Смекни!
smekni.com

История бисера (стр. 13 из 14)

Развитию народных художественных промыслов помогали и губернские земства. Они исследовали художественно-промышленные центры, создавали промышленно-кустарные мастерские, учебно-инструкторские школы, художественно-промышленные училища и кycтapные склады, которые поставляли мастерам необходимый материал и продавали готовые работы. Всё это помогало возрождению традиций и улучшению качества изделий. Развитию крестьянских промыслов оказывало содействие также «Общество помощи ручному труду», которое организовало склады и магазины во многих губерниях России и за границей. Таким образом было возрождено множество народных художественных промыслов, в частности – бисерный. Украшения из биcера начали изготавливать в отдельных кустарных мастерских и школах художественного рукоделия.

Первая артель бисерниц была основана в 1891 г. в с. Воронцовка бывшей Тульской губернии. Не очень сложная техникa нанизывания распространилась в окружающие сёла – Бибинку, Ивaновское и соседние. Сельские женщины и девушки нанизывали цепочки из бисера – «ожерелькu». Изготовляя украшения, они использовали узоры старинных вышивок, кружев, шитья, тканых поясов, воссоздавая в бисере традиционные орнаменты: «лапы», «кресты», «круги», «окошечка», «ёлочки»…

В том же 1891 г. была создана вышивально-ткацкая мастерская в с. Соломенка бывшей Тамбовской губернии, где возродилось искусство вышивания бисером и нанизывание цепочек. Центры биcерных работ были также кое-где в Тульской губернии. В г. Усмaни Воронежской губернии в 1902 г. была основана вышивальная мастерская, где занимались и бисерным шитьём. В Cepгиевoм Посаде (теперь г. Загорск Московской области) в 1911 г. начала работать артель «кустарных одевальщиц», которые в одежде для кукол применяли биcерные украшения по образцу крестьянских. Много центров изготовления украшений из биcера было также в Поволжье и Приуралье.

Промышленные артели открывались и в Украине. В 1906 г. в городке Зозови бывшей Киевской губернии была основана кустарная мастерская, где, кроме ковров и вышивок, изготавливали бисерные колье, цепочки и другие украшения. Существовали бисерные промыслы в Черниговской и других губерниях.

В начале ХХ века были созданы вышивальные мастерские на территории Галиции (нынешние Ивано-Франковская и Львовская области) и Буковины (Чернивецкая область), где наряду с ткачеством и вышиванием изготовляли украшения из бисера. Особенно были развиты художественные ремёсла на Подоле, Покути, Гуцульщине, в Тернополе, Чорткове, Борщу, Городенке, Коломе, Косове, Черновцах, Озерянах, Хусте. Большую творческую работу, направленную на возрождение народных художественных промыслов в России и в Украине, провели российские художницы Н. Давыдова, Е. Прыбыльська, О. Поленова.

Узоров, специально предназначенных для плетения бисером, в глубинке не было, поэтому использовались рисунки местных художников, узоры вышивок или тканых изделий.

Продавались изделия на местных ярмарках или пересылались в Москву, Петербург, Полтаву, Киев и другие города, где магазины кустарного производства превратились в своеобразные музеи народного искусства. Бисерные украшения пользовались большим успехом и спросом.

На кустарных и этнографических выставках, которые проходили во второй половине XIX и в начале ХХ ст. во многих городах России и Украины, выставлялись разнообразные женские украшения, среди которых значительное место занимали российские гайтаны и украинские герданы.

В 1916 г. галерея Лемерсье в Москве устроила на одной из своих выставок отдел бисера, составленный главным образом из коллекции А. К. Пожарского; несколько вещей выставила г-жа Арафелова.

Московские музеи собирают бисерные вышивки наравне с другими предметами художественной старины; в собраниях Исторического музея (бывшего Кустарного музея Московского Губернского земства), коллекции Строгановского училища можно видеть все стили и эпохи бисера в пору помещичьего быта и несколько вещей более ранних, но до полного завершения картины ещё многое надо поискать.

Сделать это будет трудно, поскольку наступившая вслед за этим эпоха социальных поисков и потрясений на много десятилетий прервала развитие бисерного искусства.

В советский период художественные изделия из бисера экспонировались на многочисленных выставках народного искусства. Эти украшения в разных уголках Советского Союза создавали народные мастера и рукодельницы. Их изделия выставлялись на областных, республиканских и всесоюзных выставках и вызывали искреннее заслуженное восхищение.

