Смекни!
smekni.com

История менеджмента (стр. 33 из 68)

Различие между функциями и принципами в следу­ющем. Функции — обязательные элементы управлен­ческого процесса. Выпадение одного из таких элемен­тов ведет к нарушению всей технологии управления. Они четко выверены, структурированы и являются час­тью «науки администрирования». Напротив, принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его фи­лософию, они не жестко связаны между собой, поэтому могут заменяться, дополняться или существенно транс­формироваться в зависимости от конкретной ситуации.

Привязка к ситуации также не является жестко детер­минированной. В противоположность закрытой систе­ме функций, совокупность принципов всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта. Принципы составляют особый раздел — «искусство ад­министрирования» .

Разумеется, не все принципы одинаково важны, чего не скажешь о функциях. Есть более важные и ме­нее важные принципы. К приоритетным Файоль отно­сил два принципа — единство командования и единство руководства.

Трудно сказать, по каким критериям дифферен­цировал свои принципы Файоль, но, зная их содержа­ние, об истинных причинах можно догадаться. Неко­торые принципы не имели особого значения, поскольку представляли собой афористические выс­казывания или точку зрения здравомыслящего чело­века. Допустим, принцип порядка сводился к простой формуле: «место для каждого и каждому свое место». Стабильный персонал, сплоченный коллектив нужны на любом предприятии. С этим никто не спорит в силу самоочевидности проблемы. То же самое следует ска­зать о корпоративном духе, равенстве, подчинении общей цели, дисциплине.

Все они выражают давно известные вещи, хотя их последовательное применение ведет к успеху. В принцип вознаграждения, в отличие от Тейлора, Файоль вообще не внес ничего нового, ограничившись перечислением известных ему систем оплаты и их оценкой. О централи­зации он в целом выразился еще более кратко: сама по себе она не есть ни добро, ни зло, все зависит от меры.

Принципы разделения труда и власти заслуживают особого внимания. Они определяют структуру организа­ции и притом такую, которая во многом напоминает бю­рократическую организацию Макса Вебера. Принцип разделения труда гласил о том, что каждое должностное лицо в иерархии должно специализироваться на выпол­нении определенного круга обязанностей. Без разделе­ния обязанностей нет четкой координации действий и любая фирма будет представлять собой неуправляемое сборище людей, где каждый делает, что захочет, дубли­руя функции другого. Если не осуществлено разделение обязанностей по подразделениям для выполнения конк­ретных задач, то не имеет смысла разрабатывать какую бы то ни было структуру организации.

Файоль, как и другие представители классической школы, полагал, что рабочие должны выполнять узко­специализированные виды физического труда с огра­ниченным числом производственных операций. Низ­ший, или исполнительский уровень связан с высшим иерархической лестницей промежуточных должнос­тей. Интеграция и структурная целостность обеспе­чиваются принципом, в соответствие с которым каж­дый работник должен получать приказы только от одного начальника. Сфера деятельности каждого дол­жностного лица определена в терминах диапазона кон­троля, числа подчиненных и функциональных обязан­ностей исполнителей.

Власть у Файоля определяется как право командо­вать и возможность заставлять других подчиняться себе. Наибольшими правами наделены руководители высше­го звена. Они же, как правило, обладают самым большим объемом знаний и компетенцией. Таким образом, уста­навливается прямая связь, свидетельствующая о рацио­нальном устройстве всей организации. Руководители среднего и низшего звена обладают соответственно меньшими знаниями и властью.

Третьей переменной, тесно связанной с властью и знаниями, выступает ответственность. Будет справедли­во, полагал Файоль, что чем больше власти и знаний, тем больше ответственности, и наоборот. Однако в действи­тельности поведение менеджеров бывает совсем иным: они стремятся к наибольшей власти, но избегают ответ­ственности. Файоль различал институциализированную (формальную) власть и персональную (неформальную). Первая вытекает из занимаемой должности, вторая — из индивидуальных качеств. Хороший лидер сочетает в себе и то, и другое.

Концепция Файоля оставила заметный след в разви­тии менеджмента, и не только европейского. Разработан­ная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Вопросы к главе

1. В чем специфика термина «администрирования» Файоля по сравнению с общепринятым его употреблением?

2. Прочтите работы Файоля и выпишите краткие характеристи­ки функций управления.

3. Охарактеризуйте различия между функциями и принципами у Файоля.

