Смекни!
smekni.com

Культура Китая 2 (стр. 22 из 23)

Отличительной приметой культуры древнекитай­ских государств (во всяком случае, на уровне ее ордодоминантной страты) является также заметная аморфность теистического начала, свидетельством чего служат скудность государственных верований и культов и отсутствие видимой тенденции к персони­фикации даже центральных божественных персона­жей официально принятого пантеона. Одновремен­но религиозные практики сводились здесь к ритуа­лам и обрядам, находившимся на уровне развития, свойственном древнейшим религиозным формам. Официальная религиозная традиция Древнего Китая концентрировалась преимущественно вокруг не культов божественных персонажей, а культа прави­теля, который до определенного времени исчерпывал собой государственную идеологическую систему древ­некитайского общества. Важно, что сложению и ут­верждению в Китае института царской власти, а так­же его превращению в имперскую форму правления способствовали не только культурно-идеологические (представления о единстве и упорядоченности социо-космических процессов и жесткая сфокусирован­ность мирового пространства, требующие наличия единой же фигуры координатора этих процессов), но и социально-экологические факторы — ограничен­ность земельных ресурсов, проистекавшая из естественно-географических условий, побуждала государ­ство стремиться к присвоению права монопольного землевладения и к установлению тотального контро­ля над всеми сферами хозяйственной деятельности страны, что было невозможным без централизован­ной верховной власти.

Архаический комплекс представлений о верхов­ной власти и ее носителе послужил стержневой ос­новой политической культуры уже имперского Ки­тая, определяя собой ее содержательный и процедур­ный аспекты. Генетическое родство с культом правителя и древними космолого-онтологическими и антропологическими воззрениями обнаруживают также все ведущие для китайской цивилизации ви­ды творческой и интеллектуальной деятельности людей, которые в силу указанных ментальных кон­стант наделялись космологической семантикой и магическими свойствами: способностью воплощать и поддерживать миропорядок к служить способом реализации сакральных мироустроительных функ­ций самого государя. Этим объясняется исходный общественный авторитет в Китае музыкальных ви­дов искусства, письменности, художественной сло­весности (особенно поэтического творчества), строи­тельства, а также их формальные особенности (прин­ципы, например, градостроительного канона, находящие исчерпывающее воплощение в плани­ровке конкретных городов и композиции архитек­турных ансамблей). Одновременно космолого-онтологическим регламентациям подчинялись местная историографическая и общественно-политическая мысль, рациональные знания, законотворчество и уголовное право, принципы организации верхних социальных слоев, административно-бюрократиче­ской и воинской системы, а универсальной классификационной схемой для них служила пятичленная космологическая модель, включавшая в себя сим­волические значения и образные обозначения про­странственно-временных зон.

В результате разбираемая субтрадиция демон­стрирует собой особый тип человеческого общества, характеризующийся наличием строгого набора ми­ровоззренческих моделей, тенденций к унификации всех видов человеческой деятельности с целью их ис­пользования для упрочения местной государствен­ности, слиянием светской и духовной власти и при­оритетом трансперсональных ценностей над лично­стными.

Одновременно в чжоускую эпоху четко просле­живается существование на территории Китая еще нескольких региональных культурных традиций, важнейшими из которых являлись традиции, при­надлежавшие восточному прибрежному и южному (территории к югу от Янцзы) регионам, последняя из которых представлена фактически самостоятель­ным государственным образованием — царством Чу (XI - III вв. до н: э.). Все имеющиеся на сегодняшний день письменные и археологические материалы сви­детельствуют о самобытности этих культурных тра­диций, располагавших собственными космолого-он-тологическими и религиозно-мифологическими пред­ставлениями, восходящими, возможно (для царства Чу), к паневразийскому культурному субстрату.

