Смекни!
smekni.com

История бисера (стр. 4 из 14)

В начале ХVIII века возникают бисерное дело и выделка лёгких дутых бус в Тюрингии. К ХХ веку этот промысел превратился в изготовление ёлочных украшений из стекла.

Стеклянное производство издавна существовало и в Богемии (нынешняя Чехия). Технология изготовления стекла, по версии учёных (мы-то уже знаем, откуда на самом деле возникли эти секреты!), была заимствована из соседних государств, но его исключительная прозрачность, чистота и прочность принесли чешским мастерам славу, которая сохранилась и до наших дней. Чехи создали технологию изготовления тугоплавкого стекла, в котором вместо соды использовали древесный пепел (поташ). Этот материал придавал стеклу тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления стекло не поддавалось обработке в нагретом состоянии. Однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, гранились также бусины и бисер. В конце XVII – начале ХVIII столетия чешское стекло имело большую популярность не только в Европе, но и в далёких заморских странах.

С начала ХVIII века здесь стали делать бисер, отчасти подражая венецианскому. Наряду с мелким бисером богемские фабриканты делали и стеклярус, и бусы, и искусственные драгоценные камни для вышивания.

В отличие от округлого венецианского бисера, богемский в большинстве своём был коротко нарезанным, гранёным. Сверху или изнутри его покрывали цветными эмалями, которые придавали бисеру блеск.

Во второй половине XIX столетия богемский бисер начинают производить машинным способом, он становится более дешёвым, чем венецианский, и пользуется большим спросом, проникая во все части света, наводняя рынки бисерным товаром. Но и Богемии не суждено было стать единой владычицей всемирного бисерного рынка, как некогда была Венеция. Новые конкуренты появились во Франции в области Юры.

Скажу по секрету, что Чехия – прародина очень многих выдающихся, добрых и трудолюбивых гномов! Конечно же, их соседям-чехам не было нужды копировать старые венецианские секреты бисерного дела – они делали это лишь поначалу. А впоследствии гномы стали советовать людям – как из материалов, которые в своём первоначальном состоянии обыденны и просты, воссоздать частичку Сказки. До сих пор многие чешские стекольных дел мастера создают непревзойдённые по радости и чистоте сверкания бисер и бусины!

РАСЦВЕТ И УПАДОК ИСКУССТВА ПЛЕТЕНИЯ ИЗ БИСЕРА

Наибольшего расцвета производство бисера в Европе достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря конкуренции между Венецией и Богемией рынок наполнился бисером разнообразнейших форм, цветов, размеров (от 0,5 до 5 мм), прозрачности и богатейшего подбора тонов. Это дало возможность этой эпохе далеко превзойти все предыдущие в искусстве создания работ из бисера.

Кроме того, общий тон жизни в Европе после громадных потрясений Великой французской революции и Наполеоновских войн тяготел к отдыху и покою. Под влиянием политической ситуации того времени общественная деятельность уходит в глубину уютного семейного быта. Недавний воин превращается в помещика, наступает золотой век усадебной культуры. В деревенской тиши, где дни идут плавно и неторопливо, много оставалось свободного времени для тонкого и терпеливого художества, каким являлись очаровательные бисерные работы. Фантастический мир этих миниатюрных бисерных мозаик давал желанный простор романтическому настроению и едва сознаваемым томлениям по какой-то необычно яркой и насыщенной жизни. И рукодельница того времени с легендарным терпением проводила часы за воссозданием своего бисерного мира. Многие из этих замечательных мастериц оставили нам свои чудесные работы, полные разнообразия и вдохновения.

Можно сказать, что бисер «пронизывал» все слои европейского общества – от королев и принцесс до крестьянок. В Баварии женщины из народа носили чепцы, сплошь зашитые бисером и стеклярусом. Местная мода требовала в Аугсбурге, чтобы невеста и её подруги являлись в головных уборах из чёрного бисера и стекляруса не в знак траура, как это делали генуэзки, а просто из подражания тогдашней моде.

Хотя бисер сам по себе один из прочнейших материалов, почти не чувствительный к влияниям времени, но ветшает материя, на которой сделана вышивка, нитка, на которой держится вязанье. В таких случаях много старых бисерных работ уничтожалось самими владельцами. Бисер можно было спороть и употребить на новые вещи, его также охотно покупали для переработки в эмалевые краски, которые делались из бисерного стекла. Поэтому бисерных работ осталось намного меньше, чем можно было ожидать по их громадному распространению.

