Смекни!
smekni.com

Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ (стр. 24 из 27)

33.Коменский, Я.А. Великая дидактика // Избр. пед.соч. – М., 1982. – т.1 656с.; т.2 -576с.

34. Конаржевкий, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: «Педагогический поиск», 1999. -224с.

35. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский, Ю.А. – М.: «Педагогический поиск», 2000. – 222с.

36. Косова, И.М. Музей в культурной жизни края / И.М. Косова. - М.: Современная Россия ,1998. –128с.

37. Козлова, В.В. Туристический клуб школьников/ В.В. Козлова. - М.: «Просвещение», 1998, - С.164-166.

38.Корнилова, Г.Е. Историческое краеведение/ Г.Е. Корнилова. - Екатеренбург,2005. - С. 44-50.

39. Корнетов, Г. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал. – 1996, №1. С.15.

40.Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985, 125с.

41. Куртиков, Н.С. Социальный объект управления –коллектив. –М., 1974. -77с.

42.Левыкин, К.Г., Хербс, В. Музей исторического профиля / К.Г. Левыкин, В. Хербс.: Учебное пособие для вузов.- М.: высшая школа, -1998. 431с.

43.Лизинский, В.М. Практическое воспитание в семье. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.-78с.

45. Лысикова, О.В. Музеи России/ О.В. Лысикова. Учебное пособие.- М.: Флинта, Наука, 2002. –.129с.

46. Народное образование. Сб. документов: 1917-1973.М., 1974, С. 156-161; С. 161-164; С.166.

47.О деятельности музеев образовательных учреждений// Народное образование. М. – 2003. №8, -С. 285-286.

48. Об образовании (Текст): федер. закон. – М. Инфра –М, 2007. –С.38.

49. Полонский, В.П. Словарь по образованию и педагогике. _ М.: Высшая школа, 2004. – 512с.

50. Положение о Совете школы.

51. Программа развития МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа».

52. Столяров, Б. Музейная педагогика. История и современность //Народное образование. №5, 2001. – С.176-182.

53.Степанов, Е.Н. Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разароботка/ Е.Н. Столяров.- М.: Сфера. 2004. - С. 119-123.

54.Титова, В.В. Туристко-краеведческие кружки в школе. - М.: «Просвещение», 1988.- 164с.

55.Туманов, В.Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В.Е. Туманов. - М.: 2002.- С. 34-42.

56. Ушинский, К.Д. О камельном воспитании./ К.Д. Ушинский. – М.: Наука, -199с.

57.Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. - 183с.

58. Шалахова, Н.В. Музей и школа / Н.В. Шалахова. – М.: 1986. С. 75-80.

59. Шоган, В.В. Саморазвитие детского сознания/ Шоган В.В. – М.: «Педагогический поиск», 2001. – 60с.

60. Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/ Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проспект, 2003.- 560с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Контрольный текст экскурсии

Село «Большой Ут»

Поселения любого народа развивались под воздействием природных исторических, социально-экономических факторов. Особенности их застройки сохранялись длительное время. Типичными для среднего Урала является прибрежно-речной тип заселения. Для него характерно размещение поселений возле устья при большой реке и при малой реке на обоих берегах. Течет по Ачитскому району речка Ут, по берегам которой расположилось много деревень, в том числе и наше, село Большой Ут. Кругом природа, глаз не оторвать. Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не спросил себя: - «Почему, именно так, а не иначе, названа его родная деревня, село, река, гора и т.д. Название нашего села Ут произошло от татарского слова «ута», что значит «гарь», «огонь». Наше село было основано в 1750 году, в пору царствования Екатерины 2. (по данным Ачитского районного отдела госстатистики). Прежде по нашим местам проходила дорога в Сылву и Екатеринбург и здесь была станция. Выпуски «Материалов для статистики Красноуфимского уезда…» были основаны на данных подворной описи, произведённой в период с 1888 по 1891 годы. По ним издаётся брошюра «список населённых мест Красноуфимского уезда…» В то время Ачит и Ут были центрами волостей и считались крупными селениями. В состав Утинской волости входят 23 деревни с населением 2812 человек. В Утинском сельском обществе, вместе с Утом считались ещё Малый Ут и Юр. В селе в то время имелось 155 хозяйств и насчитывалось 880 жителей, имелась земская школа, в которой на 1894 год обучалось 42 мальчика и 12 девочек. Занятия в ней вёл учитель М.А. Харин. В селе сохранились два дома, возраст которых больше ста лет. Улица, на которой они стоят, раньше называлась «Церковной». Дали ей такое название потому, что на этой улице стояла церковь. Она располагалась на холме, куда люди ходили помолиться. Церковь была небольшая, деревянная с куполами и крестом высотой 27 метров. После пожара на этом же месте построили вторую церковь. В ограде церкви были надгробные плиты, где похоронены священники. Недалеко от церкви было кладбище, обнесённое оградой высотой 2 метра. В 1958 году купола сняли, сделали крышу и переоборудовали здание церкви в клуб. После этого церкви в селе больше не было. От церковной улицы село разрасталось, хотя кругом был дремучий лес. Население осваивало новые земли, занимаясь сельским хозяйством.

