Смекни!
smekni.com

Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ (стр. 11 из 27)

Содержаниесоциальныхфункцийидеятельностимузеяобусловленоконкретнымиобщественно-историческимиусловиями.

Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции. Правда, школа эта необычная, так как пришедший сюда не только получает знания, но и учится быть личностью. И закончить её невозможно, ведь и ребёнок, и взрослый, посещая музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества. Постигать эти сокровища можно всю жизнь.

На отечественных исследователей и практиков образования музейными средствами имели влияние воззрения известного философа Н. Ф. Фёдорова, считавшего музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей — его смысл и назначение» Фёдоров называл музеи «высшим учреждением единства». Учёный видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Фёдорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех граждан, независимо от уровня образования и социального положения. В образовательном значении музея — «высшей инстанции общества» — философ выделял три основные функции: исследование, учительство и деятельность, совокупная реализация которых будет способствовать формированию духовности и творческих начал.

Дополняя Фёдорова, хранитель Румянцевского музея в Москве Н. И. Романов рекомендовал включать в осмотр небольшое количество произведений, что способствует решению следующих методических задач:

- Посредством беседы «сократического» характера побудить переживание воспринимаемого произведения.

- На основе переживаний зрителя выяснить особенности художественной формы произведения и его стиль.

- Закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путём самостоятельной работы (рефераты и т.п.).

Реформа музеев в 1918 году была напрямую связана с реформой образования, с концепцией новой трудовой школы. Ориентация новой школы на формирование гармонической, созидательной личности требовала разработки теории художественного воспитания с опорой на соответствующую методику экскурсионной работы в музеях. Крупнейшим специалистом в этой области был теоретик и историк искусства, критик и выдающийся педагог того времени А. В. Бакушинский. Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, А. В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а, прежде, всего партнёра. Он уделял большое внимание роли преподавателя, ставя перед ним три обязательных условия:

- Уметь самому пережить произведение искусства.

- Знать историко-искусствоведческий контекст произведения.

- Иметь психологический подход к группе.

Он считал необходимым создать систему в области отечественного художественного воспитания, цель которого — формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности. Им были определены и условия достижения этой цели:

- опора на потребности ребёнка, исходя из специфики его возрастного развития;

- сотрудничество с учителем;

- главное в постижении произведения искусства проживание художественного образа.

Когда в 1998 году зарегистрировали объединение музейных педагогов России, специалисты регистрационной палаты недоумевали «что такое музеи, мы знаем » - кто такие педагоги тоже знаем. А вот кто такие музейные педагоги, непонятно.

Жизнь показывает, что о музейной педагогике мало знают не только в регистрационных палатах, но и в школах, училищах, вузах.

Само по себе посещение музея мало, что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры будет иметь воспитательный эффект.

Музейная педагогика тесно соприкасаются с искусствознанием, естествознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны музейная педагогика стоит и на поле культуры.

Итак, музейная педагогика и отрасль науки, и в то же время часть культуры.

Работа со школьниками, получившая в настоящее время значительное развитие, показала насколько важно включать детей в процесс «музейного» воспитания. Самого раннего возраста можно заложить интерес к музеям, в которых человек находит в каждом возрасте для себя новое и интересное.

При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках истории, обществоведения, литературы и др. Понять общественные процессы в развитии страны помогает местный, школьный музей на своем конкретном краеведческом материале. Работа со школьниками ориентирована на углубление знаний полученных в процессе изучения того или иного курса обучения с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края. Это дает возможность сделать абстрактное значение предмета личностно значимым для каждого учащегося, подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет и учится, со страной, в которой он родился.

Экскурсии в музеях преследуют цель объяснить отдельные сокровища, представленные в экспозиционных залах. Под экскурсионной работой понимается «раскрытие» выставленного материала в соответствии той или иной темой экскурсии.

Разработанные методы проведения экскурсий, ориентированные на ребенка определенного возраста, послужили основой широкого развития экскурсионной работы со школьниками во все последующие годы.

Сейчас опытные экскурсоводы, так интересно раскрывают наши культурные сокровища, что поход в музей становится радостным событием. Виртуозно работают со школьниками, видят в каждом из них личность, к которой обращены их рассказ, беседа. Знание особенности возрастной психологии детей, они умело используют традиционные приемы, творчески применяют их на своей практике. Эти экскурсоводы знают, что языку истории необходимо учить на экскурсии, что дети плохо с ним знакомы и, если скажем не заострять внимание, например, на слове «крестьяне», то в дальнейшем ребятам будет не понятно значение этого слова.

