Смекни!
smekni.com

История бисера (стр. 12 из 14)

Многие религиозные сюжеты исполнялись по заграничным рисункам, в стиле католических церковных изображений. В качестве примера можно привести хранящееся в Московском Историческом музее "Распятие" очень тонкой работы из мельчайшего бисера по перламутровому фону. Обрамление выполнено в виде арки с готическими флеронами, по которым вьются мелкие травки.

В собрании Московского Исторического Музея также представлено несколько икон католического типа эпохи XIX века. Все они созданы с применением золотого бисера: Богоматерь без младенца с молитвенно сложенными руками, мученица с крестом в руке, Моление о чаше, где ангел указывает Христу на чашу, в которую вложены орудия страстей. Несколько икон католического типа имелось в хранилище Музея 40-х годов (в дореволюционной Москве): Христос с веткой лилий в руке; великомученица Варвара. Встречаются подражания наиболее популярным в своё время картинам известных художников: подражание картине Карло Дольчи "Христос, благословляющий хлеб" очевидно в бисерной вышивке; подражание картине Рафаэля "Madonna della Sedia", но на ней вышиты бисером только одежды и кресло мадонны; лики и руки писаны масляной краской, так что получается нечто вроде бисерной ризы на икону.

Мадонна "della Sedia" под именем Божией матери трёх радостей вошла в число признанных православной церковью икон Богоматери и часто встречалась в старинных божницах. В правом приделе Никитского монастыря в Москве такая икона находилась в верхнем ряду на боковой стене иконостаса.

Создание бисерных икон особенно процветало в Киевской губернии, и на Западной Украине, где католическое влияние издавна наложило свой отпечаток на предметы православного культа.

Православные бисерные иконы появились позднее и изображали чаще всего святых. В Историческом музее хранятся иконы Митрофания Воронежского, в епископском облачении, плетеная крупным бисером; Николая чудотворца, где бисером сделана только риза, а лик и руки – масляной краской; Иоанна Богослова, пишущего Евангелие (вышивка по жёлтой бумажной канве); икона Казанской Божией Матери (по белой бумажной канве).

Особняком стоит в собрании Московского Исторического Музея грузинская вышивка – икона Богоматери с младенцами Христом и Иоанном, датированная 1830 г. Она отличается особенной плоскостной трактовкой, орнаментальностью всего изображения.

Однако применение бисера в области церковного убранства не ограничивалось иконами. Он также использовался в церковной утвари. Лучшим из всего, что дал церковный бисер, надо признать подставки для свечей: массивные, высокие, одетые в бисерные чехлы; они вставлялись в большие церковные подсвечники, а на них уже ставилась свеча или лампада. На этих бисерных чехлах расцветает целый сад великолепных цветочных гирлянд: они вьются вокруг ствола или прямо поднимаются вверх, или подвешены как ламбрекены драпировки. Изредка встречаются датировка, краткая молитва или посвящение.

Сильное впечатление производили стеклярусные оклады. Удлинённые бусины, покрывая всю плоскость, создавали серебристую, переливающуюся поверхность, которая в мерцании свечей выглядела особенно красиво. Стеклярусные оклады бытовали очень долгое время, известны образцы XVIII и XIX столетий. Ранние, но более тщательно выполненные, отличались немногочисленным набором цветных бусин и нередко дополнялись стеклянными блёстками.

Под воздействием увлечения бисерными изделиями в первой половине XIX века среди культовых памятников появились оклады, покрытые мелким бисером. К предметам этого типа относится оклад иконы Покрова Богоматери, шитый очень мелким бисером небольшими, прилегающими друг к другу низками

Встречались бисерные нашивные кресты, которые в своё время помещались на пелене или облачении. С того времени и по сегодняшний день в ходу пасхальные яйца – на деревянной основе, – обтянутые вязаным бисерным чехлом.

Маленькие бисерные подушечки подкладывались под раскрытую для чтения богослужебную книгу, чтобы не портился переплёт. Такие подушечки употребляются и поныне в некоторых раскольничьих церквях. Очень редки ризы для икон, шитые сплошь одним бисером; обычно бисер смешивается здесь с жемчугом, стеклярусом, бусинами и камешками для выполнения узора на ризе, а фон подкладывается цветной фольгой или материей.

БИСЕР В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Последние три десятилетия ХІХ века бисер был предан забвению. Это время полного упадка бисера, как искусства. Новая эпоха принесла с собой новые условия, новую реалии и новые заботы в жизнь русского общества. Широкое использование труда крепостных мастериц окончилось, остались лишь единичные любительницы этого прелестного рукоделия, которое требует больших затрат времени и усидчивости. Да и многие из любимых старых бисерных вещиц стали не нужны и неудобны. Например, изобретение практичного и скучного кожаного портмоне вытеснило из обихода нарядный бисерный кошелёк.

