Смекни!
smekni.com

Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования (стр. 15 из 18)

Но эта анкета, для сотрудников библиотеки не совсем полностью раскрыла суть нашего исследования. И по совету научного руководителя мы опросили читателей.

По результатам опросов читателей библиотеки, мы выяснили, что люди среднего возраста 40—60 лет (50 %) мужчины и женщины хорошо знакомы с творчеством В. С. Высоцкого и охотно посетили бы музей, посвященный ему. 20 % человек увлекаются или увлекались его творчеством. Особенно интересуются его деятельностью мужчины.

Остальные 50 % человек — это молодежь 18—25 лет, мужчины и женщины. Из них 30 % человек интересуются, но плохо знакомы с творчеством В. Высоцкого. 10 % молодых человек хорошо знакомы с его творчеством и были бы очень рады открытию музея им. Высоцкого в библиотеке. Еще 10 % (2 девушки) совершенно не знакомы с деятельностью Высоцкого, но нейтрально относятся к открытию музея.

Из всех 100 % человек, у 75 % есть знакомые, которые увлекаются Высоцким, а у 25 % совсем нет таких знакомых.

Все 100 % человек, по результатам опроса в свободное время читают интересные книги, но из них 80 % еще смотрят телевизор или играют на компьютере. Но то, что все респонденты читают в свободное время, говорит о том, что роль книг в наше время совсем не теряется.

Наш музей может способствовать повышению интереса к книгам Высоцкого и о нём. В экспозицию музея мы планируем включить переписку и встречи с современниками, друзьями и родными В. Высоцкого, а так же устраивать экспозиции, посвященные данным лицам.

Комплектование музея будет осуществляться на основе имеющихся в базовой библиотеке печатных изданий о В. Высоцком, аудио- и видеозаписей его выступлений, а так же добровольных пожертвований документов и предметов, связанных с Высоцким.

Собирать крайне редкие экспонаты, связанные с ним и его именем, такие как, наборы фотооткрыток, почтовые открытки, возможно марки, значки и медали с изображением Высоцкого, календари, афиши выступлений Высоцкого, афиши мероприятий, посвящённых Высоцкому, программки спектаклей, плакаты. В экспозицию будут входить и такие предметы, как пять матрёшек, изображающих Высоцкого, майки, переводные картинки на бумагу и на ткань, портреты Высоцкого были и на зонтах, и это интересный экспонат для нашего музея, ручки и папки с его профилем, сборник крылатых фраз.

По опыту рассмотренных нами музеев в библиотеках — комнаты-музея им. Ф. Шафигуллина, музея романа Каверина «Два капитана», мини-музея Г. Зайнашевой — можно прямо судить о том, что музеи в библиотеках актуальны, хоть и малоразвиты. Эти музеи делают библиотеки интереснее, посещаемее. Но так как музеи при библиотеках — это учреждения культуры нового типа, их пока не много. Мало и музеев В. Высоцкого, при том, что людей, интересующихся им и желающих знать о нём много, поэтому мы и решили создать музей на базе массовой библиотеки, чтобы все желающие могли беспрепятственно ознакомиться с его экспозицией.

Работа музея должна способствовать эстетическому воспитанию публики, а так же помогать глубокому и всестороннему изучению творческого наследия и современного искусства.

Основные задачи работы музея:

- дополнение постоянной экспозиции вещами, связанными с В.Высоцким.

- широкое ознакомление зрителя с научно — исследовательской и собирательской деятельности.

- ознакомление зрителя с собраниями других музеев В.Высоцкого.

Структура музея: фондовые, экспозиционные, выставочные, научные отделы, организационно-хозяйственная служба и др.:

1. В основу выставочной деятельности Музея положен принцип разработки и последовательной реализации долгосрочных выставочных программ, неразрывно связанных с приоритетами комплектования собрания музея и направлениями его научно-исследовательской деятельности, что позволяет осуществить четкое планирование работы на длительный период времени.

2. Приоритетом для музея является подготовка и реализация долгосрочных программ, с определенной периодичностью демонстрирующих те или иные явления творческой жизни В. Высоцкого, освещающие его научно — собирательскую и научно — исследовательскую деятельность.

3. Среди выставочных приоритетов в музее выделим следующие направления:

- крупные общемузейные выставки, являющие итогом научных исследований коллектива музея в определенной области деятельности В.Высоцкого.

- крупные юбилейные выставки, посвященные юбилейным датам В.Высоцкого.

- выставки новых поступлений, подводящие итоги определенного этапа собирательской деятельности музея.

-выставки личных коллекций, отображающие работу музея с частными коллекционерами и вводящие в научный оборот хранящиеся в частных собраниях предметы быта и деятельности В. Высоцкого.

