Смекни!
smekni.com

Особенности использования инструментария связей с общественностью в современном российском шоу-бизнесе (стр. 9 из 19)

Со временем у человека трансформируется способность к сопереживанию. Что происходит, когда он ежедневно видит страдания, насилие и смерть на экране и, в частности, в информационных программах? С одной стороны, зритель имеет право знать о произошедшем, но обыденный показ вещей, которые требуют максимального напряжения, притупляет саму способность (со)чувствовать. В пятнадцатиминутном выпуске новостей физически невозможно переживать сообщения об урагане, наводнении и авиакатастрофе в различных уголках земного шара. К тому же сам факт телепоказа рождает чувство дистанции. Нечто происходит и «с каждым», но и одновременно не вполне «с нами», как если бы между событием и человеком вмешивался посредник, не только пересказывающий ему своими словами, что случилось, но и защищающий его от прямого контакта с действительностью.

§ 9. Теория экспрессивности

Человек сознательно или бессознательно стремится так или иначе выразить, проявить свои реальные или выдуманные способности. Отождествляясь с понравившемся персонажем – героем фильма, телеведущим, певцом, человек проживает желаемое в своем воображении.

§ 10. Теория защиты «Я»

Человек всегда стремится выглядеть в своих же глазах наилучшим образом. Созерцание и осуждение чьего-либо недостойного поведения, ошибок, неприятностей, и последующее сравнение с собой – «я бы так никогда не поступил!» - вызывает повышение самооценки.

§ 11. Теория подтверждения

Стремление к повторному (многократному) переживанию приятной ситуации: поэтому если ему понравилась песня, он послушает ее еще не один раз, или начнет смотреть последующие выпуски понравившейся телепередачи.

§ 12. Теория присоединения

Несмотря на значительный вклад в формирование одинокой «массы», СМИ также могут создавать специфические социальные общности, побуждать людей общаться. Например, фан-клубы «звезд», или обсуждение фильмов.

§ 13. Теория идентификации

Человек при помощи СМИ узнает о престижности или не престижности той или иной социальной роли. На основании этого он ориентируется в обществе.

§ 14. Теория моделирования

Стереотипные модели поведения, стандартизированные образы жизни люди черпают из СМИ. Потому, что боятся или ленятся строить жизнь самостоятельно.

§ 15. Потребностно–информационная теория эмоций Симонова

Формализованная теория возникновения эмоций, автор которой - П.В. Симонов (1964). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Соотношение этих переменных представлено в формуле:

Э = f [П, (Ин – Ис), ...],


где Э — эмоция;

П — сила и качество актуальной потребности;

(Ин – Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта;

Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,

Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.

§ 16. Эскапизм

В настоящее время широко распространено явление эскапизма – мнимого бегства от реальных проблем в некоторый иллюзорный мир. Это – как разного рода патологии наподобие алкоголизма, так и чрезмерное увлечение компьютерными играми, телевидением, и т.п. Таким образом человек как бы отождествляет себя с тем или иным персонажем, который ему симпатичен, и, переставая быть собой, на время забывает о своих проблемах. Кроме того, из психоанализа известно понятие сублимации – но не в классическом понимании, то есть сублимации либидо в творчество, а, скорее, сублимации либидо в мортидо, то есть в стремление к разрушению. Также имеет нередко бывает, что человек боится проявить свою агрессию непосредственно, затаивает ее, и впоследствии испытывает потребность так или иначе выплеснуть ее. Поскольку прямая агрессия влечет наказание или осуждение (в том числе от самого же себя), возникает диссонанс. Все это объясняет небывалую популярность всевозможных реалити-шоу:

а) в реалити-шоу герои всегда показываются в крайне неприятных ситуациях – либо это склоки наподобие «Дом-2», либо омерзительные испытания, в которых приходится иметь дело с крысами, нечистотами и тому подобным. Зритель, с одной стороны, высвобождает внутреннее напряжение, как бы проживая вместе с героем все это, а с другой стороны, напротив, чувствует себя «хорошим» на фоне этого героя. Подтверждение этому тот факт, что хотя общеизвестно, что в большинстве этих шоу выступают не реальные герои, а актеры, что все это – выдумка, любители такого рода передач упорно отказываются в это верить.