Религиозно-мифологические представления указанных регионов составляют важную часть древ­некитайской мифологии. Однако в целом тот куль­турно-идеологический пласт, который обозначает­ся как «китайская мифология», в действительности оказывается конгломератом явно разнородных по времени происхождения и исходной этнокультурной принадлежности верований, культов и осколков некогда, видимо, целостных, но неизвестного про­исхождения сюжетов, которые лишь впоследствии (в IV - I вв. до н. э.) и искусственно были приведе­ны в подобие относительно связных по содержанию повествований. Тем не менее в рамках этого куль­турно-идеологического пласта произошло закрепле­ние духовного опыта прошлых эпох и сложение базисных для национальной философии, обществен­но-политической мысли и художественной культу­ры образно-символических рядов. В реликтовом, ру­диментарном или дериватном виде древние мифоло­гемы продолжили свое существование в популярной календарной обрядности, остающейся в силе и в со­временном Китае.

В середине I тысячелетия до н. э. в Китае, как и в других регионах Древнего мира, наметился и осу­ществился переход от архаико-религиозного к ста­биально новому типу мышления и от безличных и этически нейтральных культов и воззрений к уче­ниям, воплощавшим в себе нравственные ценности. Показательно, что из шести ведущих древнекитай­ских философских школ и направлений пять при­надлежали к «центральной» субтрадиции и, следо­вательно, опирались на присущие ей мировоззрен­ческие модели и идеологические комплексы. Этим объясняются все типологические особенности древ­некитайской философии (кроме даосской школы), включая преимущественное внимание к социоак-сиологической проблематике, натурфилософское осмысление мира, не разработанность в них онтоло­гических и сотериологических идей, отсутствие сколько-нибудь заметных религиозных доктрин. Наиболее соответствующим местным ментальным константам оказалось конфуцианство. Будучи сво­его рода социально-этической антропологией, кон­фуцианство возникло в результате концептуализа­ции и этизации прежних идеологам и ритуальных практик и создало на их основании целостную и стройную систему социоаксиологических и полити­ческих теорий, в которых предлагалась «идеальная» модель функционирования общества, включая спо­собы управления государством, нравственные каче­ства и поведенческие стереотипы личности. Хотя кон­фуцианство действительно могло служить падежным теоретическим обоснованием имперской формы прав­ления, в силу совокупности историко-политических и общекультурных обстоятельств оно было востре­бовано национальной государственностью только и I — II вв. н. э. и, став официальным учением импер­ского Китая, приобрело функциональные черты ре­лигиозной системы. Одновременно конфуцианство намного переросло рамки только идеологического об­разования, превратившись в подлинное политико-ин­теллектуальное движение, оказывающее детермини­рующее воздействие на все сферы жизнедеятельно­сти китайского имперского общества. К объективно положительным сторонам конфуцианской традиции относится настойчивая пропаганда ею общечеловече­ских гуманистических ценностей, ориентация на именно нравственные качества личности, отторжение любых проявлений зла и насилия, создание образо­вательной системы и системы психогогики, направ­ленной на воспитание в человеке чувства социальной ответственности и повышенной требовательности к себе и на обучение его приемам внутреннего само­контроля. Благодаря конфуцианству произошло окончательное утверждение в национальной культу­ре письменной традиции, поэтического творчества, превратившегося отныне в самую популярную и поль­зующуюся наивысшим общественным признанием разновидность интеллектуально-творческой деятель­ности китайцев. Однако доведенные до своего логи­ческого завершения конфуцианские идеалы и устои оборачиваются прямо противоположной своей сторо­ной. Те же образовательные и воспитательные идеи вели к полному нивелированию личности, отрицанию права человека на индивидуальный внутренний мир и духовную свободу и превращали его в послушный объект социализации. Конфуцианские эстетические воззрения, отвергавшие личностное эмоциональное начало, препятствовали развитию индивидуально­го художественного творчества и способствовали утверждению идейно детерминированного и пре­дельно формализованного официозного искусства. Наиболее отчетливо эти свойства конфуцианствапроявляются в периоды господства централизован­ных имперских режимов, когда наблюдается неук­лонная стагнация и самого конфуцианского учения с его превращением в ортодоксальную догматиче­скую систему. Культуральные изъяны конфуциан­ства могли бы весьма пагубно сказаться на состоя­нии духовного облика китайской цивилизации, ес­ли бы они не компенсировали в вторым из ведущих китайских учений — даосизмом.