Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к определению и выведению гемограммы у жи (стр. 7 из 19)

Известно также влияние нуклеиновокислого нат­ра, вызывающего лейкоцитоз. Несомненное, хотя и мало изученное, влияние на кроветворение оказывает активная реакция ретикулоэндотелиальной системы тканей внутренней среды.

При патологическом раздражении вегетативной нервной системы наблюдаются две фазы лейкоцитоза: 1-я фаза — лейкоцитоз с миелоидной тенденцией, сочетающийся при болезни с усилением лихора­дочного состояния, обмена веществ, ускорением рас­пада белков, повышением содержания сахара и паде­нием содержания холестерина в крови и ацидозом,—преимущественно симпатикотония; 2-я фаза — лейкопения с лимфати­ческой тенденцией, эозинофилия, ослабление лихо­радки и обмена веществ, замедление распада бел­ков и вообще явления, противоположные наблю­дающимся в 1-й фазе, преимущественно ваготония. Влияние блуждающего нерва на эозинофилню уста­новлено с достаточной достоверностью, так же как влияние симпатического на нейтрофилию.

На гемопоэз влияют следующие основные гумо­ральные факторы:

а) продукты распада красных кровяных телец и,
возможно, лейкоцитов — стимулирующе;

б) щитовидная железа — стимулирующе;

в) печень — стимулирующе;

г) половые гормоны: андроген — стимулирующе— и эстроген — угнетающе (это установлено только для кролика);

д) ряд витаминов группы В, прежде всего фолеивая кислота, — стимулирующе;

е) токсины микроорганизмов, особенно патоген­ных, и продукты их распада (действие неоднозначное и диференцированное по отношению к различным видам кровяных клеток);

ж) гуморы: ацетилхолин, адреналин (влияние мало изучено);

з) антианемический фактор желудка — стимули­рующе (П. А. Троицкий и др.);

и) гормон селезёнки — угнетающе.

Под воздействием этих гуморальных факторов количественный и качественный состав крови свое­образно меняется. Однако следует иметь в виду, что картина крови oтражает (и то не всегда прямо) функ­циональное состояние лишь кроветворных органов, а не организма в целом. При этом токсины, действую­щие, например, на нервную ткань, могут не оказывать существенного влияния на систему кроветворения, и наоборот. Очевидно, при различных заболева­ниях состав крови может быть одинаковым, и, наобо­рот, одно и то же заболевание, в зависимости от функ­ционального состояния кроветворных органов, может дать различные картины крови. Поэтому Е. Фрейфелъд (1948 г.) считает, что при пользовании лейко­цитарной формулой нужно руководствоваться сле­дующими положениями: 1. Так как кроветворная система является для организма очень важным органом, то необходимо знать, как она функционирует, точно так же, как необходимо знать функции сердца, почек и т. п.

2. По крови мы устанавливаем функциональную диагностику кроветворной системы, некоторые функ­ции которой вам известны, других же мы не знаем.

3. Ввиду того, что некоторые заболевания дают резко выраженный различный морфологический со­став крови возможно исследованием крови исключить одно заболевание и высказаться в пользу дру­гого.

4. Так как кровяные клетки постоянно сменяются новыми, то в случаях, когда они выявляют морфоло­гически действие токсина (токсичность лейкоцитов, различные степени созревания — сдвиги), можно легко проследить, когда действие токсина прекра­щается, и, наоборот, выявить его, как только оно по­является.

5. При заболеваниях, дающих определённую кри­вую лейкоцитарной формулы, отклонения от неё указывают на неправильность течения или ослож­нения.

6. Реакция кроветворных органов не есть выраже­ние иммунобиологического состояния всего орга­низма, поэтому при диагностике нужно считаться с тремя возможностями:

а) реакция кроветворных органов соответствует реакции всех остальных органов, — тогда картина крови аналогична общему состоянию больного;

б) реакция кроветворных органов вследствие их недостаточности слабее реакции остальных орга­нов, — тогда по картине крови можно поставить значительно худший прогноз, чем он окажется в действительности; в) несмотря на тяжесть заболевания, функция кроветворной системы превышает реактивную способность остальных органов, и тогда картина крови будет лучше, чем состояние «больного».

К изменениям картины белой крови относятся:

а) увеличение и уменьшение общего количества лейкоцитов;

б) изменение процентного соотношения отдельных видов лейкоцитов;

в) изменение морфологических свойств (дегенеративные и регенеративные формы) отдельных клеточных

элементов в крови

Лейкоцитарная формула учитывает качественные сдвиги состава белой крови, лейкоцитарный

профиль Мошковского и качественные и количественные сдвиги

Подсчёт лейкоцитарной формулы производится по окрашенным мазкам крови. При подсчёте методом меандра, подвижным столиком постепенно сдвигают мазок крови по отношению к объективу микроскопа под прямыми углами зубчатой линии (напоминающей по ломаной древнегреческий орнамент — меандр).

