Смекни!
smekni.com

Н.Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма (стр. 3 из 7)

русского западничества. Первые поколения русских марксистомв

прежде всего боролись со старыми направлениями революционной

интеллигенции, с народничиством и нанесли ему непоправимые удары.

Русский марксизм ждал освобождения от индустриального развития

России, которого народничество как раз хотело избежать.

Капиталистическая индустрия должна привести к образованию и

развитию рабочего класса, который и есть класс освободитель.

Поэтому марксисты стояли за пролетаризацию крестьянства, которой

народники хотели не допустить. Марксисты думали, что они наконец

нашли реальную социальную базу для революционной освободительной

борьбы. Единственная реальная социальная сила, на которую можно

опе- реться, это образующийся пролетариат. Нужно развивать

классовое революционное сознание этого пролетаритата. Нужно идти

не к крестьянству, которое отвергло революционную интеллигенцию,

а к рабочим, на фабрику. Марксисты сознавали себя реалистами,

потому что развитие капитализма в это время в России

действитлеьно происходило. Первые марксисты хотели оперться не

столько на революционную интеллигенцию, на роль личности в

истории, сколько на объективный социально-экономический процесс.

Марксисты с презрением нападали на утопический социализм

народников. Если тип русского революционера-народника был по

преимуществу экомциональный, то тип русского

революционера-марксиста был по преимуществу интеллектуальный. В

соответствии с условиями, в которых возник русский марксизм,

марксисты сначала особенно подчеркивали детерминистические и

эволюционные элементы в учении Маркса. Они боролись с утопизмом,

с мечтательностью и гордились тем, что они, наконец, обрели

истину научного социализма, который обещает им верную победу в

силу закономерного объективного социального процесса. Социализм

будет результатом экономической необходимости, необходимого

развития. Первые русские марксисты очень любили говорить о

развитии материальных производительных сил, как главной надежде и

опоры. При этом их интересовало не столько само экономическое

развитие России, как положительная цель и благо, сколько

образование орудия революционной борьбы. Такова была

революционная психология. Цели русской революционной

интеллигенции остались как будто бы те же, но они приобрели новое

орудие борьбы, они почувствовали более твердую почву под ногами.

Марксизм был более сложной умственной теорией, чем те теории, на

которые до сих пор опиралась революционная интеллигенция, и

требовал больших усилий мысли. Но она рассматривался, как

революционное орудие, и прежде всего как орудие борьбы против

старых направлений, обнаруживших бессилие. В начале марксисты

производили даже впечатление менее крайних и свирепых

революционеров, чем старые социалисты-народники или

социалисты-революционеры, как их стали называть, они были против

террора. Но это была обманчивая внешность, вводившая в

заблуждение даже жандармов. Возникновение русского марксизма было

серьезным кризисом русской интеллигенции, потрясением основ их

миросозерцания. Из марксизма возникли разные новые течения.

Нужно понять сущность марксизма и его двойственность, чтобы

ориентироваться в дальнейших русских течениях. Революция была

религией и философией, а не только борьбой, связанной с

социальной и политическкой стороной жизни. И должен был

выработаться русский марксизм, соответствующий этому

революционному типу и этому революционному тоталитарному

инстинкту. Это - Ленин и большевики. Большевики и определил себя

единственным ортодоксальным, т.е. тоталитарным, интегральным

марксизмом, не допускающим дробления марксистского миросозерцания

и принятия лишь его отдельных частей. Этот "оротодоксальный"

марксизм, который в действительности был по-русски

трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не

детермининстическую, эволюционную, научную сторону марксизма, а

его мессианскую, мифотворческую религиозную сторону, допускающую

экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план

революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным

меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской идеей. Этот

ортодоксальный, тоталитарный марксизм всегда требовал исповедания

материалистической веры, но в нем были и сильные идеалистические

элементы. Он показал, как велика власть идеи над человеческой

жизнью, если она тотальна и соответствует инстинктам масс. В

марксизме-большевизме пролетариат перестал быть эмпирической

реальностью, ибо в качестве эмпирической реальности пролетариат

был ничтожен, он был прежде всего идеей пролетариата, носителелм

же этой идеи может быть незначительное меньшинство. Если это

незначительное меньшинство целиком одержимо титанической идеей

пролетариата, есил его революционная воля экзальтирована, если

оно хорошо организовано и дисциплинировано, то оно может

совершать чудеса, может преодолеть детерминизм социальной

закономерности. Ленин доказал на практике, что это возможно. Он

совершал революцию во имя Маркса, но не по Марксу.

