Смекни!
smekni.com

История менеджмента (стр. 8 из 68)

От кормчего, как и тех, кто являлся постоянным персоналом «торгового дома», — матросов и купцов — требовались изобретательность, предприимчивость, умение сочетать неустанный поиск нового и чувства риска. Греки на своих кораблях не просто перевозили товары, они распространяли на другие регионы свои ценности, культуру, стиль и методы управления.

Морское дело являлось таким искусством, кото­рым нельзя заниматься между прочим, оно требовало профессионализма и компетентности. Но и то место, куда приставал греческий корабль, — порт — тоже яв­ляло образец деловитости и профессионализма. Торгов­цы, корабелы, строители, разнорабочие, финансисты — это персонал еще одного сложно управляемого предпри­ятия. В порту производится обмен и размен денег, дей­ствуют налоговые службы, страхуют от кораблекру­шения, дают кредиты, разгружают грузы, заключают сделки.

Не случайно Платон, желая показать пример высо-копрофессионального труда, часто упоминает кормче­го, а термин «кибернетика» употребляет не только в пря­мом смысле (искусство кораблевождения), но и в переносном, обозначая им искусное управление горо­дом-государством.

Ойкономия— управление хозяйством

Управление у греков обозначалось и другими тер­минами: в военной области это «койранео» (руково­дить сражением), а в быту — «ойкономика» (заведова­ние домашним хозяйством). Отсюда берет начало современное понятие «экономика». Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государ­ственную и частную собственность. Опорой частного сектора было малое семейное хозяйство, использовав­шее личный труд селянина и его семьи (ойкос). У Платона «ойкономия» приобретает еще и политичес­кий оттенок (управление полисом), а понятие «койно-ния» — социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоот­ношения, т. е. человеческое общество.

Не умаляя значения чудес греческого гения — философии Платона и Аристотеля, демократических инсти­тутов времен Перикла, архитектурного величия Парфе­нона, Олимпийских игр, античного театра, — мы бы все-таки выделили то, на что мало обращают внимание.

Римская католическая церковь показала человече­ству образец самой устойчивой и эффективной систе­мы управления централизованного типа. Древнегречес­кое сельское хозяйство — полная противоположность ей. Это гибкая система небольших автономных семей­ных предприятий в сельском хозяйстве. Разве не чудо, что дикий, засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства, как считает Н.В.Мотрошилова, к пределу экологического истоще­ния, трудолюбивый и талантливый народ Древней Гре­ции за несколько веков превращает в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством?!

Доведенная до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкурен­цию традиционным аграрным регионам — более древ­ним и развитым центрам восточной цивилизации, где и климат благоприятнее, и земля лучше, и рабочая сила дешевле.

Современный менеджмент прославили не теория, не научные концепции, не многочисленные школы бизнеса, обеспеченные по последнему слову науки. Современ­ный менеджмент прославили те корпорации, которые сумели благодаря умелому руководству и трудолюбиво­му персоналу выбиться из аутсайдеров в национальные лидеры. Прежде нерентабельные и, казалось бы, беспер­спективные компании вдруг превращаются в мощные корпорации. Примеров тому сотни и тысячи.

Античность дала человечеству, пожалуй, самый пер­вый и самый наглядный урок такого рода. Каким обра­зом самое нерентабельное, бесперспективное дело за достаточно короткое время греки превратили в самый прибыльный бизнес? Десятилетиями греки бились над тем, как научиться выращивать лучшие сорта пшеницы на неплодородной и засушливой земле.

Самый рентабельный бизнес

Секреты успеха античных землевладельцев рас­крыла в своей книге «Рождение и развитие философ­ских идей» (1991) Н.В.Мотрошилова. Многолетний опыт убедил греков в том, что для повседневного спроса достаточно использовать не слишком продуктивные местные сорта ячменя и пшеницы, а для праздничной выпечки (фигурных кренделей и булочек) — привоз­ные хлебные злаки. На экспорт же они отправляли то, что в изобилии произрастало на их земле и чего не было в других странах, — оливки, виноград, финики, гру­ши. Одного только винограда выращивалось более сотни сортов.

Любая отрасль производства в античной Греции, — земледелие, торговля, строительство, ремесла — превра­щалась в область «прикладной математики». Греки учи­тывали каждую мелочь: например, в виноградарстве — какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее ра­ционально разместить на ограниченном участке макси­мальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины и соединить их в оросительную систе­му, которая не разрушила бы горных склонов и структу­ры почвы.

