Смекни!
smekni.com

История менеджмента (стр. 7 из 68)

2. Что случилось с менеджментом в период диверсификации соб­ственности?

3. Как вы понимаете процесс отделения управления от производ­ства и превращения управления в самостоятельную профес­сию?

4. Почему нужно различать два понятия: менеджеры как само­стоятельная профессия и менеджеры как самостоятельный класс?

5. Когда закончилась четвертая революция в менеджменте и ка­ковы ее характерные черты?

6. В чем состоит специфика управленческих революций в Рос­сии и их отличие от западных?

Конкретный пример 1. Свод законов Хаммурапи

Некоторые законы мудрейшего правителя древно­сти поучительны для потомков. Согласно одному из них, родители могли продавать детей, если к тому их принуж­дала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то ее бросали в воду; а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. За несправедли­вое обвинение клеветник наказывался по суду обстрижением височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол. За злословие на родителей отрезали язык, за побои — отрубали руку. Муж ничего не получал из приданного покойной жены — оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее приданое и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом со­вместно с детьми.

Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, по­лучал 10 сиклей, простому — 5, но за неудачную лишал­ся рук.

Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушится и задавит хозяина, архитектор под­вергается казни; если погибнет сын хозяина, казнят сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производится архитектором. Те же принципы действуют в отношении корабельщиков и представителей других профессий.

Кодекс законов Хаммурапи рассматривает про­ступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он гарантирует права всем замужним жен­щинам на личную безопасность, в нем полностью от­сутствует правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам.

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т.1.Л., 1936. С. 104—117.

Вопросы к примеру

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хамму­рапи, была ли между ними симметрия?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за ка­чеством продукции?

Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте

В Древнем Египте при дворе фараона существо­вали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практико­вались в переписывании различных деловых бумаг и со­чинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне при­нижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жат­вы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожи­рают другую, мыши умножаются в поле... ».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канце­лярской службе являлось действенным приемом воспи­тания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваля­ющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинитель­стве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жало­бы, приказы, производили различные вычисления, на­пример, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным об­ликом будущих чиновников. Высокое призвание и про­фессия, которые они должны получить в будущем, обя­зывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь за­ставить себя не делать того, что тебе больше всего нра­вится, например, пить пиво или вино, веселясь в обще­стве девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в ка­ком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать пись­менные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обы­чаи и традиции, существовало особое чиновное остро­умие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «По­учения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопро­сами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотв­ращения недовольства и социального напряжения, за­коноведения и практической астрономии. Мудрые на­ставники учили их, как держать себя в обществе муд­рейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой предста­вителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придвор­ную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги как родную мать и излагаю перед тобой все пре­имущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп заве­щал своему потомству следовать его жизненному при­меру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, по­лагаясь на свои сокровища. Гни спину перед началь­ством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за сло­вом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Источник: ТураевБ.А. История Древнего Востока. T.I. Л., 1936. С. 222—223. 321—322.

Вопросы к примеру

1. Что изучалось в древнеегипетской школе чиновников?

2. Чем отличается круг интересов и обучения будущих управлен­цев в Древнем Египте от того, что изучают нынешние управ­ленцы в школах бизнеса?

Глава 3 АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Несмотря на то, что первые управленческие револю­ции произойти на Древнем Востоке, именно в античной Греции две с половиной тысячи лет тому назад наметил­ся коренной поворот к новой системе ценностей, сделав­шейвозможнымдальнейшее развитие менеджмента. Шу­мерские жрецы действительно явили миру новый тип деловых людей, а египетские чиновники показали образец высокоэффективного централизованного управления. Но только греки создали принципиально новый типцивили­зации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократичес­кого руководства и свободном развитии личности.

Совершим небольшое путешествие в мир антично­го «менеджмента», воспользовавшись прекрасными ис­следовательскими работами А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, С.Я.Лурье, Н.В.Мотрошиловой, Г.С.Кнабе.

Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически — с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни). Ранеемы познакомились стремя понятия­ми, обозначавшими у греков управление (вспомните их). Настала очередь узнать еще об одном.

Кибернетика — искусство управления

Для маленькой горной страны море служило бо­лее важным каналом коммуникации, чем сухопутные пути. Греки на море проводили времени, пожалуй, не меньше, чем на суше. И достигли величайших успехов в навигации. Море для греков — источник пищи, транс­портная магистраль, путь к заселению и колонизации окружающего мира, средство получения прибыли и, на­конец, школа практического управления.

Искусство управления кораблем по-гречески назы­валось «кибернетика», управление кораблем, или кораб­левождение — «кибернесис», а главное действующее лицо на море — кормчий — звался «кибернетес». Этим словом обозначали иногда также руководителя, прави­теля. Порядок на корабле греков, действительно, пред­ставлял собой образец организованной системы управ­ления: четкое разделение обязанностей между множеством исполнителей, удивительная согласован­ность и координация деятельности. По существу, управ­ление на античном корабле является первой моделью рациональной организации мобильного торгового пред­приятия, образцом малого бизнеса.