Начался громадный экспорт в страны малокультурные, и поэтому фабрики старались максимально удешевить производство бисера, чтобы ускорить процесс его изготовления, выпускать побольше. Увы, их бисер становится всё более грубым и некачественным. Совершенно умерло производство мелких сортов, а вместе с тем и тончайших игол и спиц, которыми пользовались мастерицы начала века. В конце 30-х годов появляется бумажная канва, которая облегчает исполнение бисерных работ, но делает их всё более дилетантскими. Зачастую фон уже не покрывается бисером – его заменяет канва, белая или цветная, часто бирюзовая – в подражание излюбленному тону бисера, или жёлтая. Поскольку крупным бисером удобно заполнять большие пространства – начинают преобладать крупные по размерам вещи: огромные картины для каминов и окон; большие настенные корзинки полукруглой формы; подставки для книг и нот; целые картины, которые пытаются соперничать с настоящей живописью и на которых падение стиля ярко выражается в однотипной пейзажности с множеством фигур людей и животных. Всё чаще вводится металлический бисер, то есть золочёный жёлтый и полированный бело-стальной, которого в старых вышивках первой четверти века совсем не было. Наконец, на смену бумажной приходит нитяная канва, вторгается гарусная вышивка, которая занимает целые части рисунка и в конце концов преобладает совершенно, отводя для бисера роль блика в том или другом месте картины.

Как это не печально, но и в народе навыки рукоделья, вынесенные из былых веков, были утрачены, не выдержав конкуренции нахлынувших фабричных товаров.

Бисерные художественные работы сохранились только в самой глубинке, где женщины ещё не утратили обычая самим украшать свою одежду, да кое-где в женских монастырях. Когда земства начали интересоваться так называемыми "кустарными промыслами", оказалось, что бисерное рукоделие почти совсем исчезло. Бисерной вышивки старого помещичьего типа в народе не осталось совершенно. Бисер входил кое-где в отделку разных прошивок и вставок, наравне с нитками и блёстками. А основное его применение осталось в низании. Эти бисерные низки использовались главным образом в юго-восточной России, среди народов Поволжья, а через их влияние и у крестьян соседних губерний.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МУЗЕЕВ, МАСТЕРСКИХ, АРТЕЛЕЙ, ШКОЛ

После отмены крепостного права много народных искусств выходят за пределы «домашних» и сохраняются в виде маленьких кустарных предприятий. Изделия народного искусства скупали за бесценок торговцы-перекупщики, чем доводили мастеров до крайней нищеты. Это приводило к снижению качества изделий, и такое положение в народном искусстве вызвало беспокойство прогрессивных кругов общественности Poсcии. В защиту и поддержку народного творчества во второй половине XIX столетия свой голос поднимали многие видные деятели культуры и науки. Большое внимание этому уделяли выдающиеся русские искусствоведы В. Стасов, Ф. Буслаев, И. Забелин, а также писатели и художники – М. Горький, И. Репин, В. Васнецов, В. Серов. Они первыми оценили высокий художественный уровень работ сельских и посадских мастеров.

Выдающиеся деятели украинской культуры, такие, как Т. Шевченко, И. Франко, В. Кричевский, М. Самокиш, О. Кульчицкая, глубоко интересовались и изучали художественное наследие народа.

Благодаря их усилиям была широко развёрнута работа по собиранию и изучению лучших образцов народного искусства, основаны первые музеи. Сохранением замечательных народных работ занимались многие этнографы-любители, которые собирали их по сёлам, устраивая выставки не только на родине, но и далеко за её пределами. Эти коллекции пополнили фонды многих этнографических музеев.

Первую попытку показать бисер не в музейной витрине, а в обстановке старинного барского дома, рядом с другими предметами бытовой старины, сделал основанный в Москве Музей 40-х годов. Правда, эпоха, которую представлял Музей, для бисера – уже глубокий упадок; хотя традиции бисерного искусства ещё не стали окончательно воспоминанием прошлого. Ещё стоят в будуаре хозяйки пяльцы с начатой бисерной вышивкой, а в рукодельном ящичке ещё достаточно бисерных запасов разных сортов и цветов. В кабинете хозяина – резная красного дерева подставка уставлена бисерными чубуками; в спальне лежит на диване гарусно-бисерная подушка, на которой по гарусному фону вышито белым и серым бисером "en grisaille" некое подобие античного барельефа: охотник, нагруженный дичью, возвращается домой к жене и ребёнку. В комнате бабушки – рядом с божницей бисерная икона; на стене – тонкая, старой работы, бисерная картинка по холсту – улей среди цветов и зелени; на столике – коробочки, чехольчики, разная мелочь и одна вещица, редкая по назначению: пресс для игральных карт, чтобы не загибались уголки. Пресс украшен вставкой, шитой бисером по бумажной канве с примесью гаруса: руины замка в арабесках стиля Николаевского рококо. Но самой интересной вещью в комнате бабушки является одна картинка, шитая бисером и стеклярусом: поясное изображение, дама с развёрнутой тетрадью нот в руках. Дама сидит в кресле красного дерева, рядом с креслом виден шкафчик, тоже красного дерева, украшенный по верху резьбой позднего рококо. Здесь мы видим, несомненно, одно из редких произведений личного творчества рукодельницы, исполненное не по клетчатому рисунку, а по собственному замыслу.