Коммунистическая революция в России совершалась во имя

тоталитарного марксизма, марксизма, как религии пролетариата, но

в противоположность всему, что Маркс говорил о развитии

человеческих обществ. Не революционному народничеству, а именно

ортодоксальному, тоталитарному марксизму удалось совершить

революцию, в которой Россия перескочила через стадию

капиталистического развития, которое представлялось столь

неизбежной первым русским марксистам. И это оказалось согласным с

русскими традициями и инстинктами народа. В это время иллюзии

революционного народничества были изжиты, миф о

народе-крестьянстве пал. Народ не принял революционной

интеллигенции. Нужен был новый революционный миф. И миф о народе

был заменен мифом о пролетариате. Марксизм разложил понятие

народа, как целостного организма, разложил на классы с

противоположными интересами. Но в мифе о пролетариате по новому

восстановился миф о русском народе. Произошло как бы

отождествление русского народа с пролетариатом, русского

мессианизма с пролетарским мессианизмом. Поднялась

рабоче-крестьянская, советская в Россия. В ней народ-крестьянство

соединился с народом-пролетариатом вопреки всему тому, что

говорил Маркс, который считал крестьянство мелко-буржуазным,

реакционным классом.

Большевизм оказался наименее утопическим и наиболее

реалистическим, наиболее соответсвующим всей ситуации, как она

сложилась в России в 1917 году, и наиболее верным некоторым

исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной

социальной правды, понятой максималистически, и русским методам

управления и властвования насилием. Это было определно всем ходом

русской истории, но также и слабостью у нас творческих духовных

сил. Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России, внутренним

моментом в судьбе русского народа.

ГЛАВА VI

РУССКИЙ КОММУНИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ

Русская революция универсалистична по своим принципам, как и

всякая большая революция, она совершалась под символикой

интерционала, но она же и глубоко национальна и национализуется

все более и более по своим результатам. Троудность суждений о

коммунизме определяется именно его двойственным характером,

русским и международным. Только в России могла произойти

коммунистическая революция. Русский коммунизм должен

представляться людям Запада коммунизмом азиатским. И вряд ли

такого рода коммунистическая революция возможна в странах

Западной Европы, там, конечно, все будет по иному. Самый

интернационализм русской коммунистической революции - чисто

русский, национальный. Я склонен думать, что даже активное

участие евреев в русском коммунизме очень характерно для России и

для русского народа.

Революции в христианской истории всегда были судом над

историческим христианством, над христианами, над их изменой

христианским заветам, над их искажением христианства. Именно для

христиан революция имеет смысл и им более всего нужно его

постигнуть, она есть вызов и напоминание христианам о

неосуществленной ими правде. Принятие истории есть принятие и

революции, принятие ее смысла, как катастрофической прерывности в

судьбах греховного мира. Отвержение всякого смысла революции

неизбежно должно повести за собой и отвержение истории. Но

революция ужасна и жутка, она уродлива и насильственна, как

уродливо и насильственно рождение ребенка, уродливы и

насильственны муки рождающей матери, уродлив и подвержен насилию

рождающийся ребенок. Таково проклятие греховного мира. И на

русской революции, быть может больше, чем на всякой другой, лежит

отсвет Апокалипсиса. Смешны и жалки суждения о ней с точки зрения

нормативной, с точки зрения нормативнойрелигии и морали,

нормативного понимания права и хозяйства. Озлобленность деятелей

революции не может не отталкивать, но судить о ней нельзя

исключительно с точки зрения индивидуальной морали.

Бесспорно в русской революции есть родовая черта всякой

революции. Но есть также единичная, однажды соврешившаяся,

оригинальная революция, она порождена своеобразием русского

исторического процесса и единственностью русской интеллигенции.

Нигде больше такой революции не будте. Коммунизм на Западе есть

другого рода явление. В первые годы революции рассказывали

легенду, сложивуюся в народной среде о большевизме и коммунизме.