Смекни!
smekni.com

Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования (стр. 8 из 18)

Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого в Москве существует с 1 июня 1992 года. В 80-х годах XX века, после смерти Владимира Семеновича Высоцкого работниками театра на Таганке, друзьями и родственниками поэта и актера была организована инициативная группа, целью которой являлось создание музея его имени.

На благотворительный счет стекались деньги с концертов и тематических вечеров, посвященных памяти поэта, а также многочисленные пожертвования частных лиц.

В 1992-м году на собранные средства был открыт культурный центр-музей, рассказывающий о жизни и творчестве этого гениального человека. В двухэтажном здании в Нижне-Таганском тупике собраны личные вещи Высоцкого — рукописи, гитары, которые он держал в руках, театральные костюмы и реквизиты; архивная коллекция фотографий, театральных сценариев, афиш; богатая фонотека с записями его песен.

Действующая в настоящее время экспозиция музея была открыта в 2000 году и приурочена к 20-летию со дня смерти Высоцкого. Всего в экспозицию входит более 1000 экспонатов, размещённых в трёх залах (третий был открыт позднее — 25 июля 2008 года), названия которым дали строки из стихотворений поэта:

1. «Я весь в свету…». В этом зале собраны экспонаты, связанные с творчеством Высоцкого: сценические костюмы, знаменитый пиджак Высоцкого, материалы со съёмочных площадок и т. п.

2. «Своя колея». В нём рассказывается о жизни Высоцкого, его семье, друзьях. Здесь представлены его детские игрушки, письма, автографы стихотворений и т. п. Часть экспонатов посвящена роли Высоцкого в сегодняшней культуре: первые сборники стихов поэта, первые пластинки, а также издания его произведений и воспоминаний о нём, вышедшие в 1980—2000-е годы.

3. Кабинет Владимира Высоцкого состоит из материалов из квартиры Высоцкого на Малой Грузинской улице, в которой он прожил с 1975 по 1980 год. Зал представляет собой небольшую комнату с самодельными книжными полками, шкафом и столом красного дерева, двумя старинными креслами и кушеткой.

Галерея «Сэм Брук» Названа в честь Сэма Брука (нашего гвинейского друга) — героя песни Высоцкого «Марафон». Так называлась и первая экспозиция галереи.

Театрально-концертный зал музея, рассчитанный на 130 мест, был открыт в 1998 г. В основном, в нём выступает «творческая молодёжь» с «интересными сценическими экспериментами».

Кроме этого в зале проходили концерты таких исполнителей, как Елена Камбурова, Гарик Сукачёв, Александр Скляр, Александр Мирзаян и других, а также ставились спектакли по произведениям В. Высоцкого и о нём.

В 1994 г. при музее была создана научная библиотека, преобразованная в дальнейшем в отдел книжных фондов (ОКФ).

Фонды музея — крупнейшее собрание печатных материалов, посвящённых Высоцкому, насчитывающие на сегодняшний день около 50-ти тысяч единиц хранения.

Книжная лавка. Для продажи представлены записи Высоцкого, вышедшие в последнее время; сборники стихов и прозаических произведений Высоцкого и книги, выпущенные музеем:

• фотодокументальный альбом «Добра. Высоцкий»

• Н. Крымова «Ненаписанная книга»

• «Владимир Высоцкий» из серии «Жизнь замечательных людей» В. Новикова

• сборники «Мир Высоцкого»

Сегодня ГКЦМ В. С. Высоцкого — это научно-исследовательский и культурный центр, занимающийся сбором, хранением и введением в культурный оборот источников, отражающих жизнь и творчество В. С. Высоцкого, эпоху, в которую он жил.[34]

Деревня Тегенекли (Тырнаузский район, Кабардино-Балкария) — альпинистско-охотничий музей имени Владимира Высоцкого.

Музей построил в поселке Тегенекли в 90-х годах прошлого века главный охотовед Кабардино-Балкарии Хусейн Залиханов. Залиханов, человек-легенда, много лет организовывал охоту в Приэльбрусье для множества влиятельных лиц: лидеров КПСС, глав коммунистических партий стран социалистического лагеря, космонавтов. Здесь хранятся фотографии всех, кто приезжал в Приэльбрусье отдыхать или охотиться и был гостем Залиханова.

Отдельный стенд посвящен Владимиру Высоцкому, который бывал в Приэльбрусье в 1965—66 годах — здесь снимали знаменитый фильм «Вертикаль». Залиханов не просто был поклонником Высоцкого, он был с ним знаком и даже дружен, поэтому в музее много интересных фотографий, в том числе и со съемок.[35]

Краснодар — музей Высоцкого.

Открыт 22 июля 2005 г. В Краснодаре, музей открылся в канун 25-летия со дня смерти Владимира Высоцкого, в парке имени 30-летия Победы. Экспонатами нового музея стали музыкальные записи и личные вещи Владимира Высоцкого, привезенные его сыном в дар открывающемуся музею, которые составляют две трети экспозиции. Среди них — гримерный стол артиста, самая любимая детская игрушка — лошадка, сохраненная родителями в годы войны. Одно из последних приобретений — гравюры, созданные по мотивам песен Высоцкого, которые подарил музею известный художник Михаил Шемякин.[36]

Самара — Центр-музей В. Высоцкого.

