Смекни!
smekni.com

Н.Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма (стр. 4 из 7)

Для народного сознания большевизм был русской народной

революцией, разливом буйной, народной стихии, коммунизм же пришле

от инородцев, он западный, не русский и он наложил на

революционную народную стихию гнет деспотической организации,

выражаясь по ученому, он рационализировал иррациональное. Это

очень характерная легенда, свидетельствующая о женственной

природе русского народа, всегда подвергающейся изнасилованию

чуждым ей мужественным началом.

Народные массы были дисциплинированы и организованы в стихии

русской революции через коммунистическую идею, через

коммунистическую символику. В этом беспорная заслуга коммунизма

перед русским государством России грозила полная анархия,

анархический распад, он был остановлен коммунистической

диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился

подчиниться. Церковь потеряла руководящую роль в народной жизни.

Подчиненное положение церкви в отношении к монахическому

государству, утеря соборного духа, низкий культурный уровень

духовенства - все это имело роковое значение. Не было

организующей, духовной силы. Христианство в России переживало

глубокий кризис В коммунизме есть здоровое, верное и вполне

согласное с христианством понимание жизни каждого человека, как

служения сверхличной цели, как служения не себе, а велкикому

целому. Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной

ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной

свободы. В коммунизме есть также верная идея, что человек призван

в соединении с другими людьми регулировать и организовывать

социальную и космическую жизнь. Но в русском коммунизме эта идея,

нашедшая себе самое радикальное выражение у христианского

мыслителя Н.Федорова, прняла почти маниакальные формы и

превращает человека в орудие и средство революции. Все эти

извращения определяются не столько социально-экономической

системой коммунизма, сколько его ложным духом. Свобода духа

отрицается не экономикой, которая бессильна в отношении к духу, а

духом же, духом враждебным свободе. Воинствующий духоборческий

материализм коммунизма есть явление духа, а не материи, есть

ложная направленность духа. Коммунистическая экономика сама по

себе может быть нейтральна. Это коммунистическая религия, а не

экономика, враждебна христианству, духу, свободе. Правда и ложь

так перемешены в коммунизме именно потому, что коммунизм есть не

только социальный феномен, но и феномен духовный. В идее

бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для

других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания

Бога, духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с

христианством, чем идея, на которой основано буржуазное

капиталистическое общество. Но соединение этой идеи с ложным

миросозерцанием, отрицающим дух и свободу, ведет к роковым

результатам. Именно религиозный характер коммунизма, именно

религия коммунизма и делает его антирелигиозным и

антихристианским. Коммунистическое общество и государство

претендуют быть тоталитарными. Но это и есть основная ложь.

Тоталитарным может быть шиль царство Божье, царство кесаря всегда

частично. Для коммунизма царство кесаря становится царством

Божьим, совершенно также как в германском национал-социализме, но

лишь более последовательно и радикально. И это то и вызывает

неизбежность духовной борьбы. Роковой ошибкой является придавать

этой духовной борьбе характер борьбы социальной, защищающей

старое капиталистическое, буржуазное общество или старый режим.

