Смекни!
smekni.com

История бисера (стр. 2 из 14)

Но будем придерживаться земных фактов!

На следующей ступени развития стеклодувного мастерства в Египте появились уже не просто бусины, а бисер. Каирский Музей хранит очень интересные одеяния из бисерной сетки, которая низана голубым и зелёным бисером, непрозрачным, крупным, цилиндрической формы. В сетку вплетены бисерные изображения египетских божеств.

В Древнем Египте бисер и бусины были не только украшением, но и средством обмена на другие товары. Представьте себе, насколько приятнее было древнеегипетским продавцам и торговцам, которые в обмен на какие-нибудь древнеегипетские булочки или породистого верблюда получали не мятую непонятную бумажку, а симпатичненький браслетик или мешочек первоклассного бисера!

Когда чудесные бусины и бисеринки египетских стекольщиков попали в страны Средиземноморья, они всем там очень понравились! Как видно из археологических раскопок, бисеринки-бусинки из Египта «разошлись» по всему культурному древнему миру. Конечно, с течением времени, развитием техники и в угоду требованиям переменчивой моды бисер и бусы становятся всё более и более разнообразными. Мастера нашли способы оживлять однотонный фон своих бусинок орнаментом из разных сочетаний полосок, зигзагов, колец, кружочков, пятнышек. До позднейших времён Римской империи, даже в эпоху Меровингов (первая королевская династия во франкском государстве (V-VІІІ вв.), своё название получила по имени легендарного родоначальника єтой династии – Меровея), египетские бусы остаются ходовым товаром, который распространился из Египта через Массилию (нынешний Марсель) и Ольвию (близ устья Буга), а позже через Аквилею, в самые отдалённые страны Европы. Так бисер стал одним из наречий первого общечеловеческого языка общения – языка Красоты! Не верьте, когда Вам говорят, что объединяет только Интернет! Красота делает это и быстрей, и надёжней, и не даёт сбоев!

Существовал и встречный бисеропоток. С севера привозились бусины и подвески из янтаря всех расцветок – жёлтого, оранжевого, коричневого, собираемого на берегах Балтийского моря. Из тогдашней Руси, стран Индии, Месопотамии – жемчуг и украшения из него.

Приятно осознавать, что с тех пор бисер совсем не состарился! Во все времена, от Древнего Египта и до наших дней, людям очень нравилось украшать бисером предметы обихода (те простые вещи, что окружают нас каждый день). На улицах Каира и тогда, и сейчас можно встретить осликов и верблюдов, упряжь которых вынизана бисером; а базары и лавки по-прежнему пестрят всевозможными бисерными поделками в красивом сочетании голубых, белых, жёлтых, чёрных и зелёных тонов. А что уж говорить об одежде!? С незапамятных времён бисер наравне с жемчугом использовали для изготовления украшений и в самых разных художественных рукоделиях – вышивке, плетении, инкрустации.

Массовое производство стекла в Европе тоже берёт своё начало именно с прихода бусин из Египта! Волшебное воздействие, которое производили эти украшения, вдохновляли как отдельных мастеров, так и целые народы к созданию прекрасного и сотворчеству. Так, со временем производство бисера распространялось во многих странах Западной Европы и Востока.

Даже если большинство этих стран сегодня многим неизвестны, то про эпоху Римской империи слышали все. Знаменитые стеклянные фабрики Александрии славились в своё время во всём известном тогда мире. Древнеримские мастера, как и египтяне, дошли до очень высокой степени совершенства выделки пёстрых бус – на этих бусинах были сложные затейливые белые узоры по цветному фону. Именно александрийским бусам впоследствии подражали венецианские мастера, где такой тип бусин был известен под названием «Millefiori». Рядом с красотой выделки бус всегда шла выделка бисера, который то перемешивался вместе с крупными бусинами в разных вычурных ожерельях, поднизках, серьгах, то самостоятельно украшал разные художественные рукоделия.

Венецианские мастера, конечно, молодцы. Но задумайтесь, дорогие мои, над таким фактом: на то, чтобы раскрасить 100 бусин или бисеринок сложными узорами, у человека тех времён уходило ровно в пять раз больше времени и сил, которые он мог бы потратить на долгое, полное вдохновений, путешествие в Пространство Бисерных Чудес! В пятьдесят раз меньше волшебной энергии расходуют гномы на то, чтобы материализовать эти бусинки уже готовыми! В пятьсот раз быстрее зарождается дружба с феями!..

С распространением классической греко-римской культуры в Европе стеклянные заводы появляются даже в так называемых варварских странах: в Галлии (нынешняя Франция) и Германии, где наряду с производством стеклянной посуды началась выделка мелких стеклянных украшений, бус, бисера и имитация (подделка) драгоценных камней. Надо сказать, что всё это было очень далеко от совершенства позднеегипетских изделий и носило отпечаток примитивной, «варварской» работы. Да и когда же им было совершенствоваться, если все мысли были заняты только войнами, захватом или удержанием власти?

Широко распространена была имитация драгоценных камней из стекла, но уже к середине средневековья богатые люди и ценители перестали носить фальшивые драгоценности. Тогда цветное стекло стали использовать в других целях: на кубики цветной мозаики для великолепных византийских, равеннских и ранневенецианских мозаик и для византийских и романских эмалей.

