Смекни!
smekni.com

Особенности использования инструментария связей с общественностью в современном российском шоу-бизнесе (стр. 13 из 19)

Весь этот идеологический комплекс увешанный золотом мультимиллионер и защитник угнетенных IceТ называет словом "real", подразумевая суровую реальность. Правда, при этом имеется в виду вовсе не тупая и скучная повседневность, но и фантазиями крутые бандиты не интересуются, им куда понятнее и ближе кино.

Гангстерский рэп в чудовищных количествах потребляют вовсе не угнетенные жители черных гетто, а белокожие отпрыски мелкобуржуазных семей. Они балдеют от карикатурного музбандита IceТ, который, брызгая слюной, исходя потом и выпячивая нижнюю губу, похваляется своим холодным хромированным пистолетом.

В марте 1992-го Ice Т и его металлическая группа BodyCount записали песенку "Сор killer" ("Убийца полицейских"). IceТ: "Проснулся я утром, сижу, пью кофе, говорю по радиотелефону, вдруг по телевизору - президент Джордж Буш, который обзывает мою песню горячечным бредом сумасшедшего. А я и спел-то всего: "Убей, убей свинью". Возмущенные профсоюзы полицейских, владеющие солидной долей акций концерна TimeWarner, который выпустил злосчастную песенку, публично пригрозили выбросить его акции на биржу. А это - несколько сотен миллионов долларов. На бирже разразилась паника.

"Это же элементарно!" - возмущался Ice Т. Якобы это не он хотел убивать полицейских, а его литературный персонаж, которого те обидели, и он решил им мстить. Вопрос в том, кому именно ты подражаешь. Если ты подражаешь, скажем, Терминатору, входишь в бар в черных очках и стреляешь направо-налево, то ты сам дурак. Совсем другое дело, если ты подражаешь Арнольду Шварценеггеру - богатому киноактеру и культуристу. Ты качаешь мышцы, делаешь деньги, тогда ты - молодец, не правда ли?"

Таким образом, и субкультура электронной музыки, и субкультура рэпа схожи в том, что «революционность», «антисоциальность», «криминальность» - просто сценические имиджи, не имеющие ничего общего с реальностью. Это – безопасная игра в «бунт», предоставленная обществом потребления и тотального управления свободой нынешним молодым поколениям, чтобы те выпустили пар, и не устроили настоящего протеста.

Такой «бунт» мало чем отличается от скандала, о котором говорилось выше. Однако, потребитель принимает доксу, правила этой игры. Понимая, что это – «понарошку», он все же испытывает «чувство игры», подражая своему кумиру. Тем самым молодой человек одновременно удовлетворяет свои потребности согласно теориям экспрессивности, присоединения, моделирования, идентификации.

Более того, этот «бунт» не только продается и покупается, являясь таким же, по сути, товаром. Даже символика его так или иначе связана с материальным богатством: роскошь «новых» афроамериканцев, элитарность и закрытость андеграунда противопоставлены «дешевому» и общедоступному мейнстриму.

Однако, и даже это условно, ибо на MTV и подобных ему молодежных каналах СМК собраны воедино все жанры – и рэп, и электроника[23], и мейнстрим, то есть так называемая «попса». И никто не гнушается такого соседства. Музыкальное телевидение и радио – трамплин для любого исполнителя к завоеванию популярности, и потому он в полной мере зависим от этих каналов.

В первой части я привела общее, теоретическое описание разного рода инструментов PR, используемых в шоу-бизнесе. Вторая часть – применение теории к практике: она вся посвящена анализу конкретного эмпирического опыта.

Часть III. Исследование практического опыта: группа “t.A.T.u.”: “Метафизика образа”[24]

А. Дугин называет их открытой философией современной эстрады, «мертвыми девочками», которым ничего не страшно, но просто дико грустно. Он же рассуждает о том, что путь к свету, что бы мы ни понимали под этим словом, всегда проходит сквозь тьму. «Прежде, чем человек доползет до высот духа, его носит по разным мирам и крайностям… Духовный путь не электричка»[25].

Многие песни этой, несомненно попсовой, группы, имеют весьма глубокий смысл, касаются острых проблем современного общества. К примеру, недавно у «Тату» вышел новый альбом – «Люди-Инвалиды». Имеются в виду не физически, а морально неполноценные люди. На обложке диска – рассуждения о «человеческом фейке, внешне неотличимом от людей, который – суть источник всего земного зла».

«Вечер без любви

Утро без обиды

Люди-инвылиды…»

Как было подробно описано в первой части, современные люди, в большинстве своем, боятся душевных проявлений, настоящих чувств. Боятся, что им будет больно; и потому безмерно одиночество массового человека. «Духлесс» – каким бы избитым этот роман ни был, в нем неплохо описано то, о чем я сейчас говорю. Страшная болезнь нашего общества.