Работы из бисера и стекляруса хранятся в собраниях многих художественных и краеведческих музеев, ими украшают постоянные и временные выставки, им посвящаются специальные экспозиции. Например, Рязанский музей имеет богатое собрание низанных бисером женских украшений из разных уездов своей губернии. Прекрасные работы из бисера и стекляруса можно было видеть в Музее 40-х годов, существовавшем в Москве в двадцатых годах прошлого века.

Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.

Такова Земная история бисера, какой её увидели ученые и историки-искусствоведы. Немного мудрая, немного смешная, немного грустная…

Так сказочно и убедительно отразилась большая жизнь в крошечных искорках бисеринок...

БИСЕР СЕГОДНЯ

После художественного безвременья, которое царило в мире в уходящую эпоху, обозначается поворот в сторону поиска того, что единственно ценно во всяком искусстве, то есть – красоты, гармонии, духовности. Глаза, утомлённые серыми буднями, как будто вновь раскрываются на какую-то другую жизнь, на солнечный блеск, на радугу тонов, на всю яркость и радость красок, на всё, что какими-то роковыми судьбами люди разучились замечать и чувствовать.

Искание красоты роднит людей нового времени с эпохами художественного подъёма в прошлом. Тонкое очарование гармонии захватывает, уводит глубже в свой мир, развертываются детали забытой жизни, жизни красивой, потому что утончённый вкус хотел, видеть красивым всё, что окружало человека. Вопрос о ненужности красоты в повседневной жизни не мог встать при тех артистических настроениях, которыми была проникнута жизнь наших прадедов. И дворянское гнездо, и крестьянская изба являлись тогда художественными мастерскими, маленькими музеями, где всё изготовлялось, вышивалось, раскрашивалось и вырезалось хозяевами самостоятельно! Дом, одежда, маленькие предметы обихода, украшения – всё это человеческие руки создавали с большой любовью, творчески, вдохновенно. Конечно же, все сказочные существа с удовольствием им помогали! Затем эта добрая традиция уступила место безличным и одинаковым фабричным предметам. Они были дешёвыми и не требовали времени на своё изготовление. Однако с их распространением отошла в прошлое целая эпоха народной жизни, когда даже рукоделие требовало усилий духа. Поэтому и по сей день редкие предметы старинного быта людей вдохновляют художника, мастера и простого человека, возрождающего свой дом или родовое поместье.

Однако в наши дни мы пришли к тому, что новых работ из бисера – ни плохих, ни хороших – не делает уже никто. Вы скажете: но это ведь это же неправда – множество работ – ожерелий, браслетиков и украшений на одежду – можно видеть на базарах и на страницах модных журналах всех стран, современные мастерицы с искренней верой выплетают просто изумительные иконы и даже целые иконостасы…

Да, это так, но только все эти работы СТАРЫЕ – бисер в них чувствует себя неуютно... Старые рисунки, узоры, методы, подходы... Человеческий ум и дух уже много веков назад перестал идти вглубь искусства, играя с материалом с несерьёзностью ребёнка и совершенствуя его с мудростью взрослого. Люди ищут в творчестве заработка или, ещё хуже, «самовыражения»! Почти все современные искусники пытаются выражать только себя! Никто не стремится выразить Истину, Жизнь, Красоту, Сказку. Никто не пытается выразить живое звёздное небо.

Люди намного больше, чем в прошлые эпохи, используют свой интеллект и способности для жёсткого обращения со всем окружающим миром: природой, друг с другом... Как показывает история, только за последние 5300 лет произошло более 15000 войн! И нет признаков, что это ужасное времяпрепровождение прекратится, пока жестоко и бесчувственно человеческое сердце! (Однако обратите внимание на то, что бисер ни в одной войне не участвовал!) Революции, войны, распад старых и создание новых государств растрачивали творческие силы народов, разъединяли и раздруживали их. Лишь редкие мудрецы понимали, что люди – это, в первую очередь, человечество, а уже потом – представители той или иной страны, религии или национальности. И до сих пор мало кто может понять, что мир сегодня нуждается не в новом порядке, своде законов, системе образования, обществе, союзе государств или религии, мир нуждается в новых НАС – в умах и сердцах, наполненных любовью и святостью. В руках, в которых волшебное мастерство соединяется с открытым чутким сердцем, ясным сознанием и чистой доброй душой!