Смекни!
smekni.com

Культура Китая 2 (стр. 7 из 23)

Характер самой ранней религиозной системы в Китае остается неясным и является предметом споров. За исключением надписей на гадательных костях Иньсюй, археология пока сделала немного, чтобы пролить свет на редкие и проти­воречивые данные, встречающиеся в древнейшей литературе. Самые ранние тек­сты были сохранены и переданы потомкам учеными ханьской династии II— I веков до н. э., которые отредактировали и воссоздали их после запрещения книг при династии Цинь. Хотя они и пытались воссоздать оригинальные тексты, они транскрибировали их новыми иероглифами, которые использовались при хань­ской династии, а также снабдили их комментариями и объяснениями, получивши­ми сильный отпечаток бытовавших во II—I веках до н. э. религиозных идей.

Написание древних текстов новыми иероглифами скрыло примитивное зна­чение старых и дало им специализированный смысл, каким они не обладали в начале цивилизации. Комментарии ханьских ученых и их последователей были вдохновлены этическими идеями конфуцианской школы, имевшими мало общего с примитивными концепциями их далеких предков при шанской династии. Хань-ская эпоха являла собой век цивилизованного и изощренного религиозного син­теза, когда многие разнообразные древние культы слились воедино в тщательно разработанную космологию. Этот процесс мог бы уничтожить всякое письменное свидетельство о самих древних культах, не будь ученые преисполнены почтения к старым текстам, благодаря чему они могли быть интерпретированы и откомменти­рованы в соответствии с современными им идеями, но не могли быть изменены или переиначены. Чтобы сформировать правильное представление о природе древнейших культов, необходимо беспристрастно оценить ханьские интерпрета­ции письменных свидетельств и дополнить их новыми открытиями археологии и палеографии.

В предыдущей главе было показано, что самая ранняя из обнаруженных в Китае цивилизаций имеет немало общего с неолитической культурой других ча­стей древнего мира. Самыми первыми китайскими божествами были боги пло­дородия. Примитивный крестьянин, а на самом деле крестьянин всех времен, особенно зависит от капризов погоды. Географические условия в Китае сделали эту зависимость более сильной, чем это обычно признается. Почвы равнин Се­верного Китая и западного плато лессовые: пыль, приносимая ветром из пустыни Гоби, собиралась в русле в течение бесчисленных веков, пока не покрыла более ранние образования глубоким слоем плодородной и рыхлой пыльной почвы Такая почва становится плодородной только при условии достаточного количе­ства осадков, но без воды она быстро возвращается к первоначальному состоя­нию. Дожди в Северном Китае в основном выпадают в летние месяцы, начиная с легких весенних осадков в марте и апреле и достигая пика в июле. В конце же сентября они полностью прекращаются. Зима, за исключением одного или двух легких снегопадов — сухая и холодная, а непрекращающиеся морозы останавли­вают все сельскохозяйственные работы.

Урожаи крестьянина, да и сама его жизнь, следовательно, полностью зависят от весенних дождей, которые непостоянны и порой просто отсутствуют. Если случается так, что жаркое солнце внезапно наступившего лета сжигает молодые ростки, урожай полностью потерян. Если этой напасти удалось избежать, есть опасность того, что слишком обильные дожди в середине лета вызовут наводне­ние и смоют недозрелый урожай. В любом случае следствием является голод, и в среднем то или иное бедствие постигает страну или какую-либо ее часть каждые четыре-пять лет.

Такие климатические условия оказали огромное влияние на китайские рели­гиозные идеи, ибо великая сила природы не всегда является благодеянием. На­оборот, процветание зависит от случайного равновесия разрушительных сил, кото­рые, не будучи сдерживаемыми, способны обрушить на людей невероятные бед­ствия. Поэтому самые ранние китайские культы были направлены на управление с помощью магических сил гармоническим равновесием в природе, которое дела­ло возможным жизнь человека на земле. Эта концепция была сформулирована как доктрина инь и ян, отрицательного и положительного, женского и мужского, темного и светлого; сил, символизирующих Землю и Небо, великих дуалистичес­ких сил, управляющих Вселенной, которые символически были представлены в виде круга, равно поделенного изогнутой линией. «Тянь», Небо, небесный свод, представляло собой ян и было персонифицировано как «шан ди», Верховный Предок «Ди». Земля представлялась ровной поверхностью мира, дном небесного свода и рожденной инь, со временем превратившейся в женское божество. Небо определяло погоду и поэтому стало верховным божеством, искать милости у кото­рого было прерогативой высшего существа среди людей — правителя, Сына Неба.