Однако, человеку присуща латентная тяга к мазохизму. Многие люди взахлеб упиваются своим страданием, естественно, не признаваясь себе в этом; кроме того, люди редко хотят замечать в себе определенные отрицательные черты, - зато критика общества (пускай, засуженная) доставляет им истинное удовольствие. Данное явление – своеобразное проявление человеческой фрустрации. «Тату» в значительной степени присущ бунтарский дух – против некоего «общепринятого» зла. Часто под этим маскируется банальная PR-схема «управляемый скандал». Например, в разгар событий в Ираке они появились на американских каналах в майках с надписями «Х.. войне!» - это, естественно, PR-ход. Однако, сама интенция его – направлена за справедливость, человечность – против того кровавого безумия, которое США творили в Ираке. Таким образом, имидж группы находится в консонансе со смысловым содержанием ее песен - «кричащей критикой» пороков общества. И даже самые примитивные схемы смотрятся более-менее органично.

Глава 1. Архетипы, присутствующие в структуре имиджа

В имидже «Тату» - с одной стороны, явно присутствует архетип Бунтаря.[26] С другой стороны, вместо присущей Бунтарю брутальности, «Тату» воплощают в себе хрупкость, беззащитность, женственность. Однако, противоречие здесь мнимое. «Бунт» понимается как нарушение общепринятых норм, стереотипов. Если в образе Бунтаря – не физически сильная Годзилла, а хрупкая, беззащитная девушка, - это еще большее отклонение от норм и шаблонов.

Основные характеристики Бунтаря вполне совпадают с имиджем «Тату»:

Основная интенция – месть или революция. И наряду с хрупкостью, присутствуют ноты агрессии, даже наигранной вульгарности:

«Можно мстить – дважды два

На такси и с….

А простить никогда

Никогда не проси!

Хорошо, хорошо

Я придумала месть

Порошок все что есть

Умножаю на шесть

Не звони не звони

Я устала я устала

Я тебя не хочу

Ты меня зае…»[27]

(Тема мести)

«Только скажи - встречная наша

Мы убежим – мы им покажем!»

(Тема революции: поздний ремикс на «Нас не догонят»

Цель – разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества)

«Слова не слышно – автопилоты

Включили запись – аплодисменты

Вот так все вышло – не важно, кто ты

Такие эти

Эксперименты

Что ни началось – все кончается

Честная любовь не случается

Сдует ветер и заметет метель

Но останусь я

Я – новая модель…»

(«Новая модель»)

Страх – оказаться бессильным, заурядным

«Что не хватает тебе

Что ты прижалась ко мне…

Ты не узнаешь как меня зовут

Я не скажу тебе

Что не хватает

Что так цепляет…»

(«Что не хватает»)

Ловушка (непременный атрибут «Бунтаря») – перейти на темную сторону.

Опасность (для ценности их творчества):

а ) коммерческая направленность

б ) чрезмерный эпатаж в ущерб морали – как в процитированной выше «Зачем я».

Символически: храбрость граничит с безрассудством, в особенности, при острой душевной боли:

«Этот город уснул

Эти улицы пусты

Я одна, но где-то есть ты

Я исследую ночь

На радиоволне

Я беру твой след

Я мчусь к тебе

Скорость растет

Я иду на рекорд

Знаки не в счет

Мне сегодня везет

Я исследую ночь

По чудным местам…»

(«Квиты»)

Награда – неистовость, радикальная свобода

Может проявляться очень разнообразно:

«I`mthesun

Intheair!!!»

«Я продолжаю

Простые движенья

Ты продолжаешь

Мои продолженья»

«Скорость растет

Я иду на рекорд

Знаки не в счет

Мне сегодня везет

Я исследую ночь

По чудным местам…»

(Сама ночная гонка – необычайное удовольствие, получаемое от ощущения радикальной свободы, - когда кажется, что терять в жизни нечего. И не только гонка, но и безбоязненное появление в опасных местах в ночное время. Это – как бы награда за пережитую боль.)

«Только скажи - встречная наша

Мы убежим – мы им покажем!»

(Тонкий символизм: рассматривая слово «встречная» как метафору, можно предположить, что речь здесь идет о нон-конформистской смысловой направленности творчества группы в целом.).

По З. Фрейду, Танатос (стремление к смерти) почти так же силен, как Эрос (тяга к жизни). Во время важных жизненных кризисов душа зовет людей «умереть» (перестать быть теми, кем они были до этого) и «возродиться» в иной личности. В такие периоды образ смерти может быть очень привлекательным.


Глава 2. Мифы, являющиеся коннотациями названия группы (по Р. Барту)

Название группы трактуют по-разному. Например, «Та ту» (намек на лесбиянство). Если все же иметь в виду татуировку (тату), то этот образ вызывает ассоциации со шрамами, и находится в консонансе со стремлением к смерти. Пример из другой сферы: «Подошвы беговых кроссовок «Tattoo» украшены языками пламени и драконами, а на их рекламе изображены два спорт­смена, покрытые татуировкой, которые бегут по пустынной равнине. Такие обра­зы отвечают запросам молодых людей, испытывающих отчуждение, и призывают их к здоровым видам деятельности».[28]