Смекни!
smekni.com

Культура Китая 2 (стр. 6 из 23)

С другой стороны, чжоусцы-завоеватели, как об этом говорят сами древние тексты, были если не подданными шанского государства, то, по крайней мере, очень тесно связаны с ним. Они лишь недавно «отбросили обычаи жунов и ди». Многие варварские племена вместе с китайской знатью следовали за У-ваном в его походе в долину My. Однако отец У-вана, Вэнь-ван, «правитель Запада», был одним из князей при дворе шанского владыки и получил свой титул «правителя Запада» потому, что обязан был защищать западные границы от варваров. Из всех этих свидетельств кажется вполне вероятным, что чжоусцы были народом либо смешан­ного варварско-китайского происхождения (подобно царству Цинь, занимавшему ту же территорию в Шаньси в иозднечжоуский период), либо варварским племенем, попавшим не столь давно в сферу шанского (китайского) культурного влияния. Родословные чжоуских наследных принцев, ведшие их происхождение от Хуан-ди, были, в таком случае, выдумкой, призванной придать легитимность правлению при­шельцев, которые полностью ассимилировались китайской культурой.

В древних текстах нет ничего, что могло бы дать аргументы в пользу теории о приходе чжоусцев из районов, западнее плато Ганьсу. Действительно, «Дары Юя», древнее географическое описание империи, предположительно раннечжоус-кого времени, давая довольно точное описание течения восточных китайских рек, очень неопределенно говорит о западе. Оно утверждает, что с запада Ганьсу и Шэньси ограничены рекой, текущей с севера на юг, которой на самом деле не существует. Если бы чжоусцы пришли из Туркестана, было бы весьма странно, что они столь мало помнят о землях, через которые проходили.

Древние китайские тексты упоминают о поселениях варварских народов в центре китайской общности. Жуны занимали территории в Шаньси, Хэбэе и на побережье полуострова Шаньдун. Они считались некитайскими аборигена­ми, но это не подтверждается реальными свидетельствами. Народ и, по крайней мере, был весьма близок «китайцам», то есть жителям цивилизованных госу­дарств. В пассаже, всегда беспокоившем ортодоксальных комментаторов, Мэн-цзы утверждает: «Шунь был человеком из восточных и». Очень трудно предста­вить, как легендарный совершенномудрый правитель мог быть человеком из вос­точных и, если они были некитайскими варварами. Наоборот, гораздо более вероятным является то, что и, особенно и шаньдунского побережья, были одним из основных племен ранних китайцев, позднее основавших царство Ци. К тому же, легенды об основании Ци не устанавливают никакой удовлетворительно аргумен­тированной связи между этими царствами и правителями Западного Чжоу.

Археологические находки в провинции Шаньдун пролили свет на ранние культуры, существовавшие в этом районе, из которых впоследствии выросло госу­дарство Ци. В 1930—1931 годах в Чэнцзыяй. недалеко от Луншани, что в сорока километрах от столицы Шаньдуна Цзинани, была раскопана стоянка. Внутри ограды, представлявшей собой древние земляные сооружения, были найдены два последовательных слоя, ранний из которых датируется приблизительно 2000— 1200 годами до н. э. Эти находки примечательны большим количеством хоро­шо выделанной черной керамики, из-за чего культура была названа «культурой черной керамики». Этот нижний слой характеризовал цивилизацию каменного века, но обнаруженные кости животных, которые использовали для гадания точно так же, как шанцы использовали кости быков и панцири черепах, прямо указывает на то, что «луншаньская» культура, как ее обычно называют, является ранней стадией развития той более высокой цивилизации, что расцвела при Шан. Кости, найденные в Чэнцзыяй, не содержат надписей, но в верхнем слое на том же месте, которое продолжало быть обитаемым приблизительно вплоть до 200 года до н. э., также обнаружили и гадательные кости, и керамические изделия с надписями Более того, определили, что именно этот позднейший город являлся столицей маяньского государства Тань, уничтоженного Ци в 684 году до н. э.

Поэтому можно сказать, что находки в этом месте дали подтверждение пре­емственности между культурой Луншани, при которой еще не знали ни металла, ни письменности, и уже высокоразвитой цивилизацией чжоуского периода. Хотя очевидно, что верхний слой Чэнцзыяй свидетельствует о появлении нового видакерамики и об исчезновении старых черных изделий из глины, явственно просле­живаются прямые связи между более ранней и более поздней культурами. Так­же известно, что маленькое государство Тань существовало еще до династии Чжоу. Таким образом, было найдено связующее звено между культурой камен­ного века Яншао и шанской эпохой. Период Луншани — промежуточный, и некоторые его аспекты позволяют предположить, что это был более ранний и более примитивный этап первой известной в истории цивилизации — шанской. Однако нет никаких свидетельств, ко­торые позволили бы связать луншань-скую культуру с традиционной динас­тией Ся, считавшейся предшественни­цей Шан.