б) реалити-шоу – всегда однотипны по общему плану, но конкретика всегда различна. Зрителю любопытно, что же будет дальше? Либо сюжет выстроен по принципу сериала, который со временем «срастается» с жизнью зрителя.

в) это всегда яркая передача, она вызывает аффекты, но не разумное осмысление.


Глава 7. Особенность подачи информации телевидением. Трансформация восприятия современного человека

При просмотре программ на человека обрушиваются самые разные впечатления и сообщения, без видимой логической, причинно-следственной связи: опера «Кармен», жизнь пингвинов, катастрофа в Уганде и демонстрация парижской моды. События существуют одновременно и независимо друг от друга, они разрозненны и отрывочны. Телевидение оспаривает традиционную линейность представления «реальности», рождая образ репрезентируемого мира, в котором отсутствуют последовательность и взаимосвязанность. Однако для современного зрителя, сталкивающегося с информационной перегруженностью и необходимостью «быть в курсе», успевать за «потоком жизни», этот новый порядок более понятен. Он позволяет следить за разнообразными событиями, одновременно и сразу «схватывать» общую идею происходящего.

Эффект коллажа усиливается при помощи переключения каналов - заппингу (благодаря пульту дистанционного управления это можно непрерывно проделывать не вставая с места). Зритель редко смотрит все передачи одной и той же телестанции подряд. Мы постоянно смешиваем и дробим сообщения, приучившись именно таким образом потреблять информацию, — делать свой собственный коллаж, стремясь выразить себя в типизированном продукте, найти нечто «свое» в противовес унифицированному предложению.

Фрагментированность на экране относится к блокам информации. С ней контрастирует репрезентация истории внутри одного сюжета: это реальность, подчиняющаяся правилам и закономерностям, как в любом повествовании. Сообщение в репортаже или фильме, как и рассказ, имеет пролог, завязку, кульминацию, финал. В нем артикулировано «драматическое» и «комическое» и нередко расставлены моральные акценты. Обычная жизнь часто выглядит как хаотическое переплетение «линий», но запутанная, недоговоренная реальность на телевидении уравновешена четкими оценками, сюжетами и поисками счастливого конца. Так, логика, которую привносит средство коммуникации в мир, конструируя порядок, апеллирует к «мелодраматическому воображению», заставляя осмысливать реальность в понятиях художественного произведения.

Монтаж образов (подразумевающий создание любой желаемой последовательности и связи между фрагментами записи), эффект пространственно-временного сжатия события на пленке, неограниченные возможности трансформации цифрового изображения и т. п. — все это служит созданию нового пространства, где «подлинность», «реальность» не существуют сами по себе: событие учреждает телекамера, а факт показа придает ему достоверность. По мысли Бодрийяра, статус репрезентаций и реальности в современной культуре не различается; в ней доминируют симулякры — знаки без референта, образы, не имеющие подобия, отрицающие не реальность, а различия между ней и образами.

Существует множество техник, цель которых – придание чувства «реальности» различным впечатлениям.

Глава 8. Техники придания «реальности»

1. Многократное повторение.

2. Интеграция восприятия. Телевидение задействует основные органы чувств – зрение и слух, но еще реалистичнее – компьютер: он предполагает интерактивность.

3. Живое изображение и особые сочетания субмодальностей.

4. Хронологическая непрерывность (сериалы).

5. Правдоподобие: поскольку одни и те же люди определяют политику СМИ, все установки, отношения создаются заранее.

6. Контекст – баланс между главным и второстепенным.

7. Конгруэнтность (соответствие когнитивной базе, привычкам…).

8. Аффективная реакция (не помня конкретики, человек помнит лишь «хорошо» или «плохо»).

Все вышеперечисленные техники используются отнюдь не только в развлекательных передачах. Как было отмечено выше, в настоящее время такой формат проникает и в политику, что, в свою очередь, вполне понимаемо: внимание зрителя отвлекается на различный эпатаж, он судит о политике как о актере, забыв собственно содержание его выступления. В итоге формируется несерьезное отношение. Таким образом, происходит борьба мотивов: истинного (т.е. анализировать содержание) и привнесенного (развлечься), в которой чаще всего побеждает последний.