугачева» по поэме Есенина, роль Хлопуши играл Высоцкий. Спектакль произвел на Марину Влади огромное впечатление.

После представления они оказались за одним столиком в ресторане. Высоцкий бесцеремонно рассматривал французскую диву, потом подошел к ней и тихо произнес: «Наконец-то я встретил вас. Я хотел бы уйти отсюда и петь только для вас».

И вот он уже сидит у ее ног и под гитару поет свои лучшие песни. Потом, как в бреду, признается, что давно безумно ее любит. Она отвечает с грустной улыбкой: «Володя, ты — необыкновенный человек, но у меня на поездку только лишь несколько дней и у меня трое детей». Он не сдается: «У меня тоже семья и дети, но все это не должно помешать нам стать мужем и женой».

Когда Марина снова приехала в Москву, Высоцкий находился в Сибири на съемках фильма «Хозяин тайги». Тем временем Влади получила роль в картине С. Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» и благодаря этому задержалась в Союзе.

В один из осенних вечеров, на вечеринке у Володиных друзей Марина попросила оставить их вдвоем. Гости разошлись, хозяин пошел к соседям, а Марина и Володя проговорили о своей любви всю ночь.

13 января 1970 года в снятой на время московской квартире состоялась свадьба Владимира Высоцкого и Марины Влади — история любви вошла в стадию пика. На следующий день молодожены отправились на теплоходе в Грузию в свадебное путешествие. Это были их лучшие дни.

Потом разлука: он — в Москву она — в Париж. У обоих — серые будни, сложности с детьми. Ему не дают визы на выезд во Францию. Остаются переписка и звонки по телефону.

Однажды Володя сказал Марине, что Андрей Тарковский хочет снять ее в своем «Зеркале». Вспышка радости — они какое-то время будут вместе! Но прошло время, и оказалось, что Марина не прошла пробы — ее кандидатура отклонена. Высоцкий впал в ярость. Свою злость он стал глушить в беспробудном пьянстве.

Только через шесть лет после свадьбы Высоцкому дали разрешение на выезд за границу — для этого Марине Влади даже пришлось стать на время членом коммунистической партии Франции.

Они словно наверстывали упущенное: много путешествовали по миру, гуляли. Марина устраивала мужу концерты в Париже. По Москве Высоцкий ездил на единственном в Советском Союзе «Мерседесе». В Венгрии режиссер Мессарош снимал Влади в фильме «Их двое». Чтобы Высоцкий смог приехать к жене, режиссер придумал для него эпизодическую роль. Так появилась на свет единственная картина, где Марина и Володя играли вместе.

Внешне все кажется благополучным. Но что-то уже надломилось в нем. При бешеной популярности у народа власть не признает Высоцкого. Его стихи не печатают, пластинки не выпускают, многие пьесы, в которых он начинает репетировать, театру запрещают ставить. Семейная жизнь на расстоянии, когда униженно приходится просить о визах, тоже не доставляет ему радости. Свои эмоции он подавляет алкоголем и наркотиками.

Высоцкий пытается преодолеть свою болезнь, разобраться в себе и подобно своему Гамлету начинает задумываться о смысле жизни и смерти.

В 1978 году Высоцкий решил уйти из театра. Чтобы остановить ведущего актера, Любимов предложил ему сыграть Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Спектакль вышел в начале следующего года, и это была последняя роль Высоцкого в театре. Символично, что в конце пьесы он исчезал в люке, откуда вырывался дрожащий красноватый свет. Марина была потрясена финалом.

Первый сердечный приступ с артистом случился на концерте в Бухаре 25 июля 1979 года. Его жизнь спас прямой укол в сердце.

За полтора месяца до кончины Высоцкий писал Марине: «Любовь моя! Найти выход мне под силу. Я лишь хочу попросить тебя — оставь мне надежду. Только благодаря тебе я смогу снова вернуться к жизни. Я люблю тебя и не могу допустить, чтобы тебе было плохо. Поверь, позже все встанет на место, и мы будем счастливы». По первому тревожному звонку Марина Влади прилетала в Москву, но с каждым разом все больше убеждалась, что все ее усилия спасти Володю тщетны, он будто бы сознательно шел к своему концу.

11 июня 1980 года Влади провожала Высоцкого в Москву. Но оба уже чувствовали, что невозможно далеки друг от друга.

18 июля Высоцкий сыграл Гамлета в последний раз. В тот вечер он плохо себя чувствовал, и врач за кулисами периодически делал ему уколы. июля Володя должен был улететь снова в Париж, к Марине. К сожалению, этому было не суждено сбыться.

