Смекни!
smekni.com

изготовление ножа (стр. 32 из 69)

7. Окраска в темно-шоколадный с синеватым отливом цвет (Кюсин-рю). На 20 частей по весу перегнанной воды берут 2,5 части железного купороса (зеленого) и 0,5 части полуторахлористого железа. Раствор этот (его можно и сохранять) берут куском гигроскопической ваты, более или менее плотно свернутым, и ровным, одноообразным слоем наносят вдоль клинков, затем ставят (лучше подвешивают) на 1 час в сухое место, затем на 24 часа в очень сырое (погреб). Затем металлической щеткой хорошенько, но осторожно счищают поверхность, не оставляя нигде непротертого матового места; обваривают кипятком, насухо вытирают сухой чистой тряпкой; второй раз точно так же покрывают клинки тем же раствором и все проделывают раз 10 - 12 точно тем же порядком, с выдержкой в погребе.

8. Окраска в темно-синий цвет (Котто-рю). Поступают во всем, как указано выше для темно-шоколадного цвета, но затем, не натирая клинки олифой, приготовляют такой раствор: на 1,8 литра воды берут 38,4 г кампешевого экстракта и 0,2 г железного купороса, размешивают этот раствор деревянной щеточкой в ванне, нагревают (хотя бы на плите) до кипения и подвешивают в ванне клинки, продолжая кипятить, на 10 минут. Затем, вынув, протирают клинки сухой тряпкой, втирают олифой и сушат.

9. Окраска в каштаново-бурый цвет (Кого-рю). Нагревают в фарфоровом сосуде 16 капель азотной кислоты (осторожно, так как испарения крайне вредны и для дыхания, и для глаз), прибавляют 32 капли сурьмяного масла (трех хлористая сурьма, butyrum antimonii) и 16 капель оливкового масла и слегка кипятят смесь до полного соединения. Нагретые клинки покрывают смесью с уже указанной в других рецептах осторожностью и равномерностью и оставляют висеть 12 часов, протирая затем, как уже объяснено выше, металлической щеткой, натирают тряпкой, намоченной костяным маслом.

10. Окраска в коричневый цвет (Кайдзи-рю). Смешивают 4,3 г слегка подслащенного сахаром "селитряного спирта" (азотная кислота), 3,1 г раствора сернокислой окиси железа, 3,1 г сурьмяного масла (треххлористая сурьма) и 4,3 г сернокислой меди. Эту смесь в плотно закупоренной склянке ставят на 24 часа в теплое (не горячее) место. После того подливают 102,4 г дистиллированной (ил и дождевой профильтрованной) воды и хранят до употребления. Губкой или ваткой (аптекарской) этим составом равномерно покрывают клинки и помещают их на 24 часа в теплое место. Получившийся тонкий налет ржавчины счищается осторожно металлической щеткой до получения ровного цвета и глянца. Затем опять наносится красящая жидкость, и вся операция повторяется тем же порядком во второй раз, а затем и в третий, только в третий раз клинки не скоблят металлической щеткой, а лощат кожей, намоченной в деревянной масле, до получения желаемого глянца; затем в течение 12 часов сушат и снова лощат кожей с деревянным маслом.

11. Окраска в темно-вишневый цвет (Хатуро-рю). В прочной стеклянной посуде приготовляется один из двух указанных ниже составов. Смешивают 410 г перегнанной (или процеженной дождевой или кипяченой речной) воды, 8,54 газетной кислоты, 5,15 г соляной кислоты, 8,54 г дву-треххлористого железа (стальная тинктура, liduor ferrum sesquichloratum) и по 10,67 г медного (синего) и черного железного купороса. Или 770 г такой же воды, 25,6 г железных опилок, 12,8 г стальной тинктуры, 51,2 г соляной кислоты и 64 г "царской водки". Плотно закрыв пробкой, оставляют в теплом месте недели 3 и более, после чего состав готов и употреблению. Состав имеет грязно-оливковый цвет и при покое дает темно-ржавый осадок. При употреблении состав взбалтывается и сначала пробуется на железной пластинке. Если за сутки в теплом месте образуется на смазанной пластинке слой ржавчины толще одной "точки" (1/4 мм), то состав нужно слегка разбавить водой. Клинки тщательно и ровно покрывают составом и помещают на сутки в теплое место. Полученный слой ржавчины осторожно полируется металлической щеткой до получения ровного цвета и глянца, затем их снова покрывают составом и все повторяют в прежнем порядке от 4 до 12 раз, т.е. пока не получат желаемого оттенка или пока состав не перестанет оржавлять клинки. Окончив окраску, клинки лощат кожей, намоченной в деревянном масле.

12. Окраска в бронзово-коричневый цвет (Ёсицунэ-рю). За неимением графитового тигля в прочном глиняном обожженном сосуде, в крайнем случае чугунном, расплавить обыкновенную черенковую серу (sulfur) на медленном огне, имея наготове мокрую тряпку или хорошо приходящуюся крышку и наблюдая, чтобы сера не вспыхнула. В расплавленную серу примешивают 1/10 часть по весу ламповой сажи и тщательно размешивают. Нагревают хорошенько металлическую или глиняную ванну и выливают туда жидкую смесь. Погружают туда клинки и каждые 2 - 3 минуты вынимают посмотреть, как окрашивается. Можно вместо серы взять 3,25 - 3,5 кг обыкновенной селитры (natrum nitricum purissimum) и по расплавлении примешать к ней мельчайшего порошка перекиси марганца, 1 весовую часть на 8 частей селитры, тщательно размешивая, согревать, пока брошенные в смесь деревянные опилки не станут загораться. Тогда смесь выливают в горячую ванну, погружают в нее клинки, поворачивая их в смеси и вынимая посмотреть, до получения желаемой густоты окраски. Так как селитра горюча, то предосторожности те же, что и с серой. Затем клинки обмывают и в теплом состоянии полируют кожей с маслом.