Центр-музей В. Высоцкого был создан в Самаре по инициативе поколения «шестидесятников». Экспозиция музея посвящена не только деятельности Владимира Высоцкого, но и отражает дух той эпохи.

Музейная экспозиция под названием «В. Высоцкий в Куйбышеве» была открыта 14 января 1985 года. Музей создавался практически подпольно.

Всеволода Ханича избрали хранителем-директором музея.

Музей получил второе дыхание 7 января 1993 года. Помощи ждать не приходилось, Ханич содержал музей, как мог, сам оплачивал все коммунальные услуги.

Третье дыхание музей получил 26 июня 2003 г., когда глава города Самара Г. С. Лиманский выделил помещение по адресу Ленинградская 77.

В год 20-летия концертов Высоцкого в Куйбышеве, музей провел вечер памяти в Грушинском клубе. В клуб «Звезда» вывезли всю экспозицию музея. Ее увидели 1000 человек. Почувствовав, что к музею проявляется интерес, расширили его аудиторию. Тысячи и тысячи земляков буквально в каждом клубе Самары и области увидели музей в слайдовой программе и услышали о Высоцком.

В год 25-летия концертов Высоцкого в Самаре вечер памяти прошел в кинотеатре «Волна».

Итак, самарский музей Владимира Высоцкого развивается, первый экспонат появился 25 мая 1967 года — автограф Высоцкого, материалы же собираются уже более 35 лет и работа продолжается.[37]

За рубежом:

Кошалин (Польша) — музей Высоцкого.

«Почему именно в Кошалине?»

Все началось двадцать два года тому назад, когда на своем письменном столе я обнаружила купленный мамой свежий октябрьский номер журнала «Литература в мире» за 1984 год, содержащий довольно большое количество стихов и песен Высоцкого в переводе на польский язык. Тогда я еще ничего о Высоцком не знала. Мне было неполных пятнадцать лет, и мою голову в то время еще не занимали темы, так решительно поднимаемые Высоцким в его творчестве. С обложки десятого номера журнала на меня смотрел молодой человек с гитарой. С непослушной челкой на лбу, в расстегнутой рубашке и в джинсах. В его взгляде читался невысказанный вопрос и насквозь русская тоска о чем-то неопределенном и туманном. Десятый номер журнала назывался «Высоцкий и другие». Как выразительно и как пророчески оказалось это для меня! Вся моя дальнейшая жизнь потекла в соответствии с этим выражением. Изучению творчества Высоцкого, путешествиям по его следам, собиранию всего, сделанного им, переводу его поэзии и прозы на польский язык, открытию и содержанию музея, посвященного его жизни и творчеству — вот чему я отдаю все свое время. Все другое в моей жизни можно вместить в одно слово — «остальное».

«Про все писать — не выдержит бумага…» — эти слова Высоцкого я вполне поняла двенадцать лет назад, так же, как и то, что моя литературная деятельность не позволит мне полностью представить образ и наследие Высоцкого всем тем, кто стремится знать о великом барде как можно больше. Так родилась идея создания музея артиста. Мы создали его вместе с мамой в Кошалине, небольшом городе на балтийском побережье, городе, где Высоцкий никогда не был и о существовании которого, наверное, даже не подозревал… В мае 1994 года состоялось торжественное открытие кошалинского музея Владимира Высоцкого. Первые посетители могли познакомиться с пятьюстами экспонатами (главным образом с родины поэта), собранными на площади в тридцать квадратных метров. В настоящее время в кошалинском музее Владимира Высоцкого на семидесяти пяти квадратных метрах собрано больше пятнадцати тысяч экспонатов из самых отдаленных уголков мира. Здесь личные вещи поэта, гитара на которой он играл во время одного из своих зарубежных концертов, автографы, рисунки, черновики, письма, фотографии, уникальные киноматериалы, виниловые пластинки, компакт-диски, DVD, огромная библиотека, видеотека, художественные произведения, посвященные Высоцкому, плакаты, афиши, театральные программки, документы, экслибрисы, почтовые марки, и даже вещи, изготовленные в соответствии с известным принципом «трех К» (или просто ККК) — коммерция, конъюнктура, китч: матрешки — Высоцкий, спичечные коробки с портретом поэта, стереооткрытки, календари и даже упаковочные целлофановые пакеты.

Собранные кошалинским музеем Владимира Высоцкого экспонаты, все его необычные богатства, трещащие по швам архивы, ежедневно обогащающиеся новыми документами, увидели уже тысячи посетителей из многих стран мира.

И хотя Владимир Высоцкий, скорее всего не знал о существовании небольшого города на балтийском побережье, он продолжает прославлять Кошалин… [41]

Историю создания Кошалинского музея написала сама директриса Марлена Зимна. Из ее статьи можно сделать вывод, что даже в независимости от того был ли великий бард в этом городе или не был, любовь к нему всегда в сердце народа, где бы то ни было.

Шымкент (Казахстан) — музей имени Высоцкого.

К сожалению, информацию о музее Высоцкого в Казахстане, мы не смогли найти. Но нашли информацию о том, что в этом музее хранится уникальная фонограмма Владимира Семеновича.