Если взглянуть на сегодняшнюю музейную документацию, мы видим громадные цифры, свидетельствующие о масштабной экскурсионной работе.

Раньшемузеи, какправило, проводилиэкскурсионнуюработусошкольниками, начинаяс 4 класса. Теперьжерядмузеев, и,преждевсегохудожественных, атакжеисторических, этнографических, литературных, включаетвпланынаучно-просветительнойдеятельностизанятиясдошкольникамии школьникамимладшихклассов. Большимивозможностямидляработысдетьмиобладаюткраеведческиемузеи, составляющиеосновумузейнойсети. Детейзнакомятздесьглавнымобразомссегодняшнимднемкрая, в которомониживут. Длянихпроводят, например, экскурсии«Папа, мамаия» (Николаевский-на-Амурегородскойкраеведческиймузей), «ЧтодаетРостовскаяобластьРодине» (Ростовскийобластнойкраеведческиймузей).

ВИвановевМузеепервогоСоветарабочих депутатовзанятиеспервоклассниками«ТысталшкольникомродиныпервогоСовета»ведетсявтечениеодногочаса. Научныйсотрудникначинаетегосприветствия маленькимэкскурсантам, впервыепришедшимвмузей, испрашивает: «Всегдалидетиходилившколу?»Вэтом вопросеиобозначенатемаэкскурсии. Навстречуприглашаетсяветеранпартии, которыйрассказываетосвоемдетстве. Послерассказаживогосвидетеляпрошлого восприятиеудетейособеннообострено. Импоказывают предметыизфондовогособрания—игрушки, которыми игралидетииваново-вознесенскихрабочих. Ребятасравниваютихссовременными. Затемнаучныйсотрудник показываетфотографиидетейфабрикантовидетейткачей. Несколькодетейизгруппы, поуказаниюнаучного сотрудника, кладутигрушкикнужнойфотографии.

Надругомзанятиисучениками 2 класса—«Рассказ обэкспонате»—школьникампоказываютфотографию городаИванова, сделаннуюстолетназад, интерьер ткацкогокорпусаипредлагаютпредставитьсебедетей, которыешлинаработувместесродителямиподгудок фабричнойтрубы.

Вэкскурсияхдляшкольников широкоиспользуетсяприродоведческая, тематика, котораявомногомсоответствует интересамивозможностямвосприятияребенка, решает задачиэкологическоговоспитания, входитвпрограмму начальнойшколы. Так, например, Пермскийобластной краеведческиймузейпроводитдляшкольников 1 — 3классовэкскурсии«Птицынашегокрая», «Животныймирнашегокрая»ит. д. Липецкийкраеведческий музейиспользуетдляучениковпередвижнуювыставку «Краснаякнигаприроды», авВологодскомобластном краеведческоммузеедлямладшихшкольниковэкскурсоводС. И. Александроваразработалациклэкскурсий-уроковпоэкспозицииотделаприроды: «Зимняяжизнь зверейиптиц», «Временагода», «Формыземнойповерхности»и«Полезныеископаемые».

Вэтизанятияактивнововлекаютсяучителяначальнойшколы. ВВологдемузеемсоставленоспециальное методическоепособие, котороепомогаетучителювзакреплениимузейногоматериала. Учителянетолькопроводятвклассебеседыпотемеэкскурсии, ноиразнообразноиспользуютпочерпнутыевмузеесведения. На урокахрусскогоязыкадетисоставляютпредложениясо словами, запомнившимисянауроке-экскурсии, ана урокахарифметикирешаютзадачи, применяяуслышаннуювмузеетерминологиюилииспользуя«музейные ситуации». Вэтомжемузеедляучащихся 2 — 3классоворганизованаШколазнанийоприроде«Нашлес». Сдетьмиразвчетвертьпроводятсяиоднодневныепоходывлес, наприроду.

Думается, чтонаиболееправильнопоступаюттемузеи, которыеначинаютсистематическуюработусдетьмисознакомствасмузейнойспецификой. Поэтомуперваяэкскурсиядолжнадатьимответнавопрос«Что такоемузей?». Этопоможетвооружитьребенкатеми знаниями, которыенеобходимыему, чтобывоспринимать музейныйязык, будетспособствоватьформированию музейнойкультурымаленькогопосетителя.