Смекни!
smekni.com

Особенности использования инструментария связей с общественностью в современном российском шоу-бизнесе (стр. 18 из 19)

1. Классический PR

Данная группа методов рассматривается в первой части работы. Данный класс инструментария PR, пожалуй, скорее тяготеет к маркетингу, нежели к психологии. Деятельность такого рода, в общем, можно назвать менеджментом. Помимо этого, здесь очень важно банальное «умение договариваться» - с теми же журналистами, например. В «обычном» бизнесе и в шоу-бизнесе она по сути аналогична.

Основная задача здесь – достижение максимальной огласки в СМИ, то есть, паблисити. Для этого, главным образом, проводится работа со СМИ, - с прессой, с радио, с телевидением, с Интернетом. Например, это следующие мероприятия: презентации, пресс-конференции, автограф-сессии. Важнейшим звеном является собственно концертная деятельность, и все, что с ней связано: предварительное создание у целевой аудитории острой заинтересованности, и, как следствие, желания пойти на концерт, далее – собственно организация концерта, и, впоследствии, организация успешной реализации музыкальной продукции.

Коммерческий успех той или иной музыкальной продукции прямо пропорционально зависит от ее популярности. Для этого и необходима частая ротация на радио, на музыкальных телеканалах, и т. д. В России порой эфирное время просто «покупается» продюсерами, и, в этих случаях, вероятно, прямые методы могут быть достаточны для достижения целей. Однако, весьма сомнительно, что такой проект когда-либо станет действительно «звездным», гиперпопулярным.

2. PR, основанный на косвенном управлении мотивацией

В самом общем плане, в основе его лежит иллюзорное, симулятивное удовлетворение тех или иных острых фрустрированных психологических потребностей человека. Здесь, в частности, срабатывает механизм рационализации, изученный в рамках фрейдистского психоанализа, и суть которого в человеческом стремлении так или иначе оправдать собственные ошибки, в нежелании смотреть правде в глаза.

Основные «мишени» воздействия – основные элементы психики, как, например: потребность, притязания и ожидания, поисковая активность, ментальная карта, установка, габитус, ценности. Механизм воздействия был подробно изложен во второй части.

Применительно к медиа, данный механизм имеет свою особенность. Для современного человека медиа стала частью его жизни, что привело к зарождению в человеческой психике нового класса потребностей – потребностей в СМИ.

В связи с этим существует классификация этих потребностей. Они также подробно описаны во второй части, поэтому здесь приведем лишь некоторые.

1. Человек стремится к внутренней стабильности. Любая перестройка мировоззренческих принципов, в особенности, фундаментальных, базовых, - психологически крайне болезненна длянего. Многие воспринимают информацию из СМИ как априорно верную, и благодаря ей поддерживают свой баланс. Данный подход называется теорией постоянства.

2. Теория категоризации. Категоризация - природное стремление человека к максимальному упрощению поступающей извне информации и сведение ее к уже существующим в сознании категориям. Используя эту особенность человеческого сознания, СМИ оказывают сильное воздействие на общественное мнение путем максимального упрощения передаваемой информации и сведения ее к категориям "плохо" или "хорошо”.

3. Теория объектификации. Многие современные люди, как многократно отмечалось, избегают ответственности. Бессознательно они чувствуют себя объектом управления, но отнюдь не стремятся к борьбе за личную свободу. Они нуждаются в пожеланиях, советах, инструкциях.

4. Теория стимуляции. Рассматривается стремление человека любыми путями облегчить свое внутреннее переживание, фрустрацию, тревогу. В частности, «растворяя» свои проблемы в проблемах огромного окружающего мира, о которых он узнает из СМИ.

Помимо этих, существуют следующие теории:

Атрибутивная теория

Теория автономии

Утилитарная теория

Аффективная теория

Теория экспрессивности

Теория защиты «Я»

Теория подтверждения

Теория присоединения

Теория идентификации

Теория моделирования.

Потребностно–информационная теория эмоций Симонова

Концепция эскапизма.

3. PR, основанный на применении методов воздействия на подсознательные и бессознательные структуры психики

Инструменты, нацеленные на подсознание, фактически никогда не осознаются реципиентом, хотя, потенциально могут быть осознаны, - в отличие от группы инструментов, точка приложения которых – глубокое бессознательное.

К первой группе отнесем все инструменты, в основе которых лежит некая двусмысленность. Ролан Барт называет такие инструменты «мифами». Неравенство «официального», явного, поверхностного, очевидного, - того, на что человек смотрит, и аффективно-субъективного, домысливаемого, - того, что человек в итоге видит. Оно достигается за счет определенным образом подобранных слов (или иных знаков), несущих необходимую коннотацию.

