Смекни!
smekni.com

Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ (стр. 13 из 27)

Это лучший способ найти оптимальное соотношение между той информацией, которую школьник получает в процессе изучения учебной программы в школе, и той, что становится доступной ему при знакомстве с музейными коллекциями.

Для активизации контактов музеев со школами, а также развития навыков самостоятельной работы учащихся в музейных фондах и экспозициях крайне важно готовить методические рекомендации для учителя, желающего использовать музей в учебном процессе. Они должны содержать, по-видимому, краткое описание экспозиций, варианты вопросов и заданий, которые школьники сумеют выполнить в процессе самостоятельного изучения музея. Это позволит повысить эффективность деятельности учителя при подготовке школьников к посещению музея, а также послужит закреплению учебного материала в памяти ученика в итоге этого посещения. Представляется, что такие методические рекомендации могут быть подготовлены сотрудниками каждого музея и опубликованы головными музеями или методическими центрами системы народного образования.

Крайне важно, на мой взгляд, систематическое проведение в каждом музее занятий для учителя как по профильной дисциплине (это в современной музейной практике, можно сказать, является делом в основном решенным), так и по методике музейной работы. Но некоторый положительный опыт в этом направлении все-таки накоплен: им могут поделиться музей А. С. Пушкина в Торжке и др. Следует организовать изучение и популяризацию этого опыта. В этом одна из задач предлагаемой книги. Одновременно совершенно необходимо ввести в систему занятия по педагогике и возрастной психологии для сотрудников музеев.

Большую пользу могла бы принести организация базовых школ, где музейные специалисты совместно с коллективами преподавателей имели бы возможность апробировать многообразные формы совместной работы, экспериментальные программы и т. п., и затем рекомендовать их для широкого использования в совместной практической деятельности школам и музеям разного профиля.

Как уже подчеркивалось, нельзя оставить в стороне от всей этой работы студентов педагогических вузов и училищ. Им в недалеком будущем предстоит реализовать на практике реформу общеобразовательной и профессиональной школы, а значит, существенно улучшить обучение и воспитание детей и подростков, что невозможно без постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Существенную помощь в этом окажет учителю, несомненно, серьезная музееведческая подготовка. В институтах и училищах целесообразно ввести преподавание основ музееведения, учредить учебную практику в музеях, более широко использовать возможности совместной работы музея и школы при написании дипломных и курсовых работ студентов, многие другие формы учебной и внеучебной деятельности. Все это, по глубокому убеждению, — верный путь формирования поколений учителей, которые не мыслят свою профессиональную деятельность без музея. Воспитание музейной культуры будущего учителя поможет решить также многие вопросы в области создания, сохранения и успешной работы многочисленных школьных музеев.

Для совершенствования системы «музей — школа» не менее важно скоординировать усилия научных учреждений, министерств культуры и просвещения: в изучении актуальных проблем взаимодействия входящих в систему воспитательных институтов. В ряду этих проблем — обеспечение последовательного проведения принципа дифференцированного подхода внешкольных учреждений, в частности музеев, к работе со школьниками.

В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная от дошкольников и младших школьников. Как утверждают специалисты, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.

До сих пор работой с младшими школьниками и дошкольниками более или менее постоянно занимались в основном картинные галереи. В последние годы к детям этой возрастной категории проявили интерес коллективы музеев других профилей. Определенный опыт такой работы накоплен, например, Государственным Историческим музеем в Москве, Хабаровским краевым краеведческим музеем, Музеем героической обороны и освобождения Севастополя, Государственным театральным музеем имени Бахрушина и другими.

В работе с детьми младших возрастов оказываются эффективными, как показывает практика, специальные экспозиции и выставки, специальные детские музейные комнаты. Кстати, детские галереи — своеобразные музеи в музеях — уже существуют в разных странах мира. Важно, чтобы к этому делу наряду с музейными работниками были причастны педагоги, воспитатели.

Дифференцированный подход предполагает учет ситуации посещения музея: приходит ли школьник в музей один, с родителями, с товарищами, со школьной экскурсией. Для всякого такого случая важно иметь конкретные средства оптимизации процесса осмотра экспозиции, скажем, путеводители — с включением в них вопросов, заданий и т. п.