К наиболее интересным из сохранившихся работ относятся:

корсаж курфюрстины Саксонской Магдалены-Сивиллы, роскошно вышитый разными сортами венецианского бисера, сделанный во второй половине XVII века; бисерные книжные переплёты этого же времени;

сплошь покрытые бисерной вышивкой коробочки и ящички для туалета, той же эпохи, в музеях Франкфурта и Зальцбурга;

несколько прелестных бисерных кошельков, к сожалению, уже попорченных временем, с фигурами в костюмах времен Людовика XIV;

зелёную пелену, роскошно отделанную вышивкой из разных сортов бисера и впоследствии перекроенную на платье для Младенца-Христа;

удивительный по технике выполнения бисерный коврик из мелкого венецианского бисера эпохи рококо: на белом фоне букет цветов в обрамлении золотисто-жёлтых завитков рококо с мелкими цветочками. В технике этой работы интересно отметить, что часть вышивки исполнена прозрачным бисером, а для придания большей интенсивности тону эти части подложены цветным шёлком, чем и достигается прекрасная игра цветов;

в гостиной замка "Favorite" близ Раштата в Бадене прекрасно сохранилось полное бисерное убранство комнаты XVШ века: восемь больших бисерных гобеленов, почти не тронутых временем, и два "Dessus-de-porte", вышитые в стиле Людовика XIV. Они считаются рукоделием одной из маркграфинь Баденских.

Таких работ сохранилось до наших дней куда меньше, чем можно было надеяться. Очевидно, из-за высокомерного отношения со стороны искусствоведов художественно-промышленные музеи Европы несколько пренебрегали коллекционированием бисерных шедевров. Этот пробел лишь отчасти возмещается тем, что сохранилось в семьях и на руках у частных лиц.

Со второй половины XIX в. производство бисера постепенно уменьшается в связи с упадком различных рукоделий, которые были очень популярны во многих странах мира на протяжении многих столетий. Сказочные существа с печалью смотрели на то, как бисер становится грубым, совсем исчезают бусинки мелких размеров, беднеют краски и оттенки... У людей Европы появляются новые увлечения и игрушки…

БИСЕР В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ, ОКЕАНИИ

Если мы бросим взгляд на страны внеевропейские, то найдём бисерные работы и у туземцев Америки, и Африки, и Океании. Чествовали бисер и народы майя, и ацтеки, и инки. Племена Дакота, Сиу, Виннебаго и другие американские индейцы до сих пор отделывают любое парадное одеяние бисерной вышивкой. Их орнамент – или геометрический, или сильно стилизованные изображения растений; и всегда в превосходном красочном сочетании. Отдельного рассказа достойны бисерные достижения народов Азии: Китая, Индии, Японии...

В Африке, в жаркой зоне, где почти нет одежды, например в Камеруне, у племён Замбези и Зулу, украшается бисером священная и обрядовая утварь: магические сосуды знахарей и лекарей, головные уборы для танцев, волшебные жезлы, фантастические троны на слоновьих ногах… В рабовладельческие времена в Африке можно было за несколько связок бисера купить раба. Очень интересны и хороши по тонам бисерные работы островитян Тихого Океана. Труды рукодельниц с островов Борнео, Суматры и Филиппин стали украшением многих европейских коллекций. Все их работы сделаны из крупного привозного бисера, Венецианского или Богемского.

Однако в этих странах к бисеру подходили совсем с другим чувством, нежели в Европе. Здесь бисероплетение – занятие скорее духовное, полное бескорыстия, так как в большинстве своём бисерная вышивка предназначалась высшим духам или богам. Поэтому в этих простых незамысловатых работах сохранилось куда больше чистоты и величия, чем в самых вычурных работах Италии, Франции, Германии и других европейских стран.

БИСЕР НА РУСИ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ. КИЕВСКАЯ РУСЬ

Ещё одной цивилизацией, водившей дружбу с Пространством Бисерных Чудес, была Русь.

На территории нынешних России, Украины, Беларуси и ещё нескольких соседних стран создание и использование крупных и мелких бус процветало с древнейших времён. Почти ничего не дошло с тех пор до наших дней, и официальная история умалчивает о целых веках и тысячелетиях древнерусской истории. А между тем, и нынешним поколениям было бы чему поучиться у предков. Прежде всего они умели чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, не отделяли себя от неё. Живя среди природы, они дружны были со зверями и птицами, растениями и стихиалиями, старались находиться в гармонии со всем разнообразием существующих явлений. Выражение внешней красоты воспринималось ими, как отражение внутренней. Наряды, украшения, амулеты и обереги лишь подчёркивали и усиливали её.

Наши прародители в то время отдавали предпочтение живым природным материалам и, прежде всего, жемчугу. Этот благородный материал воспет и опоэтизирован народом до такой степени, что его белизна, матовый, переливчатый блеск оставались эмблемой чистоты и святости даже спустя несколько тысячелетий и у их пра-пра-правнуков.