Основные факторы, обеспечивающие работу данного инструмента, это наличие определенных ассоциаций у реципиента, а также, кажущаяся открытость, ясность сообщения, общая «расслабленность» механизмов психологической защиты.

Ко второй группе отнесем, в частности, инструменты, суть которых – взаимодействие с бессознательными архетипами, чаще всего, в их основе лежит юнгианский психоанализ. Коллективное бессознательное является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.

4. Неосознаваемая вербальная аудио и визосуггестия, применяемая в качестве инструмента PR

Данной проблематике посвящена вся третья часть работы.

Неосознаваемую суггестию можно считать одним из самых мощных инструментов управления масовой эмоциональностью, что обусловлено абсолютной неосознаваемостью (бессознательностью) данного воздействия.

Неосознаваемая суггестия способна достигать еще более глубинных уровней человеческой психики, чем методики, основанные на психоанализе. Точка ее приложения – даже уже не психика, а психосоматика.

Существует несколько методов неосознаваемой суггестии.

Первый метод заключается в преобразовании звукового сигнала таким образом, чтобы реципиент не мог расслышать и осознать конкретные слова, но, чтобы имело место их подпороговое восприятие. В результате этого происходит взаимодействие сигнала-внушения не с сознательными фильтрами, а с абсолютно не имеющими «иммунитета», глубинными, бессознательными структурами психики.

Второй метод – управление биоэлектрической активностью мозга, которая изменяет свое состояние в зависимости от определенного ритма, предложенного в музыкальном произведении.

Скорее всего, на практике оба метода используются одновременно, для достижения эффекта синергии.

Опираясь на фактический материал, а именно, на творчество группы «Тату», я выделила ряд конкретных способов, а также, построила общую схему того, как происходит восприятие неосознаваемой суггестии.

В завершении третьей части я сопоставила данную схему и факты, в результате чего получила, на мой взгляд, вполне убедительное доказательство своего предположения, гипотезы.

Итоги

В данной работе, как было сказано во вступлении, я преследовала две цели.

Они заключаются в формулировке и обосновании двух гипотез:

Первая: шоу-бизнес является мощнейшим инструментом социальной власти.

Вторая гипотеза – о широком использовании в шоу-бизнесе разного рода инструментов бессознательного управления человеком.

Помимо этих двух, была достигнута еще одна, третья цель. Многочисленные инструменты PR были упорядочены и классифицированы по степени неосознаваемости влияния и, как следствие, эффективности. Впрочем, как и всегда бывает на практике, ни одна из четырех групп методов не применяется одна, в отдельности от всех остальных.

Библиография

1. Барт Р. Мифологии. Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. 3енкина С. Н. - М.: Издательство им. Сабaшникoвых, 2004.

2. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

3. Бурдье П. Власть журналистики. / О телевидении и журналистике. М., 2002.

4. Бурдье П. Практический смысл. Пер. с фр. Бикбова А. Т., Вознесенской К. Д., 3енкина С. Н., Шматко Н.А.; Общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2001. (Серия «Gallicinium»).

5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики . - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.

6. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. Пер. с фр.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Шматко Н. А. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005 (Серия «Gallicinium»).

7. Горохов А. Музпросвет. Екатеринбург. Ад Маргинем, 2003.

8. Гронас М. «Чистый взгляд» и взгляд практика: Пьер Бурдье о культуре. / Новое литературное обозрение. / http://nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/main11.html/.

9. Джексон Ф. Клубная культура. Пер. с англ. Леоновича М., Турухиной О. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. (Серия «Масскульт»).

10. Корнеева С. Как зажигают звезды. Спб.: Питер, 2004.

11. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006.

12. Маклюэн М.С появлением спутника Земля стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры. http://www.mgimo.ru/kf/MEDIA/art017.htm/.

13. Маклюэн М.С появлением спутника Земля стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры. http://www.mgimo.ru/kf/MEDIA/art017.htm/.

14. Маклюэн М. Средство есть сообщение. / http://www.leary.ru/.

15. Пугачев В. П. Управление свободой. – М.: КомКнига, 2005.

16. Ульяновский А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. - СПб.: Питер, 2005. (Серия «Маркетинг для профессионалов»).

17. Хашковский А.В. Скандал – стратегия успеха в бизнесе. М.: Вершина, 2006.