Смекни!
smekni.com

История бисера (стр. 9 из 14)

На ряде вышитых картин воспроизведены сценки из помещичьего быта, наивные и непритязательные: помещица со своими приживалками в саду; пожилая дама, сидящая у окна; пикник; многочисленное семейство с детьми и домочадцами в зале. Во всех вышивках использованы одинаковые материалы и приёмы работы: фоны покрыты вертикально расположенными низками бесцветного стекляруса в форме удлинённых трубочек, контуры предметов и фигур людей оттенены тёмным бисером, лица и руки персонажей расписаны масляной краской. Заметно, что мастерицы не всегда справлялись с передачей сложных движений и ракурсов.

Кроме оформления интерьеров бисер и стеклярус употреблялись и для отделки предметов быта. Шкатулки, подносы, детские рожки и чернильницы покрывались низанными или вышитыми из бисера чехлами. Количество известных нам работ этого типа невелико. На них изображались типичные для русского народного искусства узоры: фигурки пав, двуглавые орлы, кони, цветы.

Что ещё любили вышивать Ваши прабабушки? В работах этого периода бесконечно варьируются охотничьи сцены – любимая господская забава; реже видим военные сцены, кутежи у карточного стола, курильщики с длинными чубуками, прогулки верхом и в экипаже, катанье на лодке, игра в волан, забавы с любимой собачкой или птичкой, незатейливые представления «учёного» медведя, крестьянские пляски. Очень любима была картинка деревенского гулянья в Семик перед Троицыным днём; Семик –древний «языческий» русалочий праздник, когда девушки украшают берёзку лентами и в хороводе носят её по деревне. Всё это оживает на сумочках, кошельках, бумажниках, чубуках, подстаканниках, чехольчиках для разных мелких вещей во всём пёстром разнообразии.

Особый интерес представляет чернильница из собрания Эрмитажа, чехол которой выполнен из очень мелкого бисера. Расцветкой он подобен целому ряду других изделий, но украшен сложными композициями из фигурок пав, цветов. На одной из его сторон помещена дата: "1797", которую сопровождают буквы "РС" или "РО" под короной, наподобие императорской. Это единственное датированное произведение среди бисерных низанных работ XVIII века.

БИСЕР И СТЕКЛЯРУС В XIX В

Бисерные и стеклярусные изделия XIX века очень сильно отличаются от работ предыдущих веков. Начинают использоваться новые, неизвестные ранее приёмы работы, а мельчайший бисер множества оттенков позволяет создавать очень сложные, тонкие по цветовой гамме миниатюры. Всё чаще бисер употребляют для украшения множества бытовых и декоративных предметов.

В первой половине XIX столетия материальные возможности поместного дворянства постепенно возрастают, благоустраиваются имения, строятся особняки. Многочисленное мелкопоместное дворянство, купечество и зажиточные горожане приобретали всё больше предметов искусства и декоративного убранства интерьеров. Наряду с изделиями из фарфора и стекла, коврами и обивочными материалами, гарнитурами мебели и светильниками создавалось огромное количество украшений интерьера – настольных принадлежностей, бюваров, подсвечников и прочих вещей, украшенных бисером и различными вышивками, шёлком. Из стран Западной Европы пришла новая волна увлечения бисерными работами. Светские дамы и почтенные купчихи, горожанки и крестьянки побогаче – все, кто имел возможность приобрести красивый, не подвластный разрушению материал, пробовали свои силы в работе с бисером. Большое количество вещей изготавливалось руками подневольных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Так, в одном из имений графа С. Тарановского в Черниговской губернии в прекрасно обставленном доме существовал интерьер с белью из красного дерева в стиле ампир, у которого "все сиденья затянуты изумительными вышивками бисером. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты. Работа исполнена тончайшим бисером в Качановке крепостными".

Очень часто в первой трети XIX века в жилых комнатах сочеталась ясность архитектуры и простота классической мебели с яркостью обивок, скатертей, занавесей, а столы, и стены в изобилии заполнялись мелкими, красиво украшенными вещицами. Так же было и с костюмами: строгие формы дополнялись ажурными сумочками, кошельками, бумажниками, зонтиками...

На формы и орнаменты работ влияли, конечно же, мода, стили и вкусы поколений. В бисере один за другим отразились классицизм, черты сентиментализма и романтизма, новые формы «второго рококо» и стиля модерн. Приподнятость ощущений и сильные чувства проникают в бисерные миниатюры, художники обращаются к героическому прошлому и настоящему, состояния природы передаются взволнованно, образы пейзажей нередко трактуются с оттенком трагизма. На витражах, сумочках, бумажниках, настенных вышивках мы встречаем руины и сломанные деревья, водопады и замки. Особой любовью пользовался поэтический вид пруда под плакучей ивой, в котором чувствуется и влияние сентиментализма.

