Смекни!
smekni.com

Н.Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма (стр. 6 из 7)

вечный соблазн и великая опасность России. Женственность сла-

вян делает их мистически чуткими, способными прислушиваться к

внутренним голосам. Но исключительное господство женственной

стихии мешает им выполнить свое призвание в мире. Для русского

мессианизма нужен мужественный дух,-без него и опять будет

провал в эту пленительную и затягивающую первородную стихию

русской земли, которая ждет своего просветления и оформления.

Все своеобразие славянской и русской мистики-в искании

града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю

Небесного Иерусалима, в жажде всеобщео спасения и всеобщего

блага, в апокалиптической настроенности. Эти апокалиптические,

пророчественные ожидания находятся в противоречии с тем что

град этот-"святая Русь". Противоречие и противоборство духов-

ной сытости и духовного голода-основное для России. Духовная

сытость дается пассивный отдачей себя женственной национальной

стихии. Это не есть еще насыщение Божественной пищей, это все

еще натуралистическое насыщение. Духовный голод, неудовлетво-

ренность натуралистической национальной пищей, есть знак осво-

бождения мужественного начала личности. Так как царство Божие

есть царство абсолютного и конечного, то русские легко отдают

все относительное и среднее во власть царства дьявола. Черта

эта очень национально-русская. Русские постоянно находятся в

рабстве в среднем и в относительном и оправдывают это тем, что

в окончательном и абсолютном они свободны. Тут скрыт один из

глубочайших мотивов славянофильства. Славянофилы хотели оста-

вить русскому народу свободу религиозной совести, свободу ду-

мы, свободу духа, а всю остальную жизнь отдать во власть силы,

неограниченно управляющей русским народом. Тут мы с новой сто-

роны подходим к основным противоречиям России. Это все та же

разобщенность мужественного и женственного начала в недрах

русской стихии и русского духа. Русский дух, устремленный к

абсолютному во всем, не овладевает мужественной сферой относи-

тельного и серединного, он отдается во власть внешних сил. Он

хочет святости в жизни абсолютной, и только святость его пле-

няет, и он готов мириться с грязью и низостью в жизни относи-

тельной. Ангельская святость и зверская низость-вот вечные ко-

лебания русского народа. Оброз родной земли не есть только об-

раз матери, это также- образ невесты и жены, которую человек

оплодотворяет своим логосом, своим мужественным светоносным и

оформляющим началом, и образ дитяти.

Недостаток мужественного характера и того закала лич-

ности, который на Западе вырабатывался рыцарством,-самый

опасный недостаток русских, и русского народа и русской интел-

лигенции. Сама любовь русского человека к родной земле прини-

мала форму, препятствующую развитию мужественного личного ду-

ха. Во имя этой любви, во имя припадания к лону матери отвер-

галось в России рыцарское начало. Русский дух был окутан плот-

ным покровом национальной матери, он тонул в теплой и влажной

плоти. Русская душевность, столь хорошо всем известная, связа-

на с этой теплотой и влажностью, в ней много еще плоти и не-

достатка духа. Но плоть и кровь не наследуют вечности, и веч-

ной может быть только Россия духа. Россия духа может быть

раскрыта путем мужественной жертвы жизнью в животной теплоте

коллективной родовой плоти. Возраждение России к новой жмзни

может быть связана лиш с мужественными, активными и творящими

путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа, а

не с натуралистической родовой стихией, вечно влекущей и пора-

бощающей. Это-победа огня духа над влагой и теплом душевной

плоти.

Розанов не может и не хочет противостоять наплыву и напо-

ру жизненных впечатлений, чувственных отношений. Он совершенно

лишен всякой мужественности духа, всякой активной силы сопра-

тивления стихиям ветра, всякой внутренней свободы. Пленяет в

Розанове то, что в писаниях его, в своеобразной жизни его слов

чувствуется как бы сама природа-мать, мать-земля и ее жизненые

процессы.В Розанове так много характерно-русского, истин-

но-русского. Он-гениальный выразитель какой-то стороны русской

природы, русской стихии. Он возможен только в России. В самых

недрах русского характера обнаруживается вечно-бабье, не веч-

но-женственное, а вечно-бабье. Розанов-гениальная русская ба-

ба, мистическая баба. И это "бабье" чувствуется и в самой

России. И Розанов восклицает: "Сила-вот одна красота в мире...

Сила-она покоряет, перед ней падают, ей, наконец,- молятся...

