Смекни!
smekni.com

История бисера (стр. 5 из 14)

У меня было множество друзей именно среди древних русичей! Какие чудеса умели создавать они, а какие песни петь! Жаль, что лучшие из них либо погибли, либо были вынуждены переселиться в другие земли, например, в Индию.

В скифо-сарматскую эпоху (2 – 2,5 тысячи лет назад) бусы уже широко использовались как народами северных территорий, так и племенами Причерноморья. А во времена Киевской Руси они и вовсе не являлись редкостью. Причём славянские народы были знакомы со стеклянными ожерельями и бисером не только благодаря торговым отношениям со странами Ближнего Востока и Византией. Стеклянные ожерелья, перстни и браслеты всевозможных форм из непрозрачного, полупрозрачного и прозрачного стекла разнообразных цветов (преимущественно зелёного, жёлтого, синего, фиалкового и чёрного) изготавливали в небольших местных стекломастерских. Большое число таких поделок и бус производили Киев, Новгород, Чернигов, Старая Ладога, Белая Вежа, Тмутаракань…

Производство именно бисера появилось вместе с Византийскими мозаичными мастерами, которые пришли на Русь после принятия христианства. Но вследствие многовековой междоусобицы, а затем нашествия ханских завоевателей, это дело не удержалось, и широкое производство стекла на Pycи прервалось на много столетий…

Впрочем, ваши предки по-прежнему отдавали предпочтение природным материалам. Даже под словом «бисер» русичи на протяжении многих веков понимали именно жемчуг. Поэтому для начала я расскажу Вам о нём.

ЖЕМЧУГ. КАК ОН ОБРАЗУЕТСЯ, ДОБЫВАЕТСЯ, ОБРАБАТЫВАЕТСЯ

Жемчуг образуется в раковинах некоторых пластинчато-жаберных или двустворчатых моллюсков, как морских, так и пресноводных. Это сложное название люди дали некоторым ракушкам – жемчужницам. Он отлагается теми моллюсками, которые способны выделять перламутр. При образовании жемчуга главную роль играет наружный слой мантии моллюска – эпителии. Именно он производит в нормальных условиях перламутр, покрывающий внутреннюю поверхность раковины, а в особенных, анормальных, болезненных условиях образует жемчуг.

Образование жемчужины вызывается попаданием в раковину постороннего тела, вокруг которого постепенно образуется жемчужное зерно. Инородное тело механически раздражает своим присутствием мантию, и в ответ на раздражение она старается защититься от него усиленным отложением перламутра, сглаживая поверхность и уменьшая трение.

Если жемчуг образуется между мантией (епанчой) и внутренней поверхностью раковины, то он часто срастается с этой внутренней поверхностью, и при этом образуется так называемый «половинчатый» жемчуг. Круглые, цельные зёрна жемчуга образуются чаще всего внутри тела моллюска и совершенно свободно отделяются от него.

Обычно принято считать, что разница между перламутром и жемчугом лишь в расположении слоёв органического вещества и углекислой извести: слои в жемчуге располагаются концентрически, а в перламутре идут параллельно. Однако, помимо расположения слоёв, сильное влияние на разницу между веществом перламутра и жемчуга имеет то обстоятельство, что перламутр является нормальным отложением, а жемчуг – отложением анормальным, когда моллюском тратится большое количество вещества, необходимого для самозащиты.

Разница между тем, как добывали жемчуг древние русичи и их «цивилизованные» потомки, заключается в том, что люди прошлого не убивали моллюска в погоне за жемчужиной, а, говоря современным языком, извлекали из него болезненное инородное тело.

Игра цветов жемчуга зависит от строения жемчужного зерна. Дело в том, что жемчужины состоят из исключительно тонких, концентрически расположенных, плотно сросшихся пластинок, листочков, чешуек. В зависимости от прозрачности этих чешуек световые лучи встречаются на поверхности жемчужины, по-разному проникают сквозь них и по-разному отражаются. В результате возникает маленькое чудо, называемое «жемчужным блеском», «глянцем» или «переливом».

Впрочем, здесь тоже имеются свои тонкости и секреты. Жемчуг, вынутый из раковин, твердеет не сразу, а постепенно. И чтобы при затвердении он не портился, его подвергали так называемому «замариванию». Для этого зерно клали себе в рот, держали часа два, а после этого жемчуг в мокрой тряпке «дозревал» за пазухой, пока окончательно не затвердевал. Конечно, познакомившись с внешним миром таким образом, жемчужина оставалась живой и дружелюбной к человеку, не утрачивала своей природной силы, приобретала не только наилучший цвет, теплоту и прозрачность, но и особые целебные свойства.

А если добавить к этому трудолюбивые, чуткие руки вышивальщиц, вы поймёте, какого высокого уровня были расшитые жемчужным бисером одежды и почему я и пра-пра-феечка так крепко ладили с древнерусскими умелицами!