Перечень предметов, которые вышивались, вязались и низались бисером, охватывает собой чуть ли не все туалетные и хозяйственные принадлежности. Разных фасонов сумочки, кошельки и бумажники; сонетки – ленты; табачницы, кисеты, чубуки; подстаканники, целые бутылки, обтянутые бисером; коробочки и ящички разных назначений; подушки диванные и мелкие подушечки для булавок; разные чехольчики для карандашей, гусиных перьев, карточных мелков, черенков ножей, ножниц, очков, для карманных флакончиков с духами; кольца для салфеток; шнуры для крестов и часов; подвязки, подтяжки, ермолки и даже ошейники для собак – всё это и многое другое заполняет и украшает быт людей в первой половине XIX столетия.

В чулки ввязывались для метки бисерные инициалы, иногда и целые бисерные каймы по верхнему краю чулка. Бисерными гирляндами и каймой украшались перчатки, детские шапочки и вязаные платьица. Миниатюрные бисерные зонтики, которыми едва можно было прикрыть глаза от солнца, вкладывались в вязаные бисерные чехольчики.

Такими были самые распространённые бисерные изделия первой половины – середины XIX века.

Вскоре романтизм сменился классицизмом, которому свойственны строгость, монументальность, лаконизм форм и орнаментов. Уже в самом начале XIX столетия типичными становятся очень простые формы бисерных изделий, полностью соответствующих их практическому назначению.

Для начала XIX века характерны орнаменты в виде меандра, пальметок, розеток, грифонов и сфинксов, которые скоро обогатились множеством других узоров и сюжетов, в основном растительных и цветочных.

Особенно сложными и пышными становятся композиции из цветов в 1830-х годах. Трудно найти другой вид работы, в котором с таким искусством и разнообразием передавались бы многоцветные букеты, венки, гирлянды из садовых и полевых цветов.

Вышитый из бисера цветок смотрится очень хорошо – яркость и блеск живых лепестков обретают своеобразную кристаллическую прозрачность и насыщенность. Радужные блёстки бисеринок, как свежая роса, переливаются с лепестка на листок, создавая какое-то неуловимое движение и жизнь в этих гирляндах, букетах, венках и отдельных маленьких цветочках.

Вышивки с цветами всегда были гордостью самых красивых коллекций! И секрет этого прост – соприкасаясь с живой темой, бисер и сам оживает, стараясь принять форму цветочка, ведь бисер ещё помнит время, когда он был волшебным и дружил со всей природой, жизнью вообще. А когда тема работы придумана или, ещё хуже, продиктована политической или художественной модой, на неё накладываются все “неживые” представления автора, шелуха самого события, и получается, что работу оживить нечем, – феям до неё не добраться...

Кстати, в работах простых крестьянок было немного больше свободы и жизненности – они реже пользовались рисунками или достаточно свободно их изменяли. И хотя традиционному стилю эти мастерицы изменять не решались, но самостоятельно выбирали цвета и сюжеты: точных повторов цветовых композиций не встречается.

Очень жаль, но несмотря на большое разнообразие работ и мастерство вышивальщиц, за всё это время высокая Сказочность так и не вернулась к бисеру... Что ж – всему своё время! Может быть, для того, чтобы ожить, бисер ждёт именно тебя!

Период самой большой увлечённости бисерными изделиями относится к 1820 – 1830-м годам, когда в украшении интерьеров и предметов одежды использовались в основном растительные мотивы. Расписные плафоны и двери сочетались со строгими однотоновыми обивками стен и мебели; портьеры и скатерти деликатно обрамлялись бордюрами с мелкими и изящными либо с пышными, яркими орнаментами из цветов, античными мотивами. На небольших вещах – сумочках, кошельках, подстаканниках – основной узор располагался горизонтально идущими гирляндами в верхней или нижней части предмета и реже – по краям. Остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек, цветов, крапинок, звёздочек или оставалось свободным от узоров. Особенно пышными орнаменты из цветов становятся в 1830-х годах. Часто в рисунках также использовались: рога изобилия, корзины и вазы с цветами. Существовало несколько рисунков с этой тематикой, которые бесконечно повторялись на предметах разных размеров.

Очень популярны были сюжеты античной мифологии с изображением персонажей мифов Древней Греции и Рима: Амур и Психея, Амур на колеснице и множество других. Немного сглаживая классицизм, под влиянием сентиментальной литературы появляются изображения бытовых сценок, которые находят множество почитателей среди любителей бисерных работ. Пастух со стадом, девушка, обнимающая овцу, играющие дети и другие подобные мотивы заполняют бисерные изделия. В отдельных случаях воплощались и литературные персонажи тех лет, например, Акулина и Алексей из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Очень популярной картинкой был сюжет «Бедной Лизы» Карамзина, которой зачитывались сентиментальные барышни в начале XIX века. Грациозно-наивная картинка увековечила печальную героиню с единственным оставшимся её другом, верным псом, который горько плачет, чуя близкую гибель своей госпожи.