Молятся вообще" слабые"-"мы", вот "я" на тротуаре... Голова

была ясна, а сердце билось... как у женщины. Суть армии, что

она всех нас превращает в женщин, слабых, трепещущих, обнимаю-

щих воздух... Женственность Розанова, так художественно пере-

данная, есть также женственность души русского народа. История

образования русской государственности, величайшей в мире госу-

дарственности, столь непостижимая в жизни безгосударственного

Русского народа, может быть понята из этой тайны. У русского

народа есть государственный дар покорности, смирения личности

перед коллективом. Русский народ не чувствует себя мужем, он

все невестится, чувствует себя женщиной перед колоссом госу-

дарственности, его покоряет "сила", он ощущает себя роза-

новским "я на тротуаре" в момент прохождения конницы. Сам Ро-

занов на протяжении всей книги остается этим трепещущим "я на

тротуаре". Для Розанова не только суть армии, но и суть госу-

дарственной власти в том, что она "всех нас превращает в жен-

щин, слабых,трепещущих, обнимающих воздух...". И он хочет по-

казать, что весь русский народ так относится к государственной

власти. Для Розанова:вся русская история есть тихая, безбур-

ная, все русское состояние-мирное, безбурное. Русские люди-ти-

хие. В хороших случаях и благоприятной обстановке они неодоли-

мо вырастают в ласковых, приветных, добрых людей. Русские лю-

ди-"славные". Но с не меньшим основанием можно было бы утверж-

дать, что русская душа-мятежная, ищущая, душа странническая,

взыскующая нового Града, никогда не удовлетворяющаяся ничем

средним и относительным. Из этой прславленной и часто фальшиво

звучащей "тихости, безбурности и славности" рождается инерция,

которая мила вечно-бабьему сердцу Розанова, но никогда не рож-

дается новой, лучшей жизни. Розановское отношение к госу-

дарственной власти есть отношение безгосударственного,

женственного народа, для которого эта власть есть всегда нача-

ло вне его и над ним находящееся, инородное ему.

"Розановское", бабье и рабье, национально-языческое, дох-

ристианского все еще очень сильно в русской народной стихии.

"Розановщина" губит Россию, тянет ее вниз, засасывае, и осво-

бождение от нее есть спасение для России. По крылатому слову

Розанова, "русская душа испугана грехом", и я бы прибавил, что

она им ушиблена и придавлена. Этот первородный испуг мешает

мужественно творить жизнь, овладеть своей землей и националь-

ной стихией. Русская душа подавлена необьятными русскими поля-

ми и необьятными русскими снегами, она утопает и растворяется

в этой необьятности. Оформление свой души и оформление своего

творчества затруднено было для русского человека. Госу-

дарственное овладение необьятными русскими пространствами соп-

ровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни

государственному интересу и подавлением свободных личных и об-

щественных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных

прав и не развита была самодеятельность классов и групп.

Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным ов-

ладеть этими пространствами и организовать их. Он слишком при-

вык возлагать эту организацию на центральную власть, как бы

трансцендентную для него. И в собственной душе чувствует он

необьятность, с которой трудно ему справиться. Широк русский

человек, широк как русская земля, как русские поля. Славянский

хаос бушует в нем. Огромность русских пространств не

способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и

самодеятельности,-он расплывался в пространстве. Русская лень,

беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство от-

ветственности с этим связаны. Ширь русской земли и ширь

русской души давили русскую энергию, открывая возможность дви-

жения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала ин-

тенсивной энергии и интенсивной культуры. От русской души не-

обьятные русские пространства требовали смирения и жертвы, но

они же охраняли русского человека и давали ему чувство безо-

пасности.

Русская нелюбовь к идеям и равнодушие к идеям нередко пе-

реходят в равнодушие к истине. Русский человек не очень ищет

истины, он ищет правды, которую мыслит то религиозно, то мо-

рально, то социально, ищет спасения. Русский народ, быть мо-

жет, самый духовный народ в мире. Но духовность его плавает в

какой-то стихийной душевности, даже в телесности. В этой безб-

режной духовности мужественное начало не овладевает женствен-

ным началом, не оформляет его. А это значит, что дух не овла-

дел душевным. На этой почве рождается недоверие, равнодушие и

враждебное отношение к мысли, к идеям. На этой же почве рожда-

ется и давно известная слабость русской воли, русского харак-

тера.

В.В.Розанов " УЕДИНЕННОЕ "

И стали вопиять, глаголать и сочинять, что "церковь

Христова и всегда была, в сущности, социалистической" и что

особенно она уж никогда не была монархической, а вот только