4. Состав экспонатов определяется концепцией и типом выставки музея.

5. Основу фондовых выставок составляют подлинные памятники, хранящиеся в музее, состав которых определен научной концепцией комплектования.

6. Музейная экспозиция, должна строиться по единому принципу. В зависимости от типа выставки используется определенный метод показа экспонатов (систематический, хронологический, проблемный, ансамблевый, образный). Выбор метода показа может расширяться в связи с развитием теории экспонирования.

7. Выставки должны отличаться высоким художественным уровнем, обеспечивать комфортное восприятие и полную сохранность экспонатов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музей — это учреждение, занимающееся комплектованием, хранением, изучение произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев. Фактором первостепенной важности, как в рождении музея, так и в процессе его эволюции являются определения его места в обществе и культуре.

В современном виде, музей — достаточно молодой социокультурный институт, и познание его, по сути, приходится на сравнительно небольшой промежуток времени новейшей истории. Это связано с появлением музееведения как науки.

Однако в широком понимании музей существовал и ранее, являясь предметом философского, научного, художественного, исторического, политического и бытового осознания. Его смысл и явления, им обозначаемые, имели разную окраску в отдельные исторические периоды, в различных общественных формациях. На процессы развития музея влияли перемены происходившие в сфере общественной и культурной жизни: изменения целей и идеалов, развития социальных групп, экономическая ситуация в той или иной стране и т. д. Иными словами музеи создавались для решения задач, определяемых потребностями общества, а затем трансформировались, откликаясь на новые требования.

При библиотеках возможно открытие музеев, но только там, где существуют функциональные музейные задачи и возможности. Отсутствие системы фондохранения музейных предметов и их регистрации, приводят к исчезновению памятников истории и культуры из музейного оборота, а так же к злоупотреблениям и кражам. Однако библиотечные работники умело используют самые разнообразные формы просветительной работы с посетителями. Создают особый психологический климат, что дает возможность создать оптимальную модель общественного музея, а музейную деятельность сделать приоритетной для всех, кому дорого национальное достояние, памятники истории и культуры нашей страны.

При написании дипломной работы нами была поставлена цель по разработке концепции музея им. В. Высоцкого, для этого была разработана гипотеза, предполагающая, что музей будет гораздо эффективнее работать, отталкиваясь от разработанной концепции.

Модель нашей концепции прошла экспертную оценку, и эксперты отметили как положительные стороны, так и недостатки.

По предложенным замечаниям и предложениям модель нашей концепции была доработана.


ЛИТЕРАТУРА

1. Библиотеки, архивы, музеи: понятийный ряд // Библиотековедение. — 2000. — № 3. — С. 16—22.

2. Бикбулатова, И. Музей Зайнашевой // Известия Татарстана. — 2006. — № 49. — С. 6.

3. Богомолова, С. Музеефикация библиотек, как тенденция библиотечной специализации [Пушкинская библиотека музей ЦБС Белгорода] // Аргументы и факты. — 2004. — № 4. — С. 13—15.

4. Большая советская энциклопедия. — Т. 5. — С. 547.

5. Большая советская энциклопедия. — Т. 13. — С. 94.

6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Принт, 2002. — 1456 с.

7. Вертинский, Н. Задачи массовой работы музеев // Советский музей. — 1938. — № 6. — С. 20.

8. Вестник СПбГУКИ: рос.-нем. семинар. Музей как цент сохранения культурного наследия // Научный журнал. — 2005. — № 1 (3) дек. — 163 с.

9. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея революции. — М., 1992. — С. 9.

10. Гуральник, Ю.У. Каким быть музею будущего? (Опыт социологического анализа) // На пути к музею XXI века. Музееведение: сб. науч. тр. М.: НИИК, 1989. — С. 139.

11. Гусева, Е. Компьютер не заменит музей / Е. Гусева, Д. Рахимова // Библиотека. — 2002. — № 12. — С. 46—47.

12. Комната-музей при библиотеке: создание комнаты-музея татарского писателя Фаиля Шафигуллина при национально-краеведческой библиотеке-филиале № 42 Зеленодольской ЦБС Республики Татарстан (из опыта работы) // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия: библиотеки-музеи. Вып. 5. — Новоуральск, 2001. — С. 4—16.

13. Комсомольская правда. — 2010. — 22—29 июля (№ 29) — С. 8—9.

14. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.

15. Круглова, Т. Э. Создание на базе областной детской библиотеки г. Пскова музея романа В.А. Каверина «Два капитана» // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия: библиотеки-музеи. Вып. 5. — Новоуральск, 2001. — С. 25—30.

16. Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования: программа спецкурса для студентов библ.-информ. ф-та / КГАКИ; сост. Т.В. Абалимова. — Казань, 1998. — 30 с.