Смекни!
smekni.com

изготовление ножа (стр. 31 из 69)

Защита от ржавчины (из книги Боравского)

С целью украшения, а также предохранения от ржавчины стальные и железные вещи воронят, т.е. при помощи известных составов сообщают им различные оттенки коричневого цвета. Русское название воронить не совсем подходящее. Гораздо правильнее немецкое и французское названия bruniren, brunir. Обыкновенно для воронения употребляется сурьмяное масло (butyrum antimonii), растертое с оливковым маслом. Этой смесью посредством шерстяной тряпочки натирают поверхность или стальной вещи. Когда через сутки после первого натирания поверхность покроется ржавчиной, ее натирают тем же составом во второй раз, затем в третий, и так до тех пор, пока не получится желаемое окрашивание – от светло до темно-коричневого цвета по числу натираний. Обусловливается это окрашивание отложением на поверхности вещей окиси железа и металлической сурьмы».

Устранение мелких дефектов поверхности при помощи олова

Мелкие дефекты можно затереть оловянным припоем, или, что лучше, чистым оловом. Если забудете, где были точки - вообще не сможете их найти. Никакой обработки не требуется, дно таких каверн обычно достаточно корявое, чтобы удержать металл. Просто возьмите пруток олова и натрите эти места. Если не понравится - выковырните олово некаленым стальным шилом.

Заделка трещин в изделиях из чугуна и стали

Заделка трещин в изделиях из чугуна и стали. Для этого можно воспользоваться следующей технологией. Трещину в детали слегка разделывают (углубляют с помощью шабера или другого инструмента) и тщательно обезжиривают. Составляют "замазку", смешивая окись меди в порошке и ортофосфорную кислоту в пропорции 1,5:1 (по массе). Применяют "замазку" сразу же после смешивания - срок ее жизни несколько минут. На основе этой "замазки" делают различный доводочный алмазный инструмент. На нужный по конфигурации- абразивный камень тщательно обезжиренный наносят рабочий слой, состоящий из следующих компонентов (% по массе):

- порошок окиси меди - 25-35,

- алмазный порошок - 2-4,

- остальное - ортофосфорная кислота.

Слой тщательно выравнивают и сушат не менее трех суток

ОКРАСКА И ВОРОНЕНИЕ КЛИНКОВ

Клинки должны быть очищены от всяких пятен до полной белизны, сначала наждачной бумагой N00, затем самой тонкой N0000, или же пробкой, намоченной маслом и посыпанной наждачной пылью, или так называемой "стальной шерстью".

Для отполирования затем вытирают клинки, обсыпают сухим мельчайшим наждаком, а еще лучше "венской известью", и трут мягкой суконкой. Очистив и отполировав поверхности клинков, надо снять с них малейшие следы жира (например, от случайного прикосновения даже сухой рукой). Для этого надо клинки вымыть мылом, а затем крепким раствором поташа (углекислый калий) или же слабым раствором едкого натра или просто золы, затем отмыть в нескольких водах и насухо вытереть сухой тряпочкой или чистой паклей.

Очистить от следов жира можно, тщательно протирая мокрой тряпкой с просеянной древесной золой или мелом, обварив затем кипятком и вытерев сухой, чистой тряпкой.

Для некоторых способов окраски надо еще приготовить ванну такой длины, чтобы клинки свободно входили, по ширине достаточно просторную, см 12 - 13, и глубиной около 11 см. Сделать ее можно из железа, жести, цинка, даже просто из досок, только густо залить швы растопленной черной смолой, канифолью или воском. Лучше всего клинки располагать на крепких бечевках, привязанных за деревянные палки так, чтобы они висели в ванне, не касаясь стен и дна ее.

Во многих случаях наведенный при окраске на клинки слой окиси надо счищать до наведения ровного однородного глянца металлической щеткой. Сделать ее можно так. Взять самой тонкой ("вязательной") железной проволоки, нарезав кусками по 7 см, сложить куски в пачку толщиной, примерно, в мизинец, крепко перевязать посредине бечевкой в несколько оборотов, подравняв один из концов пучка проволок (слегка постукивая по концам молотком). Полученную плоскую вершинную площадку еще притирают самым мелким подпилком или оселком. Можно также применять мелкие щетки, служащие для очистки напильников.

Щеткой трут клинки, не царапая их, но гладя щеткой в одном направлении, так сказать, "по шерсти", нигде не оставляя непротертых матовых мест.

1. Окраска в голубой цвет (Тогакурэ-рю). Растворить в горячей воде в одном сосуде 0,5% хлорного железа (ferrum chioratum purum), а в другом 0,5 % красной кровяной соли, т.е. на одну водочную бутылку - 3 грамма (kalium femcyanatum); смешав два равные объема этих растворов в ванне, погружают туда клинки и держат до желаемого цвета. Вынув, обмывают клинки холодной водой, не трогая металла руками, дают высохнуть и, немного нагрев, осторожно протирают вареным маслом (олифой) на мягкой холщовой тряпочке, но не жирно, и оставляют просохнуть несколько дней.