Вечером 23-го состоялся их последний телефонный разговор. «А в 4 часа утра 25 июля, — вспоминала Марина Влади, — я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. Ярко-красный след на подушке. Огромный раздавленный комар. Меня заколдовывает это пятно.»

Звонит телефон. Я знаю, что услышу не тот голос. Знаю! «Володя умер!» Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».[40]

2.3 Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование содержательной структуры

В развитии современного музея наиболее эффективным инструментом корректировки его деятельности является научно обоснованная программа его развития, оформленная в виде концепции.

Научная концепция развития музея — научное обоснование системы его целей и задач, перспективных направлений, определяющих развитие музея на конкретный период времени.

Задачей музея, обусловленной его профилем, является экспонирование музея, организация выставок, способных представить В. Высоцкого как творческого героя в хронологических пределах своего времени.

Выставочная работа — особая форма научно-экспозиционной деятельности, целью которой является популяризация жизни и творчества поэта, актера, барда посредством организации временных выставок в музее.

Научная концепция выставочной работы учитывает положения научной концепции экспозиции и вместе с научной концепцией комплектования является основным документом, определяющим данное направление — деятельности музея.

Для подбора темы нашего музея, мы рассмотрели множество вариантов. Но остановились на музее В. Высоцкого в библиотеке, т.к. мы считаем, что интерес к В. Высоцкому в обществе не утрачен, ведь связан он с яркостью его музыки, с его высокой творческой и гражданской активностью при жизни. С великолепно сыгранными ролями в кино и театре, с его многожанровой поэзией. Услышав и увидев хоть раз его творчество, невозможно забыть. Его искусство, актерские образы глубоки, убедительны и легко понятны большинству людей. Даже сейчас, став достоянием истории, он продолжает быть актуальным в качестве глашатая своей эпохи, своими произведениями возводя мост между нашим прошлым и настоящим. Музей будет интересен, особенно поклонникам творчества В. Высоцкого, он будет объединять на добровольных началах почитателей его творчества и может стать своеобразным клубом его любителей. Организация музея в массовой библиотеке связана с тем, что среди почитателей В. Высоцкого люди разных профессий и возрастных категорий. Выбор темы для музея был связан с 70-летием поэта, он призван сохранить и донести искусство В.Высоцкого новым поколениям людей, чтобы при возникновении интереса к нему, каждый человек имел возможность удовлетворить эту потребность.

Мы провели два пилотажных исследования на базе библиотеки филиала № 13, где имеется музей. В нем приняли участие все сотрудники библиотеки — 5 человек (100 %). А так же мы опросили некоторых посетителей библиотеки — 20 человек (100 %). Посредством опроса мы определили тип, профиль и направление деятельности музея. Исследование среди библиотекарей показало следующие результаты: в данной библиотеке, в которой мы проводили социологическое исследование, ответы сотрудников библиотеки были отличны друг от друга, но трое из пяти библиотекарей, ответили, что хотели бы, чтобы профиль музея был литературным.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. На сегодняшний день существуют такие новообразования в библиотеках, как мини-музеи, как вы относитесь к этому новшеству?

2. Существует, много профилей музеев, каким на ваш взгляд должен быть профиль музея в библиотеке?

3. Музеи делятся на три типа, выберите один из типов музея, который наиболее вам привлекателен и каким, по вашему мнению, должен быть музей при библиотеке?

4. На какую возрастную категорию, по-вашему, должен быть ориентирован музей при библиотеке?

5. Очень много развивается форм работ в музеях, как вы считаете, какие из них вызвали бы наибольший интерес читателей библиотеки?

На первый вопрос все библиотекари (100 %) ответили положительно, т.к. в этой библиотеке имеется музей.

По второму вопросу 60 % респондентов отдали предпочтение литературному профилю музея. По 20 % респондентов предпочли бы художественный и исторический профили.

На вопрос о типах музеев мнения разделились между научно-просветительским (40 %) и научно-исследовательским типом (40 %). Один человек выбрал учебный тип (20 %).

В четвёртом вопросе предлагалось определить желаемую возрастную категорию посетителей музея. 60 % человек считают, что музей должен быть ориентирован на старших школьников и студентов. Один респондент (20 %) посчитал приемлемой категорию людей среднего возраста. Последний респондент (20 %) ответил, что музей, располагающийся в их библиотеке, рассчитан на посетителей разного возраста.

В последнем вопросе мы предложили высказаться о наиболее популярных на взгляд сотрудников формах работ с посетителями музея. Большинство ответивших выбрали экскурсию (80 %). Вторыми по популярности были ответы литературно-музыкальные вечера и выставки (60 %). По два ответа (40 %) пришлось на тематические вечера, театрализованные представления и праздники. Один человек (20 %) отметил такую форму работы, как фестиваль.