13. Окраска в черный цвет (все школы). Как и в других случаях, клинки тщательно очищают и обезжиривают (хотя бы раствором извести в воде, разведенным до густоты хороших сливок). В глиняной чаше смешивают: 30 г воды, 10 г сулемы и 10 г бертолетовой соли и смесь эту согревают, ставя глиняную чашку в горячую воду. Затем нагревают клинки, либо погружая их на время в корыто с горячей водой, либо поливая кипятком. Заранее прикрепляют к деревянной палочке (булавками, бечевкой или просто зажимом в расщеп палочки) кусочек губки или фланелевую (отнюдь не шерстяную) тряпочку. В нагретом составе мочат эту губку или тряпочку, отжимают несколько и затем намазывают нагретые клинки составом осторожно и слегка, чтобы не было потеков и капель. Намазав сплошь равномерно, опускают клинки на 7.- 10 минут в кипяток, вынимают и дают высохнуть, держа в отвесном положении. Как только высохнут, клинки натирают до блеска полотняной или бумажной (не шерстяной) тряпочкой и опять наносят на них состав, конечно, подогрев их снова, если они остыли, -равно как не дают остывать составу. И опять повторяют все, как сказано выше. Повторив эту операцию раз 5-12, пока не получится желаемой густоты оттенка, хорошенько отмывают клинки кипятком, затем протирают слегка и ровно сухой тряпочкой до блеска и, не давая им остынуть, обильно покрывают их льняным маслом на шерстяной тряпочке, водя ее по клинкам вдоль их длины и с очень легким нажимом, чтобы не стереть еще, неокрепшей краски; наконец, высушивают.

14. Окраска в коричневый цвет (Дзёсю-рю). Подготовка клинков и красящий состав такие же, как только что описано. Сухие клинки также осторожно покрывают составом и оставляют на 1 час, затем осторожно вытирают ватой или тряпочкой (не шерстяной) и кладут на полминуты в кипяток. Затем обсохшие клинки опять покрывают составом и повторяют все это в том же порядке до получения желаемого оттенка, иногда до 12 раз. После того кипятят клинки в воде минут 10 - 15, слегка обтирают, дают высохнуть и еще теплые натирают маслом. При этом получается коричневый цвет, хороший для дамасских клинков.

15. Воронение (все школы). Уголь толчется в порошок и просеивается сквозь сито. Порошок этот насыпаегся в не паяную, а клепаную жестянку или иной металлический ящик и нагревается на плите или угольях до тех пор, пока при помешивании порошка в нем не начнут пробегать искры. Тогда в него кладут хорошо очищенные клинки. Они должны быть совершенно погружены в порошок и покрыты им, но не касаться дна и стенок ящика. После 10 - 15 минут нагревания клинки вынимаются, несколько остужаются, обтираются сухой паклей и снова так же кладутся в угольный порошок для нагревания. Все это в том же порядке повторяется раз 5-6, пока клинки не почернеют достаточно. Тогда, дав им несколько остыть, еще теплые смазывают деревянным маслом. В результате на поверхности клинка образуется слой оксидов железа толщиной 5 - 10 мкм.

16. Хромирование (все школы) - это диффузное насыщение хромом поверхностных слоев клинка из внешней среды при высокой температуре. В современных условиях применяются различные способы хромирования (металлизации): электролитический, химический, газоплазменный (напыление), плакированием, осаждением химических соединений из газовой фазы, электофорезом, вакуумным взрывом, лазерный, плазменный, погружением в расплав и другие. Об этих способах можно прочитать в любом учебнике по металловедению, и мы не будем на них останавливаться, так как объем книги не позволяет сделать этого.

17. Я травлю йодом. Не помню, писал или нет. Беру лак быстросохнущий, покрываю все лезвие, поскольку иначе йод затекает и остаются разводы. Прорезаю-процарапываю рисунок острой иглой или резцом, лак до поверхности металла, и затем часа три процедура - обычный аптечный раствор йода на спирту капаю из пипетки на рисунок, слежу. чтоб не растеклася. Ваткой промокаю. Раствор начинает светлеть (йод реагирует с металлом), тогда промокаю ваткой и капаю по новой. Время... не могу сказать, от двадцати минут до трех часов. Сначала советую поэкспериментировать на ненужных кусках металла. Получается рисунок - следы подобных опытов видно на моих фотках, где нож с рыбной рукояткой.

18. Купи лучше на радиорынке\ магазине хлорного железа - дешево и сердито, и не хуже по качеству. А, главное, безопасно.

Растворяешь чайную/столовую ложку в воде (чтоб клинок весь поместился), обезжириваешь тщательно клинок (щеткой со стиральным порошком, например, потом тщательно промыть водой), и опускаешь в раствор. Через 2-3 секунды вынимаешь и оцениваешь результат. Опять опускаешь, и так до нужной степени. Концентрация не принципиальна, зависит и от стали.