Это и делает бессильной борьбу против лжи коммунизма. Весь мир

идет к ликвидации старых капиталистических обществ, к преодолению

духа их вдозновлявшего. Движение к социализму - к социализму

понимаемому в широком, не доктринерском смысле - есть мировое

явление. Этот мировой перелом к новому обществу, образ которого

еще не ясен, совершается через переходные стадии. Такой

переходной стадией является то, что называют связанным,

регулированным, государственным капитализмом. Это тяжелый

процесс, сопровождающийся абсолютизацией государства. В советской

России этой стадии, которая не есть еще социализм, очень

благоприятсвуют старые традиции абсолютного государства. В том,

что происходит в советской России, есть много элементарного,

элементраного цивилизирования рабоче-крестьянских масс, выходящих

из состояния безграмотности. В этом нет ничего специфически

коммунистического. Но процесс цивилизирования совершается через

замену для масс символики религиозно-христианской, символикой

марксистски-коммунистической. Ненормальным, болезненным является

то, что приобщение масс к цивилизации происходит при совершенном

разгроме старой русской интеллигенции. Революция, о которой

интеллигенция всегда мечтала, оказалась для нее концом. Это

определилось древним расколом русской истории, вековым расколом

интеллигенции и народа, а также бессовестной демагогией, через

которую победили русские коммунисты. Но это привело к тому, что

оказался страшный недостаток интеллигенстких сил. Русский

коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской

исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского

мессианизма и универсализма, русского искания царства правды,

русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые

формы. Но русский коммунизм более связан с русскими традициями,

чем это обычно о нем думают, традициями не только хорошими, но и

очень плохими.

ГЛАВА VII

КОММУНИЗМ И ХРИСТИАНСТВО

Религиозные верования отражают человеческое рабство, рабство

у стихийных сил природы и иррациональных сил общества, они

существуют лишь до тех пор, пока человек, социальный человек, не

овладел окончательно стихийными и иррациональными силами,

окружившими его таинственностью. Ненависть русских коммунистов к

христианству заключает в себе противоречие, которого не во

состоянии заметить те, чье созание подавлено коммунистической

доктриной. Лучший тип коммуниста, т.е. человека целиком

захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на

бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствии христианского

воспитания человеческих душ, вследствие переработки натурального

человека христианским духом. Результаты этого христианского

влияния на человеческие души, чисто незримого и надземного,

остаются и тогда, когда в своем сознании люди отказались от

христианства и даже стали его врагами.

Н.Бердяев " СУДЬБА РОССИИ "

Националььность есть индивидуальное бытие, вне которого невоз-

можно существование человечества, она заложена в самих глуби-

нах жизни, и национальность есть ценность, творимая в истории,

динамическое задание.Национальность есть бытийственная индиви-

дуальность, одна из иерархических ступеней бытия, другая сте-

пень, другой круг, чем индивидуальность человека или индивиду-

альность человечества, как некой соборной личности.

Человек входит в человечество через национальную индиви-

дуальность, как национальный человек, а не отвлеченный чело-

век, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не

может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обе-

нел бы и опустел бы. Национальный человек-больше, а не меньше,

чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и

есть черты индивидуально-национальные.

Нация есть динамическая субстанция, а не переходящая

историческая функция, она корнями своими врастает в таинствен-

нуюглубину жизни. Национальность есть положительное обогащение

бытия, и за нее должно бороться, как за ценность. Национальное

единство глубже единства классов, партий и всех других прехо-

дящих исторических образований в жизни народов.Уход из нацио-

нальной жизни, странничество-чисто русское явление, запечат-

ленное русским национальным духом. Ни раса, ни территория, ни

язык, ни религия не являются признаками, определяющими нацио-

нальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определе-

нии. Национальность-сложное историческое образование, она фор-

мируется в результате кровного смешания рас и племен, многих

перераспределений земель, с которыми она связывает свою судь-

бу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповтори-

мый духовный лик.И в результате всех исторических и психологи-

ческих исследований остается неразложимый и неуловимый оста-

ток, в котором и заключена вся тайна национальной индивидуаль-

ности. Национальность-таинственна, мистична, иррациональна,

как и всякое индивидуальное бытие.

Российская империя заключает в себе очень сложный нацио-

нальный состав, она обьединяет множество народностей. Но она

не может быть рассматриваема как механическая смесь народ-

ностей-она русская по своей основе и задаче в мире. В основу

русской идеи легло создание русского человека, как всечелове-

ка. И если русский империализм не будет выражением этого

русского народного духа, то он начнет разлагаться и приведет к

распадению России. Великая империя, верящая в свою силу и свое

призвание, не может превращать своих граждан в бесправных па-

риев, как то было у нас с евреями. Это ведет к распадению им-

периалистического единства. Лишь свободные граждане могут быть

опорой империи. Большое количество бесправных, гонимых и вся-

чески озлобляемых, представляет опасность.

У женщин очень слабо развито чувство истории, их очень

трудно довести до сознания исторической задачи и исторической

ценности, их взгляд на жизнь-безнадежно и безвыходно "част-