2. Окраска в сине-черный цвет (Синсю-рю). Растворяют медный купорос (синий) (cuprum sulfuricum) до отказа в воде и на каждый стакан раствора прибавляют по каплям 5-6 капель серной кислоты (acidum sulfuricum). Погружают в эту ванну клинки, пока они не получат цвета красной меди. Тогда их ополаскивают водой, и если это дамасские клинки, то погружают в 10-процентный раствор нашатырного спирта (liguor ammonium causticum) в воде, пока узор Дамаска не станет яснее: тогда клинки вынимают и ополаскивают водой. Далее, в горячей воде растворяют до отказа гипосульфит (серноватисто-кислый натр - natrum hyposulfurosum), примерно 200 г на каждый стакан; раствор пропускается через воронку с фильтровальной бумагой или с гигроскопической (аптекарской) ватой. В ванну еще до налитая этого раствора подвешиваются клинки, не прикасающиеся ни к стенкам, ни ко дну ванны. В раствор же, слитый в каком-нибудь сосуде, вливают соляной или хлоро-водородной кислоты (adicum muriaticum или adicum hidrochloricum) 2 процента по объему, или 1/4 стакана кислоты на 12 1/2 стаканов раствора. При размешивании с кислотой раствор помутнеет и пожелтеет, и тогда в него, в горячий, погружают клинки. Секунд через 5 вынуть клинки, облить холодной водой и посмотреть, не начала ли показываться окраска. Если показалась, то клинки опять погружают в ванну на полминуты - не более, и опять вынимают, обливают холодной водой и смотрят. Когда таким образом окраска окажется доведенной до желаемой черноты, то клинки осторожно, не касаясь руками, промывают в холодной воде. Затем выливают из ванны использованный раствор гипосульфита (он может пригодиться еще раз, но с добавлением снова соляной кислоты), моют ванну и наливают туда раствор калийных квасцов (alumen kalium pulvis) в воде: на каждые 5 стаканов воды полстакана порошка квасцов.

В этом растворе помещают клинки на 12 часов, затем обмывают холодной водой, дают высохнуть и, немного нагрев, осторожно протирают вареным маслом (олифой) на мягкой холщовой тряпочке, но не жирно, и, подвесив свободно, дают сохнуть дней до шести.

3. Окраска в серый цвет (Негоро-рю). Производится как только что описано выше, но раствор гипосульфита берется более слабый, 200 г (1/2 фунта) на 3 1/2 стакана воды, и применяется не в горячем, а в холодном состоянии.

4. Окраска в буровато-черный цвет (Мацумото-рю). В сорока частях воды растворяют две части хлористого железа (ferrum chloratum purum), 2 части хлористой сурьмы и 1 часть галловой (чернильноорешковой) кислоты (acidum gallicum). Этот раствор кусочком губки или полотна наносят на клинки, стараясь не пропускать частей поверхности без покрытия (не и не покрывать два раза) и не давать стекающих капель, а покрывать вдоль клинков ровно и однообразно, равномерно. Повторяют покрытие несколько раз до желаемого оттенка, промывают водой, просушивают и протирают олифой.

5. Окраска в черный цвет (все школы). В полстакана скипидара (терпентинное масло) по каплям вливают концентрированную серную кислоту, каждый раз хорошенько размешивая стеклянной палочкой или трубочкой; при этом на дне оседает черная масса. По временам приливают в стакан немного свежего скипидара. Когда получится с 1/4 стакана черного осадка, то стакан оставляют на несколько часов, чтобы в покое осадок отстоялся поплотнее. Затем весь скипидар с осадка осторожно сливают, наливают вместо него воды, в которой стеклянной палочкой размешивают осадок, и затем опять дают ему отстояться, а воду осторожно сливают. Такое промывание осадка чистой водой повторяют раз по 12- 15, пробуя, вся ли кислота обмыта (если опущенная в воду полоска лакмусовой бумаги из лиловато-розовой станет чисто-розовой, значит, следы кислоты еще не отмыты). Когда кислота отмыта, переливают осадок на чистую, тонкую полотняную тряпочку и отцеживают сквозь нее воду. Затем осадок наносят на клинки, лучше всего плотной щетинной щеткой около 2,5 см шириной, как можно равномернее. Если по густоте осадок ложится неровно, надо прибавить немножко скипидара и тщательно размешать его с осадком, если же осадок слишком жидок и стекает с клинка, нужно осадок выпарить над спиртовой лампочкой. Хорошо сделанный осадок кроет клинки ровным, просвечивающим, темнокоричневым слоем. Обмазав клинки, надо их нагреть, равномерно, правильно и медленно поворачивая над огнем. По мере нагревания коричневый цвет заменяется черным, более матовым. Когда чернота легла равномерно, дают клинкам медленно остыть, и пока они все-таки еще теплы, их протирают тряпочкой с небольшим количеством олифы и дают просохнуть несколько дней.

6. Окраска в черный цвет (все школы). В горячей профильтрованной воде растворить серную печень (сернистый калий, kaliurn sulfuratum ad balneum) no 410 г на каждую бутылку воды. Затем приливают на каждую бутылку полученного раствора по одной чайной ложке соляной кислоты. В ванне с этим раствором подвешивают клинки так, чтобы они были на 2,5 - 4,5 см ниже поверхности раствора и чтобы во время хода окрашивания их можно было медленно поворачивать во все стороны (например, укрепив к потолку или к верхнему косяку окна две веревки с кольцами). Получив желаемую окраску, клинки промывают водой нагревают кипятком и протирают олифой, как уже сказано выше.