Европейские музеи хранят несколько очень ранних образцов бисера конца ХІI и начала ХIII веков, где наравне с настоящим жемчугом и кораллами использовался для вышивке довольно мелкий шлифованный бисер. Особенно часто его можно часто видеть на церковных одеяниях и реликвиях.

Так, с течением веков, простые камни и звериные косточки, а затем большие грубые бусины из непрозрачного стекла (благодаря невидимой работе и подсказкам гномов!) постепенно превращались в красивые и аккуратные бисеринки из стекла, фарфора, металла и самых разных природных материалов.

Ах, сколько сил потратили волшебные существа, стараясь привить человеку чувство Красоты и стремления к совершенству! Идеи бисерных чудес хранились (и хранятся по сей день!) в Волшебной Бисерной Стране, но человек почему-то не хочет их брать, а быть может, просто ещё не готов – ведь попасть в эту Страну так просто…

Мы с гномами верим в людей и не теряем надежды!

ИЗ ВИЗАНТИИ – В ВЕНЕЦИЮ

Разные страны принимали бисер по-разному. Поскольку мастерство выделки бисера требовало большой тонкости и умения, оно не привилось в странах, которые лучше умели ценить тяжёлый острый меч и отвагу. Качественный красивый бисер приходил туда откуда-то извне. Секреты его производства постигнуты были не в Германии и Галлии, а в более чуткой и артистически развитой Византии. Наследница восточной части Римской империи впитала и переосмыслила мастерство и достижения народов Средиземноморья, древнюю мудрость Востока, оказала культурное и духовное влияние на развитие всей европейской цивилизации и многих соседних народов.

Считается, что в Византию рецепт производства бисера пришёл от эллинов, а уж оттуда – в ещё молодую Венецию. Венеция – родина многих великих художников и скульпторов, тонких ценителей красоты – восприняла появление нового искусства очень тепло и даже восторженно! Здесь стеклянное художество поселилось на целые столетия, не зная соперников! Венецианский бисер, эти «piccoli lavori di vetro», наводнил собою весь мир, принося колоссальные богатства Венецианской республике.

В 1000-ом году в Венеции уже размещались развитые стеклянные заводы. Мозаики собора Св. Марка, который начал сооружаться приблизительно в это время, указывают на существование очень развитого стеклянного дела. Сохранился указ от 1221 года высшего руководящего органа Венеции – Совета – о перенесении всех стеклянных мастерских из самого города Венеции на близлежащий остров Мурано. Мера эта вызвана была соображениями пожарной безопасности; одним лишь бисерщикам разрешалось пока остаться в самой Венеции, но с некоторыми предосторожностями: они должны были селиться на определенном расстоянии друг от друга.

Корпорация стекольщиков разделялась по специальностям. Мастера «Yerixelli» делали бусы, бисер и другие мелкие вещи: стеклянные пуговицы или заглавные буквицы, которые назначались под раскраску.

Кстати, подделка драгоценных камней, столь распространённая в Германии, многими указами венецианского правительства строго преследовалась. В Венеции умели ценить подлинно прекрасное! Позднее мастера-бисерщики специализировались по выделке того или иного сорта бисера. В мастерских Мурано сложилась со временем своя классификация этих сортов. Выше было упомянуто о знаменитых «Millefiori» – подражании Александрийским пёстрым бусам; ещё в перечне бисерного производства значились: «Arte del margaritaio» – массивные плотные бусы и бисер; «Lavori minuti a ferraza» – мелкий бисер: «Lavori grossi a spiedo» – крупный бисер; «Arte del perlaio» – дутые бусы и бисер, и ещё многое другое.

Ох уж эти люди – им всё нужно назвать, поделить на виды и классифицировать! Куда более красивыми были Сказочные названия бисера, потому что произносились они не словами, а образами. Если с Вами заговорит какой-нибудь гном, Вы не услышите звуков, но зато ярко представите себе – что за бисер имеет в виду Ваш подсказчик!

Изделия Мурано заняли значительное место в торговле Венеции, принося громадные доходы. В отличие от гномов, венецианцы выменивали на востоке за свой бисер пряности, ткани, золото. Даже в недоступные недра африканских пустынь проникал венецианский бисер, он использовался у туземцев в качестве монет. С момента, когда корысть стала брать верх над стремлением к красоте, началось падение великого мастерства! Нам, из сказочного мира, это было добре видно!

Венеция ревниво оберегала секреты стеклянного производства. С 1275 года под угрозой конфискации (изъятия всего имущества!) запрещался вывоз из Венеции стекла незаконченной обработки, сырых материалов, входящих в состав стекла, и даже разбитой стеклянной посуды, чтобы не давать возможности анализировать ее состав. Имена искусных мастеров-стекольщиков становятся знаменитыми и славными и доходят даже до наших дней. В первой половине ХІІІ века славились мастера Матео и Николо – большие друзья одного моего знакомого пра-пра-гнома. В 1490 году Сенат ставит стеклянное производство под особую охрану Совета Десяти. Делается всё возможное, чтобы удержать в Венеции мастеров, не допустить их выезда в чужие края. Им даются привиллегии совершенно исключительные в строго-аристократической Венеции: в 1376 году Сенат издаёт указ, согласно которому патрицию разрешается жениться на дочери стекольщика, и дети его признаются благородными патрициями.