«Харины ворота»

Имя места и имя человека… Они взаимосвязаны. Немало людей носит имена с топонимической основой. Бесчисленное количество географических мест названо по именам и фамилиям людей. По именам и фамилиям тех, которые своей жизнью, своей деятельностью оказались «памятными» для называемых мест, содействовали их открытию, освоению, прославлению, преобразованию…

Раньше, когда люди жили единолично, у многих жителей были свои пастбища, только для своей скотины. Одно из таких пастбищ называют «Харины ворота». Его владельцем был Николай Харин. Пастбище своё он обнёс изгородью, чтобы скот не заходил на чужие поля. По его пастбищу проходила дорога. В этом месте Харин построил ворота. Людям, проезжающим на другие поля, приходилось открывать и закрывать эти ворота. Каждый год Николай Харин ворота ремонтировал и обновлял. Вот отсюда пошло название «Харины ворона», которое сохранилось, по сей день.

«Наташина яма»

Есть в наших краях такая яма, которую в народе называют «Наташина». Мы попытались выяснить, почему она носит такое название. Вот, что рассказали нам старожилы села. «Жила в деревне Лузенино богатая вдова Наталья. И позарились злые да завистливые люди на её богатство, решили её убить. А после этого привязали камень на шею, положили в мешок и бросили в яму, наполненную водой. Долго Наталью искали, пока не обнаружили её тело в этой яме. Сколько не пытались местные мужики измерить глубину этой ямы, связывали несколько вожжей, опускали жерди – всё безуспешно».

С тех пор эту яму так и прозвали, «Наташина яма». Много прошло с тех пор времени, но и по сей день, это место носит это название.

Речка Гладкая (пруд)

Небольшая лесная речка с прозрачной, холодной водой, приток реки Ут.

р. Гладкая течёт в направлении на север-северо-восток от Большого Ута, зимой она не замерзает. На речке построен небольшой пруд, куда были запущены бобры и мальки прудовых рыб. Особо хочется отметить, то, что она течет в противоположном направлении от реки Ут. Название речки возникло, скорее всего, от её расположения в урочище горы Гладкой.

Деревня Волки

Природа и жизнь, природа и животный мир неразрывны. И понятно, что многие леса, поля, реки, озера, горы и долины именуются по обитавшим и обитающим в них зверям, рыбам, птицам. Разнообразие существовавшего в той или иной местности животного мира определяет и разнообразие «фаунистических» топонимов этой местности. И каждый знающий русский язык не испытывает затруднений в ответе на вопрос «Почему так названо?», даже впервые встречаясь с названиями: река Волчья, Заячье поле, Лисьи ямы и т.д. Следует, однако, учитывать, что топонимы типа Зайцево, Волково (Волки), Сорокино, Щукино к числу названий по «животным, птицам и рыбам», как правило, не относятся. Дело в том, что в древнерусском языке были широко распространены такие прозвища-имена, как Заяц, Волк, Сорока, Щука, Медведь и т.д. В 14-18 веках от этих имен-прозвищ возникли многочисленные фамилии на – ов,-ев,-ин, -ын. В свою очередь на основе прозвищных фамилий тогда же стали появляться и географические названия с «фаунистическими» корнями (Медведево от Медведев, а не от медведь; Волково (Волки) от Волков, а не от волк и т.д.).

«Ромкин угол»

Недалеко от бывшей деревни Волки есть поле, а называется оно «Ромкин угол». Это название произошло оттого, что в этих местах жил Роман Волков. У него были свои поля и ферма. На полях он сеял рожь и пшеницу. После революции людей «крепких» крестьян раскулачивали и ссылали, и эта беда не прошла мимо семьи Романа Волкова, Его раскулачили, оставшееся хозяйство забрал колхоз, чтобы ничего не погибло зря. На том поле колхоз стал сеять хлеб, но название осталось и живёт до сих пор.

Деревня Сосновая Гора

Деревня Сосновая гора расположена в 5 км от Большого Ута. Год основания – 1780.

Нас заинтересовало название этой деревни. Названия по общему характеру растительного ландшафта, по отдельным видам растительности встречаются повсеместно. В северных областях наибольшее количество «лесных» топонимов образовано от слов сосна, берёза, ольха. Если, например, новое селение возникло близ соснового бора, то оно, вполне вероятно, получило наименование Бор. Если в селении появилась новая улица, и она в отличие от ранее возникших располагалась на возвышенном месте, на горе, то её нередко именовали Гора. Особенности рельефа, его повышения и понижения часто принимаются во внимание при наименовании географических объектов. Поэтому в редкой местности не встречаются «рельефны» топонимы.

Таким образом, можно предположить, что название этой деревни возникло не случайно. В деревне действительно есть огромная сосна, и растёт она на возвышенном месте, на склоне горы. Стоит там ещё несколько разрушенных домов, да свиноферма. Домов было много, по обе стороны длинной улицы. Когда-то здесь было многолюдно, весело. Семьи, в основном были многодетные. Последняя жительница этой деревни – Дружинина Анфисия Ефимовна уехала оттуда в 1991 году. Несколько лет жила она одна в пустой деревне. Ходила в магазин за 2 км в соседнюю Еремеевку. Деревню эту хотели сносить, но потом видно забыли про неё. Люди начали уезжать, потому что не было школы, дети ходили пешком за 5 км в Большой Ут. Не было магазина, негде стало работать в деревне. Остались одни старики, да и те потом разъехались.