Смекни!
smekni.com

Особенности использования инструментария связей с общественностью в современном российском шоу-бизнесе (стр. 17 из 19)

Их драконье гневное огненное дыханье нас не достанет. Отдаленные ассоциации со сказочными (а значит, также, архетипичными) сюжетами.

3. «Нас не до-агония-т»

Им не удастся довести нас до состояния агонии.

4. «Гон», «гнать» на жаргоне значит – обманывать.

Им не удастся обмануть (обманывать) нас.

5. «Урон», «они», «лад» - смысл очевиден: они наносят урон нашему душевному ладу.

§ 3. Процесс воздействия неосознаваемой суггестии на психику человека – применение общей схемы к частному случаю

§ 4. Повторяющиеся фрагменты текста

Фраза Кол-во
не 24
нас 17
нас не догонят 12
нас не 9
только не 8
ночь 6

Всего повторяющихся фрагментов: 106

Чаще всего – частица «не», и вообще, буква «н»: «нас», «ночь», «не с ними» и т.д. Считается, что частица «не» не воспринимается подсознанием.

На первый взгляд, в таком случае получается противоречие:

«Нас найдут,

Нас изменят.

Им достать

Звезды руками»

Однако, это противоречие поверхностно: анализируемая песня действительно внутренне, эмоционально будит этот страх, просыпаются эти болезненные ощущения. И тут же гипертрофированное, кричащее, повторяемое 24 раза подряд, «НЕ», отрицает их. Ощущение подавленности и страха сменяется отчаянным бунтарским оптимизмом.

В этой песне усматривается дуализм– как на дискурсивно-семантическом, так и на философско-смысловом уровне. Дуализм взаимодополняющих полярностей.

Целевая аудитория этой песни – молодежь, даже, скорее, подростки, для которых «они» - это, собственно, социум: родители, заставляющие их слушаться, более успешные сверстники, диктующие свои правила в компании… Эта песня призывает к побегу, и ее интенция дуальна: либо в сторону эскапизма, либо в сторону самосовершенствования. В обоих случаях это – бегство от толпы, но в первом случае – упасть еще ниже, а во втором – возвыситься. Эскапизм – это легко. Самосовершенствование – колоссальный труд, кажущийся, порой, совершенно непосильным. В клипе на эту песню хрупкая девочка управляет «Камазом». С одной стороны, это инфантильный бред. С другой – это символ гипер-усилия.

Как метафоры привносят в форму значение[38]:

Один из законов восприятия вербальных стимулов – речи или текста, описанный Дж. Лакоффом и М.Джонсоном таков: ЧЕМ БОЛЬШЕ ФОРМЫ — ТЕМ БОЛЬШЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Это очень общий принцип, который часто встречается в языках мира, и этому есть естественные объяснения. Пример: фраза «Он бежал, бежал, бежал, бежал», которая указывает на более долгий (больший) процесс бега, чем просто «Он бежал».

Многие языки мира в этих случаях используют морфологические средства редупликации, т. е. повторение одного или двух слогов, а также целого слова. Насколько мы знаем, все случаи редупликации в языках мира - тоже примеры, когда БОЛЬШЕ ФОРМЫ означает БОЛЬШЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Наиболее типичные средства выражения этого отношения таковы:

Существительное означает объект определенного вида. Более длинное (или повторяющееся) существительное означает больше объектов этого вида.

Глагол означает действие. Более длинный глагол означает больше действия (возможно, вплоть до завершения действия).

Прилагательное означает качество. Более длинное прилагательное означает больше качества.

Слово означает нечто маленькое. Более длинное слово означает нечто еще меньшее.

Начало песни «Нас не догонят»:

«Нас не догонят

Нас не догонят

Нас не догонят

Нас не догонят

Нас не догонят

Нас не догонят

Нас не догонят

Нас не догонят

Нас не догонят

***

Только скажи

Дальше нас двое…» (и т.д.)

Фраза «нас не догонят только в начале песни повторяется 9 раз. С одной стороны, создается эффект действия, непрерывно протекающего во времени «здесь и сейчас», с другой – усиливается эмоциональность за счет как бы аффирмации, и, кроме того, за счет меняющейся интонации.


Глава 7. Фоносемантический анализ слов[39]

Любое слово обладает двумя смыслами. Первый - слово как символ, обозначающий какой-нибудь объект или процесс, второй – слово как набор звуков, который сам по себе вызывает у человека реакцию. Так как сознание взрослого человека занято при аудиальном восприятии слов преимущественно первым смыслом, то второй – реакция на слово как на набор звуков проходит подсознательно и переживается человеком в виде определённого эмоционального фона. Этот самый второй смысл слова получил название фоносемантического значения.

Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Впервые эти значения с помощью опроса большой аудитории стал устанавливать американец Чарльз Осгуд. Для русского языка эти значения в своё время определил советский учёный, доктор филологических наук Журавлёв А.П. В результате его докторской диссертации было установлено фоносемантическое значение каждого звука русской речи.

Он с помощью опроса многотысячной аудитории определил качественные характеристики каждого звука русской речи, а именно каким он является по следующим шкалам:

хороший - плохой,

красивый - отталкивающий,

радостный - печальный,

светлый - темный,

легкий - тяжелый,

безопасный - страшный,

добрый - злой,

простой - сложный,

гладкий - шероховатый,

округлый - угловатый,

большой - маленький,

грубый - нежный,

мужественный - женственный,

сильный - слабый,

холодный - горячий,

величественный - низменный,

громкий - тихий,

могучий - хилый,

веселый - грустный,

яркий - тусклый,

подвижный - медлительный,

быстрый - медленный,

активный - пассивный.

Курсивом выделен второй признак шкалы (= полярность первого).

Всем звукам русского языка по этим шкалам сопоставлены оценки. В свою очередь, качественные фоносемантические шкалы позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. Каждое слово состоит из звуков, и естественно, что для оценки воздействия на человека слова как набора звуков необходимо по соответствующим расчётам определить общее фоносемантическое значение составляющих данное слово звуков по всем шкалам.

Существует компьютерная программа, позволяющая проводить анализ такого рода. Анализировать можно как одно слово, так и целый текст.


§ 1. Результат компьютерного фоносемантического анализа двух вариантов названия группы

(Именно такое подсознательное влияние это слово оказывает на человека. При его восприятии у большинства людей формируется именно такое подсознательное мнение).

«Тату»

Это слово обладает следующими качествами (качества приводятся по степени убывания их выраженности):

Простой,

Грустный,

Тёмный,

Тусклый,

Мужественный,

Гладкий,

Большой,

Печальный.

Вполне соотносится с первоначальным позиционированием: нетрадиционная ориентация, и, как следствие, маргинализм, изгойство, душевный конфликт… словом, «бунт на продажу».

«Т. a. t. u.».

Слово обладает следующими фоносемантическими признаками:

женственное,

храброе,

большое,

величественное,

хорошее,

простое,

безопасное,

весёлое,

доброе,

громкое,

красивое,

гладкое,

нежное,

яркое,

светлое,

радостное,

горячее,

сильное,

активное,

быстрое,

подвижное,

длинное,

лёгкое,

округлое,

могучее.

Новое написание названия группы связано с выходом на мировую аудиторию (что не планировалось в начале), неявным отказом от «лесбиянства» и маргинализма. Логично, что все признаки «положительные».

§ 2. Качества психологического состояния автора письма (текста)

Пример – текст песни «Нас не догонят».

I-я группа признаков:

a) Сильный, могущественный, влиятельный, авторитетный, важный + +

b) Мужественный, стойкий + +

c) Могучий, мощный, крепкий + +

II-я группа признаков:

d) Холодный, бесстрастный, равнодушный, крайне сдержанный в проявлении чувств + +

e) Грубый, некультурный, неучтивый, дерзкий + +

f) Хороший, достойный, приличный искренний, дружеский + +

g) Величественный, внушающий преклонение, внушающий глубокое чувство, внушающий необыкновенное уважение + +

h) Большой, выдающийся, замечательный, + +

III-я группа признаков:

i) Яркий, выдающийся +

j) Храбрый, отважный, бесстрашный +

k) Подвижный, деятельный, живой +

l) Красивый, очаровательный, привлекательный +

m) Громкий, открытый +n) Активный, энергичный +

На мой взгляд, эти качества в полной мере соответствуют смыслу песни и ее эмоциональному заряду. Следовательно, есть основания предполагать, что метод фоносемантического анализа слов, в числе прочих, используется при создании песен.[40]

Заключение и выводы. Классификация инструментария PR, применяемого в шоу-бизнесе

Итак, мы привели и проанализировали различные методики PR, применяемые в шоу-бизнесе, рассматривая последний с разных точек зрения: с чисто коммерческой, с культурной, с социальной, с политической.

На основании приведенного в работе эмпирического материала, изученного в рамках различных теоретических подходов, правомерно и необходимо привести классификацию собственно методик, то есть, инструментария PR.