Смекни!
smekni.com

Н.Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма (стр. 5 из 7)

ный". Женское частное сострадание может привести к увелечению

страданий, ибо оно не видит общей переспективы человеческой

жизни, целиком захвачено временно-частным.

Такое женски-частное и женски-сострадательное отношение к

жизни всегда бывает результатом решительного преобладания

чувства над волей. Если бы в мире господствовало исключительно

женственное начало, то истории не было бы, мир остался бы в

"частном" состоянии, в "семейном" кругу. Менее всего можно бы-

ло бы сказать,что такое частно-женственное отношение к жизни

есть результат сильного чувства личности. Наоборот, сильное

чувство личности есть в том мужественном начале, которое нача-

ло историю и хочет довести ее до конца. Все в мире совершается

через истинное соотношение мужского и женского начала и взаим-

ное их проникновение. Но в отношении к жизни русских людей

есть как бы преобладание женственного, господства чувства

женственного сострадания, женственных "частных" оценок,

женственного отвращения к истории, к жестокости и суровости

всего исторического, к холоду и огню восходящего ввысь духа.

Главная беда России-в слабости русской воли, в недостатке

общественного самовоспитания и самодисциплины. Русскому об-

ществу недостает характера, способности определяться изнутри.

Русского человека слишком легко заедает "среда", и он слишком

подвержен эмоциональным реакциям на все внешнее.

Наша православная идеология самодержавия-такое же явление

безгосударственного духа, отказ народа и общества создавать

государственную жизнь. Русская душа хочет священной обществен-

ности, богоизбранной власти. Природа русского народа созна-

ется, как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных

благ. Русский народ не хочет быть мужесвенным строителем, его

природа определяется как женственная, пассивная и покорная в

делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властели-

на. Россия-земля покорная, женственная. Пассивная, рецептивная

женственность в отношении к государственной власти-так харак-

терна для русского народа и для русской истории. Это вполне

подтверждается и русской революцией, в которой народ остается

духовно пассивным и покорным новой революционной тирании, но в

состоянии злобной одержимости. Русский народ всегда любил жить

в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли,

в лоне матери. Русский народ хочет быть землей, которая не-

вестится, ждет мужа. Личность была придавлена огромными разме-

рами государства, предьявлявшего непосильные требования.

Эта тайна связана с особеным соотношением женственного и

мужественного начала в русском народном характере. Та же анти-

номичность проходит через все русское бытие. Россия-самая не

шовинистическая страна в мире. Русские почти стыдятся того,

что они русские, им чужда национальная гордость и часто да-

же-увы!-чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем

не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильст-

венной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется,

не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то

национальное бескорыстие, жертвенность.

Таков один тезис о России, который с правом можно было

высказать. Ноесть и антитезис, который не менее обоснован.

Россия-самая националистическая страна в мире, страна невидан-

ных эксцессов национализма, угнетения подвластных националь-

ностей русификацией, страна национального бахвальства, страна,

в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви

Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и

отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обречен-

ное на гибель. Обратной стороной русского смирения является

необычайное русское самомнение. Самый смиренный и есть самый

великий, самый могущественный, единственный призванный.

"Русское" и есть праведное, доброе, истинное, божественное.

Церковный национализм-характерное русское явление. Им насквозь

пропитано наше старообрядчество. Нотот же национализм царит и

в господствующей церкви. Тот же национализм проникает и в сла-

вянофильскую идеологию, которая всегла подменяла вселенское

русским. Вселенский дух Христов, мужественный вселенский логос

племен женственной национальной стихией, русской землей в ее

языческой первородности. Так образовалась религия растворения

в матери-земле, в коллективной национальной стихии, в животной

теплоте. Русская религиозность-женственная религиозность,-ре-

лигиозность коллективной биологической теплоты, переживаемой,

как теплота мистическая. В ней слабо развито личное религиоз-

ное начало, она боится выхода из коллективного тепла в холод и

огонь личной религиозности. Такая религиозность отказывается

от мужественного, активного духовного пути. Это не столько ре-

лигия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-зем-

ли, женского божества, освещающего плотский быт. В.В.Розанов в

своем роде гениальный выразитель этой русской религии родовой

плоти, религии размножения и уюта. Мать-земля для русского на-

рода есть Россия. Россия превращается в Богородицу.