Грек — ремесленник, торговец, земледелец — вни­мателен к любому новшеству, любому усовершенство­ванию (и отечественному, и заграничному), способно­му хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Именно он, рядовой исполнитель, в своей повседневной деятельности закладывает фунда­мент высокой культуры труда и рациональной органи­зации управления.

Прекраснее и рациональное

Перечитайте трактаты античных философов — и вы убедитесь, что в них нет пресловутого пренебрежения к физическому труду, в котором их обвиняют современ­ные авторы. Платон, Гераклит, Аристотель прославля­ют компетентную и честную работу, подчеркивают фун­даментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Таков труд земледельца, в ко­тором древнегреческие мыслители усматривают опору полисной системы.

Но не таков труд раба — бездумного, тупого ис­полнителя, отчужденного и от средств производства, и от смысла труда. Он не может служить образцом за­интересованного, инициативного отношения к работе. Это прекрасно понимали еще в Древнем Египте.

Древним грекам нужны были образцы прекрасно­го, проявляемые в свободном труде. И чувство прекрас­ного, ощущение пропорциональности, соразмерности должно присутствовать во всем, тем более в том, от чего зависит их существование — в труде и управлении.

Формируя свою цивилизацию — цивилизацию прин­ципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией шумерцев, египтян, вавилонян, ассирий­цев, — греки учились красиво и со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, скромно и изысканно. Изысканность в простоте — искусство особо одаренной нации. Это целая наука о том, как из ничего сделать многое, как построить культуру мелочей и добить­ся большого успеха, складывая его из повседневных, ма­леньких дел и завоеваний. Именно таким путем намного позже пошли американцы и японцы, создавшие свой особый строй цивилизованного управления. Именно культу­ру мелочей формировали у рядовых американцев Тейлор, Форд и Рузвельт.

Разумное и простое отношение к своему повседнев­ному быту, к жилищу и костюму, предметам обихода исподволь формировало у греков специфическую пси­хологию и особенный политический стиль поведения.

Прирожденное стремление окружать себя удобны­ми, пригодными для динамичной, открытой полисной жизни вещами чувствовалось во всем: манере рассуж­дать, неспешной и философски углубленной (вспомним диалоги Сократа), привычках передвигаться, общаться, одеваться, трудиться. Во всем чувствовались основатель­ность и рациональность. Поэтому у греков в почете был интеллектуальный и высокопрофессиональный труд.

Порицания заслуживали те, кто тратил чужое, не за­рабатывая своего. Демокрит получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удоволь­ствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и тре­бовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя чрезвычайно затянутую речь, дока­зав, что по итогам путешествия он написал серьезную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося пу­тешествиями ради научных изысканий.

Цивилизация венчурных фирм

Греческая культура, выражаясь современным язы­ком, — цивилизация венчурных фирм. В архаическом полисе превалируют мелкие (мастер, несколько учени­ков, от 5 до 30 рабов) ремесленные мастерские — эргастерии. Крупных мастерских (100—120 рабов) было не­много. В сельском хозяйстве господствовали мелкие семейные фермы. Население самих полисов колебалось от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Поли­тически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, была еще меньше. Все они разбивались на множество партий, ро­довых и культовых объединений, увеселительных клу­бов, деловых товариществ, неформальных обществ, про­фессиональных корпораций. Не было в истории мира страны, где активность частных ассоциаций была бы выше, чем в Древней Греции.

Цивилизацией венчурных фирм античную Гре­цию можно назвать и по многим другим признакам. Это инициативность и риск, предприимчивость и новатор­ство, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, ин­новационный стиль управления, умение быстро пере­страиваться и добиваться успеха на новом поприще. Гре­ки были удивительно практичны и, кажется, поголовно грамотны.

Философы — предприниматели

Почти все древнегреческие философы являлись ма­тематиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количествен­ных характеристиках мира. Это учение называлось так же, как и сегодня, — логистикой. Сегодня логистика — одно из важнейших направлений менеджмента. Первый греческий философ Фалес не только написал серьезные астрономические труды, предсказывая солнечные зат­мения, но были купцом, мореплавателем, строителем мо­стов, прекрасным инженером, создавшим ирригацион­ные приспособления, государственным деятелем.