Смекни!
smekni.com

Культура Китая 2 (стр. 21 из 23)

Северный стиль часто называют дворцовым, ибо его самыми лучшими об­разцами являются великолепные здания Запретного города и императорские гробницы минской и цинской династий. Завиток крыши более мягкий и сдер­жанный и сравнивается с крышей шатра. Тем не менее, предположения, что этот стиль берет начало от знаменитых шатров монгольских императоров, не имеет под собой оснований. Орнаментация сдержанная и менее пышная. Ма­ленькие и более стилизованные по сравнению с южным стилем фигурки можно видеть лишь на коньках крыш. Удачный компромисс между перегруженностью южного стиля и стилизацией дворцов Пекина особенно хорошо просматрива­ется в Шаньси. Здесь коньки крыш украшены маленькими, но грациозными и живыми фигурками всадников.

Происхождения этих двух стилей окутано тайной. По ханьским образцам и барельефам (самым ранним из известных изображений зданий) можно видеть, что крыши в ту эпоху были лишь слегка изогнуты, а порой изгиб и вовсе отсут­ствует (неизвестно, однако, является ли это следствием несовершенства материала или скульптора или же действительно отражает стиль того времени). В танских рельефах и сунской живописи кривизна крыши уже просматривается, но она не столь значительна, как в современных южных постройках. С другой стороны, эта черта характерна для бирманской и индо-китайской архитектуры. Быть может, китайцы позаимствовали ее у южных соседей. В Японии, унаследовавшей архи­тектурную традицию от танского Китая, изгиб также незначителен и походит на присущий северному стилю.

За исключением храма в горах Шаньси, обнаруженного Лян Сы-чэном в 1937 году, все сохранившиеся до наших дней деревянные и кирпичные постройки танской эпохи находятся в Японии, а не в Китае. Золотой зал монастыря Хо-рюдзи, построенный в 607 году и перестроенный после пожара столетие спустя, прекрасно иллюстрирует танский стиль архитектуры, часто встречающийся в кар­тинах сунских художников и поэтому названный впоследствии в Китае сунским.

В одном он существенно отличается от минского стиля: в первом лишь передний и задний склон крыши непрерывны и плавно переходят в карниз, в то время как с востока и запада верхняя часть крыши представляет собой фронтон; в минском же стиле все четыре ската крыши одинаково плавно изгибаются к карнизу. Так построены Умэнь, главные южные ворота Запретного города, и некоторые другие залы и ворота дворцов Пекина. Сунский стиль был в ходу одновременно с минским. Так, крыши многих залов и павильонов Запретного города имеют ха­рактерные для него очертания.

Каждый китайский город был окружен стеной. Неотъемлемость понятия «сте­на» от понятия «город» выразилась в том. что они обозначались одним и тем же словом «чэн». Естественно, что к городским стенам, придававшим городу его статус, относились с предельной тщательностью и вниманием. Поэтому городские стены в Китае представляют собой совершенно уникальный тип архитектурных сооружений. Пожалуй, они являются самыми внушительными и прочными, чем где бы то ни было еще в мире.

Искусство возведения стен достигло своего совершенства на севере, наибо­лее часто подвергавшемся нападениям кочевников. Стены Пекина, построенные в начале XV века при династии Мин, вполне заслуженно пользуются всеобщей известностью. Такие же высокие и крепкие стены можно встретить повсюду в северо-западных провинциях, а особенно в Шэньси, где они окружали каждый уездный город.

Современные стены большей частью построены при Мин. После изгнания монголов китайские императоры этой династии сочли необходимым восстановить городские укрепления в северных провинциях, пришедшие в упадок за время господства на севере кочевников.

В планировке городов и фортификаций также можно проследить два стиля: северный и южный. На севере, где у строителей было много свободного про­странства и ровных площадей, города выстраивались в форме прямоугольника. Город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре ули­цами. За исключением самых больших городов, в стенах было лишь четверо ворот, по одним с каждой стороны. На пересечении двух главных улиц находи­лась смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта или беспоряд­ков каждую улицу можно было изолировать от остальных. В венчавшей ворота трехэтажной, наподобие пагоды, башне располагались воины, здесь же находился и огромный барабан, выполнявший роль городских часов. В него ударяли через определенные промежутки времени.

Расположение ворот и двух главных улиц отличали правильность и симметрич­ность, чего нельзя сказать об улочках, пересекающих жилые кварталы, извивающих­ся и изгибающихся между домами. В китайском городе редко можно встретить разделение на богатые и бедные кварталы. Рядом с богатыми домами, с множе­ством дворов и садов, на той же линии теснятся бедные лачуги с одним двором. Если какая-то часть города больше подвержена наводнениям после летних дождей, чем другая, естественно, что состоятельные люди будут избегать низкой части горо­да, хотя и здесь можно встретить большие дома рядом с нищими районами.