Глава 13 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

Движение «научный менеджмент» определило це­лую эпоху в развитии Соединенных Штатов. Оно актив­но заявило о себе еще в 80-е годы XIX века, достигло апо­гея приблизительно к 1910—1914 годам и оставалось законодателем интеллектуальной моды в менеджмен­те до конца 20-х годов.

Достижения и значение «классиков»

В течение пятидесяти лет плодотворной научной де­ятельности — десятков и сотен экспериментов в средних и крупных компаниях, учреждениях и организациях, ак­тивной теоретической работы, выступлений в печати, проведения научных семинаров, конференций, универ­ситетских лекционных курсов, формирования первых школ бизнеса и частных консультативных фирм — лиде­ры «научного менеджмента» и тысячи их сторонников заложили прочный фундамент науки управления, факти­чески изменили индустриальное лицо общества, создали качественно новый тип культуры труда.

Тейлор и Гантт, Эмерсон и Хелси, Джилбретт и Томп­сон были не только талантливыми инженерами, но и вы­дающимися личностями, обладавшими широкой гумани­стической ориентацией. То была новая генерация менеджеров, резко отличавшаяся по образу мысли и сти­лю жизни от своих предшественников — основополож­ников «научного менеджмента» викторианской Англии. Несомненно, каждый из них был по-своему индивидуа­лен: Фредерик Тейлор скорее тяготел к практике и эксперименту, хотя его считают основателем философии менеджмента, а Гаррингтон Эмерсон по складу ума ско­рее являл собой прирожденного философа и в то же вре­мя был неплохим консультантом, практиком-рационали­затором. Генри Гантт, ученик Тейлора, большое значение придавал человеческому фактору, а Фрэнк Джилбретт увлекался фактически только процедурно-математичес­кой стороной менеджмента.

Сегодня их идеи считают архаичными, и новые по­коления менеджеров посматривают на них свысока. И Тейлора — отца научной организации труда, и Эмер-сона — первосвященника эффективности поругивают за гипертрофирование роли физических условий тру­да и материального вознаграждения, ограничение уров­нем заводского цеха и невнимание к «человеческим ре­сурсам».

Структура классической шкоды

Однако сторонники «научного менеджмента» — не единственные представители классического периода в развитии мирового менеджмента. Как уже отмечалось, «научный менеджмент» — лишь одно (правда, централь­ное) направление в более широком научном образова­нии, так называемой «классической» школе социологии управления. Кроме американских инженеров, составив­ших основу «научного менеджмента», — Ф.Тейлора, Г.Гантта, А.Хелси, Ф.Джилбретта, Х.Хэтвейя, С.Томпсо­на, Г.Эмерсона, — к классической школе причисляют также английских, французских и немецких ученых. Среди них выделяются такие фигуры, как Л.Гьюлик, А.Файоль, М.Вебер, Л.Урвик, Дж.Муни, А.Рейли, Э.Бреч, Л.Аллен, М.Фоллетти Р.Шелтон.

Таким образом, «научный менеджмент» как преиму­щественно американское явление правильнее называть направлением, а не школой, закрепив термин за всей классической школой, где были сильны также европей­ские традиции.

Основными подходами, составившими теоретико-методологический и научно-методический фундамент данной школы, выступают принципы научной органи­зации труда Тейлора, социологическая теория бюрокра­тической организации Вебера, административная сис­тема Файоля и «синтетическая» концепция управления Гьюлика, Муни, Рейли и Урвика. Все они объединяются в единую школу скорее хронологически и тематически, чем организационно. И речи быть не может о каком-то научном сообществе или группе единомышленников, своего рода «незримом колледже». Ни Тейлор, ни Вебер не опирались непосредственно на идеи друг друга, хотя Вебер в своей работе «Экономика и общество» ссыла­ется на систему Тейлора. В то же время «синтетический» подход возник как теоретическое обобщение всех пред­шествующих концепций менеджмента. Известно также, что Файоль признавал заслуги Вебера в развитии орга­низационной теории. Но каждый из них шел самостоя­тельным путем.

Теорию управления в «классической» школе разра­батывали не только чистые теоретики, например М.Ве­бер, но и практикующие менеджеры. В США практичес­ких вкладчиков в теорию менеджмента называют еще «великими организаторами» (такое понятие предложил Эрнст Дейл). В большинстве своем это директора круп­ных фирм и президенты компаний, как, например, Ген­ри Форд и Эндрю Карнеги. Джеймс Муни был президен­том знаменитой «Дженерал Моторс». Вместе с Алленом Рейли он выпустил две книги — «Прогрессирующая ин­дустрия» (1931) и «Принципы организации» (1939).