Смекни!
smekni.com

Н.Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма (стр. 7 из 7)

Петр Великий "принудил нас лгать". Там была-эпоха, "два или

три века". Здесь-три дня, кажется даже два. Не осталось

Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось

рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом-букваль-

но ничего. Остался подлый народ, из коих вот один, старик лет

60 "и такой серьезный", Новгородской губернии, выразился:"Из

бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть". Т.е. не

сразу сорвать кожу, как индейцы скальп, но надо по-русски вы-

резать из его кожи ленточка за ленточкой.

"Былая Русь"... Как это выговорить? А уже выговаривается.

Печаль не в смерти. "Человек умирает не когда он созрел,

а когда он доспел". Т.е. когда жизненные соки его пришли к

состоянию, при котором смерть становится необходима и неизбеж-

на.

Если нет смерти человека "без воли Божией", то могли бы

подумать, что может настать смерть народная, царственная "без

воли Божией"? И в этом весь вопрос. Значит, Бог не захотел бо-

лее быть Руси. Он гонит ее из-под солнца. "Уйдите, ненужные

люди".

Почему мы "ненужные"?

Да уж давно мы писали в "золотой своей литературе":

"Дневник лишнего человека", "Записки ненужного человека". То-

же-"праздного человека". Выдумали "подполья" всякие... Мы

как-то прятались от света солнечного, точно стыдясь за себя.

Человек, который стыдится себя? - разве от него не засты-

дится солнце?-Солнышко и человек-в связи.

Значит, мы "не нужны" в подсолнечной и уходим в какую-то

ночь. Ночь. Небытие. Могила.

Мы умираем как фанфароны, как актеры. "Ни креста, ни мо-

литвы". Уж если при смерти чьей креста и молитвы-то это у

русских. И странно. Всю жизнь крестилась, богомолились: вдруг

смерть-и мы сбросили крест. "Просто, как православным челове-

ком русский никогда не живал". Переход в социализм и, значит,

в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко,

точно, "в баню сходили и окатились новой водой". Это-совершен-

но точно, это действительность, а не дикий кошмар.

-Ты кто? блуждающий в подсолнечной?

-Я нигилист.

-Я только делал вид, что молился.

-Я только делал вид, что живу в царстве.

-На самом деле-я сам себе свой человек.

-Я рабочий трубочного завода, а до остального мне дела

нет.

-Мне бы поменьше работать.

-Мне бы побольше гулять.

-А мне бы не воевать.

И солдат бросает ружье. Рабочий уходит от станка.

-Земля-она должна сама родить.

И уходит от земли.

-Известно, земля Божия. Она всем поровну.

Да, но не Божий ты человек. И земля, на которую ты наде-

ешься, ничего тебе не даст. И за то, что она тебе не даст, ты

обагришь ее кровью.

Земля есть Каинова, и земля есть Авелева. И твоя,

русский, земля есть Каинова. Ты проклял свою землю, и земля

прокляла тебя. Вот нигилтзм и его формула.

- Мы не уважали себя. Суть Руси, что она не уважает себя.

Это понятно. Можно уважать труд и пот, а мы не потели и не

трудились. И то, что мы не трудились и не потели, и есть

источник, что земля сбросила нас с себя, планета сбросила.

Россия похоже на ложного генерала, над которым какой-то

ложный поп поет панихиду. "На самом же деле это был беглый ак-

тер из провинциального театра".

Что такое совершилось для падения Царства? Буквально,- оно

пало в буддень. Шла какая-то "середа", ничем не отличаясь от

других. Ни-воскресенья, ни-субботы, ни хотя бы мусульманской

пятницы. Буквально, Бог плюнул и задул свечку. Не хватало про-

визии, и около лавочек образовались хвосты. Да, была оппози-

ция. Да, царь скапризничал. Но когда же на Руси "хватало" че-

го-нибудь без труда еврея и без труда немца? когда же у нас не

было оппозиции? и когда царь не капризничал? О, тоскливая пят-

ница или понедельник, вторник...

Задуло свечку. Да это и не Бог, а... шла пьяная баба,

спотыкнулась и растянулась. Глупо. Мерзко.

Христианство вдруг все позабыли, в один момент,- мужики,

солдаты,- потому что не вспомоществует, что оно не предупреди-

ло ни войны, ни бесхлебницы.

Ты не прошла мимо мира, девушка... о, кротчайшая из крот-

ких ... Ты испуганным и искристым глазком смотрела на него.

Задумчиво смотрела... Любяще смотрела... И запевала

песню... И заплетала в косу ленту...

И сердце стучало. И ты томилась и ждала.

И шли в мире богатые и знатные. И говорили речи. Учили и

учились. И все было так красиво. И ты смотрела на эту красоту.

Ты не была завистлива. И тебе хотелось подойти и пристать к

чему-нибудь.

Твое сердце ко всему приставало. И ты хотела бы петь в

хоре.

Но никто тебя не заметил, и песен твоих не взяли. И вот

ты стоишь у колонны.

Не пойду и я с миром. Не хочу. Я лучше останусь с тобой.

Вот я возьму твои руки и буду стоять.

И когда мир кончится, я все буду стоять с тобою и никогла

не уйду.

Знаешь ли ты, девушка, что это-"мир проходит", а не "мы

прходим". И мир пройдет и прошел уже. А мы с тобой будем вечно

стоять.

Потому что справедливость с нами. А мир воистину неспра-

ведлив.