В связи с отсутствием археологи­ческих находок, равных по значимости стоянкам Иньсюй и Яншао, в южных провинциях, предыстория долины Ян­цзы и районов к югу от нее остается весьма туманной. Мы можем сделать вывод, что на заре исторической эпохи эти области, насколько о них знали в Северном Китае, были заселены тремя народами: чусцами в среднем течении Янцзы, у — в дельте Янцзы и юэ — вдоль морского побережья. В данном случае эти народы также обычно на­зывают некитайскими, но такое определение весьма относительно. В первые века исторической эпохи еще не было такого народа, как «китайцы», существовало несколько государств сходного происхождения и общей культуры, весьма сво­бодно объединенных в политическом и религиозном отношениях. Также суще­ствовали и другие государства, очевидно с такой же культурой и народами не столь уж отличной расы, которые находились вне этого единства. Из них наибо­лее цивилизованным было Чу. Есть основания предположить, что племена, объе­динившиеся в царство Чу, изначально обитали на севере в долине Желтой реки, где есть названия мест, в которых сохранилась память о героях-основателях. Га­дательные камни упоминают племя, или клан Ми, и тот же иероглиф «ми» обозна­чает имя легендарного предка правителей Чу.

Тот факт, что в классической литературе, особенно у Мэн-цзы, указывается на непонятность чуской речи, не доказывает, что народ этого государства имеет иное, отличное от народов северных государств происхождение. Диалекты различались и на севере; на диалекте У, также известном как шанхайский, или сучжоуский, все еще говорили к северу от Янцзы в VII веке н. э. В китайском языке много сходства, и порой близкого, с языками аборигенов южных и юго-западных про­винций: мяо, лоло, шанов. Равно как и с другими языками тибетско-бирманской группы и тайским языком Индокитая. С другой стороны, в нем нет ничего обще­го с языками северных кочевников. Такая несоразмерность позволяет предполо­жить, что китайцы более поздних веков являли собой сплав многих родственных народов, населявших обширную территорию от Индокитая до северных степей, пригодную для сельскохозяйственной деятельности. Самая северная ветвь этого ствола, в долине Желтой реки и на северо-восточной равнине, имела главный центр в нижнем течении великой реки, а второй — в долине реки Вэй.хэ, в Шэньси. Родственные, но менее цивилизованные племена обитали в горах, раз­делявших долины этих рек, и на прибрежных склонах Шаньдуна. Северные племена получили бронзовую культуру предположительно с запада, так как нет фактов, которые показывали бы, что бронза была известна людям Яншао, хотя у самых западных из них и обнаружены некоторые медные предметы.

В любом случае, есть определенное подтверждение культурной связи с запа­дом на ранней стадии развития в Китае. Бронзовое долото с углублением, одно из наиболее характерных орудий труда конца бронзового века центральной и восточной Европы, во множестве встречается в Китае, и многие из этих орудий труда принадлежат эпохе Чжоу. Особенно интересен экземпляр, хранящийся в Британском Музее, с двумя все еще не расшифрованными иероглифами. Распро­странение этого инструмента действительно представляет собой огромный инте­рес с точки зрения ранних контактов между Западом и Востоком. Это, в основе своей европейское, орудие отсутствует в Египте, Малой Азии, Иране и Индии, но встречается по всей Восточной Европе, в погребальных курганах Сибири, в Се­верной Бирме, Камбодже и в Китае, как на севере, так и на юге, вплоть до Индонезии. Такая схема распространения показывает, 'что долото с углублением пришло в Китай через Сибирь, а не из мест южнее Гималаев, и не морем.

Возможно, вследствие таких контактов северные китайцы пошли в своем развитии дальше и прогрессировали быстрее, чем южные племена, и достигли более высокого уровня цивилизации. К южным народам, таким образом, относи­лись как к варварам, и признавали их лишь родственными, когда они, в свою очередь, восприняли культуру Севера. Традиционная история подтверждается вплоть до шанцев, периода бронзы. Династия Ся археологии неизвестна. Воз­можно, она являлась более ранней или одновременной с Шан линии правителей, царствовавших в другой части Северного Китая. Чжоусцы вышли из долины реки Вэйхэ, тесно соприкасались с кочевниками и, возможно, абсорбировали за­падные племена. Они завоевали Шан и восприняли их культуру, по крайней мере, частично. Ранняя история эпохи Чжоу — это легенда, украшающая родос­ловную, и ее можно считать достоверной. В начальный исторический период как на севере, так и в долине Янцзы было еще немало отсталых племен, но с течением времени они были либо завоеваны более передовыми государствами, либо вос­приняли их культуру.