Россия-страна богоносная. Такая женственная, национально-сти-

хийная религиозность должна возлагаться на мужей, которые бе-

рут на себя бремя духовной активности, несут крест, духовно

водительствуют. И русский народ в своей религиозной жизни воз-

лагается на святых, на старцев, на мужей, в отношении к кото-

рым подобает лишь преклонение, как перед иконой. Русский народ

не дерзает даже думать, что святость есть внутренний путь ду-

ха,-это было бы слишком мужественно-дерзновенно. Русский народ

хочет не столько святости, подобно тому как он хочет не

власти,а отдания себя власти, перенесения на власть всего бре-

мени. Русский народ в массе своей ленив в религиозном восхож-

дении, его религиозность равнинная, а не горная, коллективное

смирение ему легче, чем религиозный закал личности, чем жертва

теплом и уютом национальной стихийной жизни. За смирение свое

получает русский народ в награду этот уют и тепло коллективной

жизни. Такова народная почва национализации церкви в России. В

этом есть огромная примесь религиозного натурализма, предшест-

вующего христианской религии духа, религии личности и свободы.

Сама христианская любовь, которая существенно духовна и проти-

воположна связям по плоти и крови, натурализовалась в этой ре-

лигиозности, обратилась в любовь к "своему" человеку. Так

крепнет религия плоти, а не духа, так охраняется твердыня ре-

лигиозного материализма. На необьятной русской равнине возвы-

шаются церкви, подымаются святые и старцы, но почва равнины

еще натуралистическая, быт еще языческий.

Русской душ не сидится на месте, это не мещанская душа,

не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то

бесконечное искание, искание невидомого града Китежа, незримо-

го дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерчен-

ного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает

в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и

спасения для всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно

печалиться о горе своего народа, и муки ее не знают уталения.

Душа эта поглащена решением конечных, проклятых вопросов о

смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе.

Все дальше и дальше должно идти, к концу, к выходу из этого

"мира", из этой земли, из всего местного, мещанского, прикреп-

ленного. Не раз уже указывали на то, что сам русский атеизм

религиозен. Героически настроенная интеллигенция шла на смерть

во имя материалистических идей. Это странное противоречие бу-

дет понятно, если увидеть, что под материалистичесим обличием

она стремилась к абсолютному. Славянский бунт-пламенная, ог-

ненная стихия, неведомая другим расам. Россия-страна купцов,

погруженных в тяжелую плоть, страна чиновников, никогда не пе-

реступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического

царства, страна крестьян, ничего не желающих кроме земли, и

принимающих христианство совершенно внешне и корыстно, страна

духовенства, погруженный в материальный быт, страна обрядова-

ния, странс интеллигенщины, инертной и консервативной в своей

мысли, зараженной самыми поверхностными материалистическими

идеями.

Как понять эту загадочную противоречивость России, эту

одинаковую верность взаимоисключающих о ней тезисов? И здесь,

как и везде, в вопросе о свободе и рабстве души России, о ее

странничестве и ее неподвижности, мы мы сталкиваемся с тайной

соотношения мужественного и женственного. Корень этих глубоких

противоречий-в несоединенности мужественного и женственного в

русском духе и русском характере. Безграничная свобода обора-

чивается безграничным рабством, вечное странничество-вечным

застоем, потому что мужественная свобода не овладевает

женственной национальной стихией в России изнутри. Отсюда веч-

ная зависимость от иногороднего. В терминах философских это

значит, что Россия всегда чувствует мужественное начало себе

трансцендентным, а не имманентным, привходящим извне.

Россия национально самодовольная и исключительная-означа-

ет нераскрытость, невыявленность начала мужественного, челове-

ческого, личного рабства у начала природно-стихийного, нацио-

нально родового, традиционно-бытового. В сознании религиозном

это означает абсолютизацию и обожествление телесно-относитель-

ного, довольство животной теплотой национальной плоти. В этом-