Но в китайском языке есть два различных слова для обозначения земли. «Ди», которое обозначает весь мир и является дополнением Неба, и «ту», соб­ственно земля, грязь и глина, из которых она состоит. Эта «ту», с которой столь тесно был связан крестьянин, управлялась более низкими, но очень важными божествами. Хоу-ту, «Тот, кто правит землей» и персонифицированный как обо­жествленный герой Гоу Лун, известный также как Шэ, являлся «мужским» бо­жеством земли. Равным ему был Хоу-цзи, « Гот. кто правит зерном», бог зерна, также «мужской», персонифицированный как Цзи, сын героя-мудреца Ку. Хоу-цзи был сделан божеством зерна Таном, основателем шанской династии. Древ­ним же божеством зерна был Чжу. Стоит отметить, что Тан также пыталсязаменить и божество земли, Гоу Луна, но «не преуспел» в этом. Новое божество зерна, Хоу-цзи, был предком правящего дома Чжоу, которому в последующем было суждено сменить потомков Тана. Это упоминание, сохранившееся в «Шу цзине», тексте самого чжоуского периода, позволяет предположить, что шанская династия ввела новые религиозные обряды, но вместе с тем обнаружила, что представления о некоторых местных богах слишком утвердились, чтобы быть уничтоженными. Идентификация божеств земли и урожая с героями легенд про­шлого была, возможно, более поздним событием, произошедшим в чжоуский пе­риод, когда древняя религия была рационализирована.

Поклонение Небу и Земле было прерогативой самого Сына Неба; князья удельных государств не имели права осуществлять эти жертвоприношения. У них были свои алтари божеств земли и урожая, Хоу-ту и Хоу-цзи, располагавши­еся в западной части дворца, тем самым соотносясь с храмом предков, находив­шимся в восточной части.

Алтарь, на котором Сын Неба совершал поклонения в чжоуские времена, представлял собой, скорее всего, земляной холм. Нынешний алтарь Неба в Пекине, построенный третьим императором династии Мин Юн-лэ в 1420 году, сооружен из белого мрамора в виде террас: «Эта совершенная мраморная громада, открытая небу посреди монотонных помпезных красных стен, перемежающихся с мраморны­ми воротами, сооружена в виде трех террас, каждая из которых имеет богато укра­шенную балюстраду и ряд широких и низких ступеней, дающих возможность с севера, юга, востока и запада подняться на третью, самую высокую платформу, центральный камень которой считается китайцами центром Вселенной. Все строе­ние вычислено с геометрической точностью, являя собой общий труд архитекторов, астрономов и магов. Так, к террасам ведут три ряда ступеней по девять в каждой, ибо китайцы разделяли небесный свод на девять частей, а в их компасе было девять указателей. Таким же образом мраморные глыбы платформы выложены девятью концентрическими кругами, и все остальное соотносится с тем же числом. Мы даже можем насчитать 360 колонн в балюстрадах, которые тем самым обозначают дни в китайском лунном году и градусы астрономического круга.

Сохранилась фотография вершины алтаря, подготовленного для поклонения, которое должен был совершить в 1915 году собиравшийся стать императором Юань Ши-кай. Это был последний случай исполнения ритуала. Поверхность алтаря покрыта желтой землей, а на ней стоят подношения. В ритуальное покры­вало завернут вол, видны только его голова и хвост, а на столе — множество фарфоровых сосудов для подношения зерна и вина. По бокам — несколько фонарей.

В этих жертвоприношениях были сконцентрированы все самые важные рели­гиозные функции правителя. Его царствование было неразрывно связано с судьбой божеств земли и зерна; действительно, государство или династию часто назы­вают «божествами земли и зерна», а разрушение царства обозначается формулой «жертвоприношения были прерваны». Хотя высшие божества Неба и Земли, а также боги плодородия земли и урожая были самыми значимыми и почитаемыми, они были не единственными сверхъестественными силами, которым поклонялись древние китайцы. Были также духи рек и гор, к которым взывали и коих умилос­тивляли жертвоприношениями. Другие божества упоминаются по случаю, но их характер и атрибуты остаются неизвестными. В «Шу цзине» называются некото­рые из них. Когда Шунь унаследовал от Яо государство, он «осуществил жертвоп­риношение “лэй” Шан-ди, жертвоприношение "инь" шести цзунам, жертвоприно­шение “Ван” горам и потокам и отдал дань уважения всем божествам».