Но решительно везде, где могут,- стараются жить на счет

друг друга, обманывают, сутенерничают. И думая о счастье-впа-

дают все в большее и большее несчастье. Мы, как и евреи, приз-

ваны к идеям и чувствам, молитве и музыке, но не господству.

Овладели же, к несчастию и к пагубе души и тела, 1/6 частью

суши. И, овладев, в сущности, испортили 1/6 часть суши.

Русские в странном обольщении утверждали, что они "и

восточный, и западный народ",-соединяют "и Европу, и Азию в

себе", не замечая вовсе того, что скорее они и не заппадный, и

не восточный народ, ибо что же они принесли Азии, и какую роль

сыграли в Европе? На Востоке они ободрали и споили бурят, че-

ремесов, киргиз-кайсаков, ободрали Армению и Грузия, запретив

даже(сам слушал обедню) слушать свою православную обедню

по-грузински. О, о, о... Сам слушал, сам слушал в Тифлисе. В

Европе явилось как Герцен и Бакунин и "внесли социализм", ко-

торого "вот именно не хватало Европе". Между Европой и Азией

мы явилось именно "межеумками", т.е именно нигилистами, не по-

нимая ни Европы, ни Азии. Только пьянство, муть и грязь внесли.

Но принесли ли мы семью? добрые начала нравов? Трудоспособ-

ность? Ни-ни-ни. Теперь, Господи, как страшно сказать... Тогда

как мы "и не восточный, и не западный народ", а просто ерун-

да,-ерунда с художеством,-евреи являются на самом деле не

только первенствующим народом Азии, давшим уже не "кое-что", а

весь свет Азии, весь смысл ее, но они гигантскими усилиями,

неутомимой деятельностью становятся мало-помалу и первым наро-

дом Европы.

Посмотрите, встрепинитесь, опомнитесь: несмотря на побои,

как они часто любят русских и жалеют их пороки, и никогда

"по-гоголевски" не издеваются над ними. Над пороком нельзя

смеяться, это-преступно, зверски. И своею и нравственною, и

культурною душою они никогда этого и не делают. Я за всю жизнь

никогда не видел еврея, посмеявшегося над пьяным или над лни-

вым русским. Это что-нибудь значит среди оглушительного хохота

самих русских над своими пороками. Среди наших очаровательных:

"Фон-Визин, Грибоедов, Гоголь, Щедрин, Островский". Среди

"свинства" русских есть, правда, одно дорогое качество-интим-

ность, задушевность. Евреи-то же. И вот этою чертою они ужасно

связываются с русскими. Только русский есть пьяный задушевный

человек, а еврей есть трезвый задушевный человек. Только к од-

ному, к власти, он не чувствует подозрения. Власть всегла доб-

ра, блага, и, собственно, потому, что он ленив и власть обеща-

ет ему его устроить как калеку.

Благотворение, которое везде восполняет недостаток, у

христиан есть нормальное положение. Тут все благотворят "нищую

братию", и какая-то нищета имущества, тел и духа-вот христи-

анство.

В.В.Розанов " Возле "русской идеи" "

Достоевский выразил "святое святых" своей души, указав на

особую внутреннюю миссию России в Европе, в христианстве, а

затем и во всемирной истории: именно "докончить" дом её, стро-

ительство её, как женщина доканчивает холостую квартиру, когда

входит в неё "невестою и женою" домохозяина.

Женщина уступчива и говорит "возьми меня" мужчине, да, но

едва он её "берет", как глубоко весь переменяется."Женишься -

переменишься"-- многодумная вековая поговорка.

...Что это так выходит и в истории, можно видеть из того,

что, например, у "женственных" русских никакого "варяжского

периода","нормандского периода" (мужской элемент) истории, бы-

та, существования не было. Тех, кого "женственная народность"

призвала "володети и княжите над собою",-эти воинственные же-

лезные норманны, придя, точно сами отдали кому-то власть; они

просто "сели" и начали "пировать и охотиться".Переженились,на-

родили детей и стали "Русью"-- русскими, хлебосолами и право-

славными, без памяти своего языка, родины, без памяти своих

обычаев и законов.

...Как будто снаружи и сначала -- "подчинение русских",

но затем сейчас же происходит более внутреннее овладевание

этими самыми подчинителями,всасывание их." Женственное качест-

во "-- налицо: уступчивость, мягкость.Но оно сказываетсяя как

сила, обладание, овладение.Увы, не муж "обладает женою"; это

только кажется так.На самом деле жена "обладает мужем",даже до

поглащения. И не властью,не пзямо, а вот этим таинственным

"безволием", которое чарует "волящего" и грубого и покоряет

его себе, как нежность и миловидность.Что будет "мило" мне,

то, поверьте, станет и "законом" мне.

Русские имеют свойство отдаваться беззаветно чужим влия-

ниям... Иьенно, вот как невеста и жена -- мужу...Но чем эта

"отдача" беззаветнее, чище, бескорыстнее, даже до "убийства

себя", тем таинственным образом она сильнее действует на того

кому была "отдача".За "верную жену" муж сам обратно "умрет" --

это уже закон великодушие и мужества.

..."Русские бы стали на себя не похожи":до такой степени

увлекаться чум-то непременно из Европы есть единственное "по-

хожее на себя" у зусских,у России... Женщина,вечно ищущфя "же-

ничф,главу и мужа"...

...Вера Фигнер перешла в социализм, когда увидела в Каза-

ни оскорбленным админисерацией своего любиьмого учителя.Вот

русский мотив.

Весь русский социализм в идеальной и чистой своей основе,

основе первоначальной,женственен;и есть только расширение

"русской жалости","сострадание л несчасеным,бедным, неимущим".