Схема этого движения следующая (рис. 4).

Однако такой метод подсчёта не учитывает того, что клетки крови распределяются в мазке неравно­мерно: на периферии мазка относительно больше гра-нулоцитов, а в глубине — лимфоцитов. Поэтому, особенно у животных с лимфатическим профилем крови (корова, свинья, кролик, коза, овца, курица), лучше «прорезать» полем зрения микроскопа всю толщу мазка, как это видно на следующей схеме (рис. 5).

Рис.5 Подсчет лейкоцитов при сплошном прохождении полем зрения мазка

Подсчитав от 100 до 200 (для научных целей и бо­лее) лейкоцитов, попавших в поле зрения микроско­па, получаем гемограмму.

Для гемограммы сельскохозяйственных животных целесообразно заменить название «нейтрофилы» на «специальные гранулоциты», или «гетерофилы», так как у некоторых животных вместо нейтрофильной имеется псевдоэозинофильная зернистость. Для круп­ного рогатого скота и овец возможно разделение лимфоцитов на малые и большие. Профессор Н. М. Николаев предлагает выделить гистиоцитов (микромоноцитов). Значительное количество исследо­ваний крови показывает, что лейкоцитарная формула крови у некоторых видов животных (например, кро­лика) имеет значительные индивидуальные вариации. Поэтому А. А. Заварзин предложил различать живот­ных с филогенетически устоявшейся формулой крови и с филогенетически лабильной формулой. В раннем онтогенезе лейкоцитарная формула более лабильна, с выраженным лимфоцитарным профилем.

Возрастные изменения картины крови у сельскохозяйственных и лабораторных животных

Рациональное применение метода изучения кар­тины крови, как для клинических, так и для зоотехнических и общебиологических целей, требует обя­зательного знания онтогенеза сосудистой крови, гематологических исследованиях нельзя не учитывать особенностей возрастной эволюции организма, ка­чественного своеобразия каждой стадии онтогенеза: характерных для данной стадии развития черт тон­чайшей структуры клеток и тканей, соотношения тка­ней в целом организме, показателей напряжения и динамики процессов, характеризующих отдельные функциональные системы, а также свойственных данному возрасту соотношения и характера гумо­ральной и нервной регуляции жизненных процессов.

Так как всё это отражается не только на картине нормальной крови, но и на тех изменениях, которые вызываются в ней различными патогенными факто­рами, то знание онтогенеза крови имеет большое значение и для правильного чтения гемограмм.

Кроме того, ряд авторов указывает на наличие се­зонной изменчивости состава крови (Кудряшев и др.).

С другой стороны, онтогенез белой крови, образо­вание лейкоцитов в красном костном мозгу и других местах гемопоэза и содержание в сосудах организма различных форм лейкоцитов не может не отражать последовательной смены нейрогуморальных регу­ляций и изменений общего функционального со­стояния организма в онтогенезе. Поэтому индиви­дуальная эволюцпя белой и красной крови весьма интересна, как своеобразный, легко определяемый, хотя, повидимому, не всегда адэкватный, показатель («сигнализатор>) функциональной и регуляторной индивидуальной эволюции всего организма в целом.

ОНТОГЕНЕЗ БЕЛОЙ КРОВИ У ОСНОВНЫХ СЕЛЬСКО­ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Крупный рогатый скот

Возрастные изменения белой крови у крупного рогатого скота были первоначально изучены И. С. Токарем (1938 г.) для красной степной породы, а затем автором настоящего атласа (В. Н. Ники­тин. 1946 г.) для остфризской породы. Данные И.С. Токаря представлены в таблице 9.

Свои основные выводы И. С. Токарь формулирует следующим образом:

1. Число лейкоцитов с возрастом уменьшается; максимальное количество (11228 в 1 мм 3) наблю­дается в возрасте 3—9 месяцев.

2. Картина белой крови существенно изменяется с возрастом. В молодом возрасте наблюдается лимфоцитоз, причём количество лимфоцитов доходит до 71.9%.

3. Отмечается большая связь процента лимфоци­тов с ростом и развитием животных, а также и с по­ловым созреванием.

4. Число нейтрофилов с возрастом увеличивается. Особый скачок нейтрофилов наблюдается с момента отёла.

5. Эозинофилы с момента полового созревания зна­чительно повышаются, с л актированием наблюдается понижение.

6. Для базофилов и моноцитов не обнаружено определённой закономерности в изменении с возра­стом.

7. Юные и миелоциты обнаружены только у моло­дых животных».

И. С. Токарь не дифференцировал в итоговой таб­лице различные стадии зрелости нейтрофплов и слил в одну группу анализы крови телят моложе 1 месяца.

8. Н. Никитин (1946 г.) исследовал все возрастные периоды крупного рогатого скота остфризской по­роды, дифференцируя степени зрелости ядра нейтрофилов.