Тонкое чувствование красоты несовместимо с враждебностью к другим народам, людям, природе вообще, алчностью и войнами! И если мужчины всё чаще поддавались подобным искушениям, то у женщин-мастериц того времени этих качеств не было вовсе, поэтому с жемчугом и феями они были очень дружны! Последние приходили к ним во снах, подсказывали узоры, новые способы шитья и обработки жемчуга, приносили им вдохновение, творческие силы. И хотя вы не встретите упоминаний о подобной помощи фей ни в одной исторической книге, но сможете проверить это на себе, если захотите подружиться с бисером! Современные люди воспринимают участие сказочных существ, как «прилив вдохновения», «желание творить», оно приходит в виде новых идей и мечтаний. А ещё – загляните в книгу самых лучших сказок – это ведь тоже история, только основанная не на археологических фактах, а на духовных: история взаимоотношений человека и природы, человека и высших сил, человека и сказочных, незримых существ!

ИСКУССТВО ВЫШИВАНИЯ ЖЕМЧУГОМ

В древнерусском искусстве жемчуг имел самое широкое хождение. Обилие жемчуга в реках и морях послужило основой для его применения в различных видах творчества.

Одним из излюбленных и распространённых на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было украшение их шитьём, достигшее с веками высокого мастерства. Овладение им составляло предмет воспитания и княжны, и крестьянской дочки. Именно в этой области жемчуг имел наибольшее применение. Так повсеместно возникли и получили развитие различные приёмы шитья жемчугом, создалось своеобразное народное искусство жемчужного шитья.

Шитьё жемчугом – «низанье», «саженье» – является почти исключительно женским искусством. Если в кружевном деле иногда встречаются соперники в лице мужчин-кружевников, то в искусстве низанья жемчугом славится долгие века именно умение женщины. Даже иностранцы, которых нельзя было заподозрить в излишних симпатиях к инородцам, и те отмечали великое умение русских женщин шить жемчугом.

Вышивальщицы, иногда самостоятельно, иногда (в поздние эпохи) уже по заданным контурам, творили свои произведения из шёлка, золотяных нитей, камней и жемчуга. Последний накладывался, «садился» с особым чувством. Мастерицы в созданных ими шитье и украшениях, сотворили целую область народного искусства: искусства коллективного, не знавшего школ, руководимого лишь чувством красоты, гармонии и тонкого художественного вкуса.

Основным предметом быта, на который распространилось шитьё жемчугом, была одежда. Им украшалась главным образом праздничная одежда, а в правящих кругах – и повседневная.

Значение одежды в быту древней Руси было очень велико. Это можно объяснить тем, что изготовление даже простой ткани требовало очень много труда, умения и времени. Изготовление же узорной, богатой ткани из ценной пряжи – тонкой шерсти, шёлка, золотяной нити, – требовало большого мастерства, порой переходившего в искусство.

Высокая стоимость материала, из которого изготавливалась одежда, и его добротность вызывали бережное отношение к одежде. Она передавалась, как ценная вещь, по наследству. Это практиковалось и у простого народа, и у знати.

Главное внимание обращалось на материал, из которого была сшита одежда, на то, чем она была украшена. Покрой оставался единым во всех слоях общества, но одежда простолюдина существенно отличалась от одежды знатного человека. Отличалась именно материалом и украшением. В народе главным образом бытовали ткани домашней выработки – из шерсти, льна, конопли.

Богатые слои общества пользовались и отечественными тканями более тонкой выработки, и привозными – золотяными, шёлковыми, шерстяными. Наряды, построенные из этих тканей, часто покрывались жемчужным шитьем. Им вышивалось всё: от головных уборов до обуви – кокошники, воротники, обшлага, пояса, рукавицы, подолы… При этом покрытая жемчугом одежда помогала человеку сохранять своё сердце, тело и дух в чистоте и святости, символом чего по-прежнему являлся этот благородный материал.

Обилие жемчуга на одеждах поражало видавших виды иностранцев. Они отмечали, что: «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин». «У всех женщин, которых я тут видел, даже у самых бедных рыбачек, было на шее по крайней мере 3-4 нитки настоящего жемчугу; у более зажиточных бывает по 10-12 ниток и даже головные уборы, вышитые жемчугом, наподобие диадемы. На здешние купеческие свадьбы купчихи приезжают совершенно унизанные жемчугом и драгоценными каменьями. Костюм, стоящий 100 000 ассигнациями, считается у них ни по чём».

Жемчуг также применялся при создании ожерелий, наручных браслетов, перстней и поднизей.

И русичи, и их потомки различали понятиея «жемчуг» и «жемчужина». Под последним названием понимался особой добротности жемчуг. А название «жемчужина» – для определения красоты вообще и редкости предмета – сохранилось в повседневной речи и до сих пор (говорят, например, «Крым – жемчужина юга»). И в древности слово «жемчужный» обозначало самое высокое качество предмета или наивысшую ценность: «Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие», – писал автор «Слова о полку Игореве».