В особом внимании нуждается, несомненно, соблюдение принципа преемственности форм научно-просветительной работы, основное требование которого состоит в том, чтобы все каналы воздействия на школьников были тесно связаны между собой. Это даст возможность учащимся различных возрастных групп постепенно и каждый раз на качественно новом уровне осваивать музейную информацию. Принцип преемственности делает систему «музей — школа» действенной на всех этапах обучения ребенка. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки цельной программы работы для всех учебных групп школьников, начиная с младших классов и кончая выпускниками.

Наибольший эффект дает музейная работа со школьниками, организованная на основе цикловых форм: экскурсионных абонементов, лекториев, клубов или кружков при музеях. Например, факультатив мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке предполагает сотрудничество музея с одной из школ города в течение всего учебного года. В программу его входят экскурсии и лекции, занятия в фондах музея, а также, что особенно важно, самостоятельная работа учащихся в экспозициях, итогом которой являются рефераты, доклады.

2.3.Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»

В 1919 г. наПервойвсероссийскойконференции поделаммузеевнародныйкомиссарпросвещения А. ВЛуначарскийподчеркнул, чтомузеи«должныбыть опоройнауки»ивместестем—«опорными пунктами в великомделенародногообразования». Сэтоговремени осуществлениеобразовательно-воспитательныхзадач музеевтесносвязаносучебно-воспитательной работойшколыОсобуюостротуэтапроблемаприобрелав 1-йполовине 30-хгг. всвязисзадачамивобласти учебной, идеологической, пропагандистскойработы на новомэтапесоциалистическогостроительства—индустриализациистраныиколлективизациисельскогохозяйства.

Впартийныхиправительственныхпостановленияхо перестройкеучебногопроцессавначальной, среднейи высшейшколе (1931 —1936 гг.) указывалосьнанеобходимостьусилениявобучениипринципаисторизма, повышениянаглядности, введениякраеведческогоматериала, широкогоиспользованияэкскурсионногометода.

В статьяхивыступленияхэтихлет особенноподчеркиваласьрольмузееввосуществлении принципанаглядностииконкретностипреподавания. На совещаниимузейныхработников (1936 г.) говорилось околоссальномзначении«живогопоказа»вобучении, которыйможетдатьименномузей.

Проблемасвязимузеяишколыостаетсяактуальной исегодня.

ВпостановленииЦККПСС (1982 г.) «Обулучшенииидейно-воспитательнойработымузеев»особенно подчеркивалосьнеобходимостьмаксимальногоиспользованиявсехмузейныхсредстввцеляхидеологического, патриотического, эстетическоговоспитаниятрудящихся, особенномолодежи. Воглавууглаприэтомставится пропагандапамятниковматериальнойидуховнойкультуры.

Развитиемузейногоделавпериодразвитогосоциализмаимеетсвоиособенности.

Всвязисростомматериальногоблагосостояния, образованностииинформированности, увеличениембюджетасвободноговременилюдейусилилось значениенаукиикультурывовсехсферахобщественной жизни. Существеннуюрольвихраспространениистали игратьтехническиесредства—кино, радио, телевидение, доступныемногомиллионнойаудитории.

Вэтихусловияхэффективностьдеятельностинаучно-просветительныхучрежденийвомногомзависелаот наиболееполногоиспользованияспецифическихсредств ихобразовательно-воспитательноговоздействия.

Поэтомуособенноважноизучениесоциальныхфункцийучрежденийкультуры, вчастностимузеев, располагающихтакимарсеналомсредствобразованияивоспитания, какпамятникиисобранияогромногонаучного, познавательного, историко-культурногозначения.

Вдеятельностимузееввсегомиравпоследниедесятилетиянаметиласьвесьмаощутимаятенденция—активнаяработасдетьмишкольноговозраста. Весьмазначительныйопытнакопленв этомпланемузеямистран:Венгрия, Германия, Чехословакия, Румынияимногимимузеяминашейстраны. Особенноактивнывработесо школьникамихудожественныемузеи.

Ужевраннемвозрастедетейначинаетинтересовать предметныймир. Унихнаиболееярковыраженапотребностьвнаглядности. Знакомствосмиром, егопознаниеосуществляютсяглавнымобразомпутемнакоплениячувственныхвпечатленийотокружающихпредметов. Уребенкарадостьпознанияиудовольствиеот рассматривания—это, посуществу, явлениясходныеи одновременные.