На севере городские стены возводили, чтобы спасаться не только от врагов, но и от наводнений. В основе стены лежал толстый слой твердой глины, который с внешней и внутренней сторон обкладывался очень большими кирпичами, в толщину достигавшими 4—5 дюймов. Верх стены также выкладывался кирпича­ми. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина достигала 40 футов, то наверху она была не более 20—25 футов. Высота стен была различ­ной, но в городах Шаньси, Пекине и Чанъани они достигали 60 футов. На расстоянии 50—100 ярдов от стены строились бастионы, периметр верхней части которых доходил до 40 футов. У подножия бастионов протекал ров; между рвом, стеной и башнями оставалась полоска незанятой земли.

По всем четырем углам стены и над воротами сооружались башни. Угловые башни укреплялись с внешней стороны кирпичами и имели бойницы для стрель­бы. Башни над воротами, похожие на трехъярусные пагоды, только прямоуголь­ной формы, чаще всего строились из дерева и покрывались черепицей. В этих башнях, весьма ярко характеризовавших городскую архитектуру, жили солдаты, сторожившие ворота, а во время войны они служили постом для стрелков и лучников. Башни над воротами Пекина имеют высоту 99 китайских футов. Со­гласно китайским верованиям, на высоте ста футов обычно летают духи, поэтому башни специально были спроектированы так, чтобы достигать максимальной вы­соты и при этом избегать встречи с потусторонними силами.

Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепле­ния, в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние ворота. Таким образом, если на внешние ворота нападали, главный проход оставался защищенным. Предместья за внешними воротами также окру­жались насыпной, не укрепленной кирпичами стеной, скорее для того, чтобы убе­речься от грабителей, чем чтобы оборонять город. До появления современной артиллерии стены оставались практически неразрушимыми. Их толщина обрека­ла на неудачу любую попытку подорвать или разбомбардировать их. Взобраться на такие высокие стены также было делом очень трудным и опасным. Защищен­ный город мог противостоять нападению огромной армии, и китайская история полна рассказов о знаменитых осадах и героической обороне. Сломить сопротив­ление скорее могли блокада и голод, ибо город зависел от поставок продоволь­ствия из деревень.

Городские стены на севере и северо-западе Китая во всех отношениях пре­восходили укрепления южных городов. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично и с размахом, что обусловливалось как высокой ценнос­тью земли, на которой можно было сеять рис, так и неровной, отличной от север­ных равнин поверхностью. Улицы узкие и петляющие, стены низкие, хотя неред­ко каменные, ворота неширокие. Колесный транспорт на юге не был распростра­нен. На улицах было полно навьюченных мулов, паланкинов, носильщиков и тачек, поэтому необходимости строить широкие проходы не существовало. В Кантоне, например, по многим улицам могли пройти рядом лишь два человека. Основным транспортным средством на юге была лодка, и по суше в город приез­жали лишь из предместий. Кроме того, юг не столь часто подвергался нападениям, поэтому и укреплениям уделяли меньше внимания.

Заключение

Китайская культура в том виде, в каком она сло­жилась и достигла своего наивысшего расцвета в VIII - XI вв. (т. е. до момента масштабных чужезем­ных экспансий и установления в Китае владычества монголов), представляет собой гетерогенную по про­исхождению и сложную по композиции многочаст­ную систему, все компоненты которой находятся и органическом взаимодействии, образуя различные по качеству и конфигурации подсистемы, расположен­ные как по вертикали, т. е. пронизывающие все ие­рархические уровни данной системы, так и по гори­зонтали, т. е. на каждом отдельном из ее уровней.

В основании этой системы лежат космолого-онтологические и антропологические воззрения, кото­рые начали формироваться еще в неолитическую эпо­ху и затем утвердились в культуре древнекитайских государств — Шан-Инь и Чжоу, которые выступают представителями единой трансэпохальной и субстрат­ной культурной традиции, локализовавшейся в цен­тральных регионах Китая, я именно в районе средне­го течения Хуанхэ. Исходными ментальными кон­стантами для указанной субтрадиции оказываются стихийный натурализм, т. е. восприятие окружаю­щей действительности как совокупности естествен­ных по своей природе процессов и явлений; ритуалистическое мировосприятие, т. е. убежденность в единстве и предельной упорядоченности социо-космического универсума и в космолого-сакральном смысле человеческой деятельности; антропоцен­тризм — вера в зависимость социо-космического по­рядка от состояния внутреннего облика человека и его поступков — от единичных лиц (правитель) до всего народонаселения страны; геополитический эгоцен­тризм, т. с. соотнесение собственной ойкумены с Цен­тром мира и ее противопоставление периферии как цивилизации варварству, что находит выражение в принятых самоназваниях Китая — Срединное Цен­тральное государство и Поднебесная (территория, на­ходящаяся под покровительством Неба).