Смекни!
smekni.com

изготовление ножа (стр. 36 из 69)

Обычно современные ножи не слишком много внимания уделяют удобству рукоятей. В этом смысле традиционные ножи гораздо более продуманны - неудобные ножи не выдерживают испытания временем и не становятся традиционными. Самыми удобными ножами я бы назвал норвежские от Helle - а именно, Fjellkniven. Его просто приятно подержать в руке.


Fjellkniven производства Helle

Кроме передачи усилия на лезвие рукоять также позволяет нож контролировать в движении еще до соприкосновения с целью. Это больше относится к боевым ножам - в рукопашной важно донести нож до цели с максимальной силой, при этом, чем больше возможных направлений ударов и зон поражения, тем лучше.
То есть чем лучше рукоять позволяет манипулировать ножом, тем больше сфера поражения, тем больше эффективность применения ножа. Кроме того ножами иногда рубят - здесь важно иметь возможность свободно удерживать нож, что бы не замедлять движение и удерживать в задней точке рукояти, что бы
использовать весь вес ножа для хорошего удара.

Лучшую рукоять для серийных ножей делает KaBar у ножей своего традиционного дизайна. Рукоять слегка утолщена в середине и имеет приличные ограничители как спереди так и сзади. Однако поперечные бороздки врезаются в кожу если колоть со всей силы твердую мишень - возможно правда что у меня рука недостаточно велика.


Боевой нож морской пехоты США Ka-Bar D2 производства Ka-Bar.

Толщина

Я провел несколько экспериментов с толщиной рукоятей. И в результате пришел к следующим результатам. Я обратил внимание, что комфортное ощущение возникает и в случае толстой и в случае тонкой рукоятей - главное что бы геометрия рукояти соответствовало внутренней области зажатой ладони, при этом ладонь может быть зажата больше или меньше соответственно рукоять может быть
толще или тоньше, все равно ощущение комфортности будет и в том и в этом случае.
Насколько толста должна быть рукоять наверно определяется усилием, которое предполагается передавать на лезвие. Мне кажется чем больше усилие, тем толще должна быть рукоять - больше площадь контакта с мягкими тканями, меньше среднее давление на поверхность ладони, меньше дискомфорта ощущения в коже и мягких тканях. С другой стороны, интенсивное манипулирование ножом с толстой рукоятью не удобно. Пример рубка хвороста и чистка картошки. В первом
случае речь идет о приложении большой силы и аккуратность не важна, во втором случае надо аккуратно счищать кожуру тонким слоем. В первом случае тонкая рукоять намнет ладонь, во втором случае толстая рукоять не позволит должным образом манипулировать ножом.

"Идеальная" рукоять

Я экспериментировал с формой рукояти и кажется нашел лучший вариант по крайней мере для себя самого. Материал рукояти - твердое дерево, хорошо отшкуренное, пропитанное олифой и отполированное. Этот материал приятен на ощупь и не скользкий - я пробовал полимерное покрытие (эпоксидку), но мне кажется рукоять получилась немного скользкой. Форму я изобрел самостоятельно в результате экспериментирования.


Cамодельный нож "Шубункун"

Форма рукояти ориентирована на анатомию ладони, с ограничителем для указательного пальца и сильно выпуклым "животом", который то же играет роль ограничителя для остальных пальцев, но не фиксирует их слишком жестко. Особо важны с моей точки зрения передний и задний ограничители, которые значительно увеличивают контролируемость ножа. Оба заметно шире самой рукояти, то препятствуют соскальзыванию ладони с рукояти в двух измерениях. В результате увеличивается количество
возможных ударов, становятся доступны новые векторы, направления и хваты. Толщина рукояти порядка 30 мм. и имеет бутылочную форму слегка сужаясь к началу (бутылка скорее молочная с широким горлышком).

Нож сидит в руке как влитой - не хочется выпускать, приятный на ощупь и надежно защищает руку от соскальзывания на острие.

Рукоятки и ножи

Изучая витрины оружейных магазинов или листая каталоги солидных торговых фирм, обращаешь внимание, что не только клинки, но и рукоятки ножей бывают весьма разнообразными. В их форме нашли отражение национальные традиции и уклад жизни людей (как, например,

Рис.1.Выемка на рукоятке позволяет прочнее удерживать нож

в ножах северных народов); а со временем формы, придуманные дизайнерами в угоду изменчивой моде, приобрели причудливые очертания. Наиболее удобна рукоятка, позволяющая удерживать нож, достаточно точно фиксируя положение лезвия, и при этом прилагать значительные усилия в различных направлениях. Отсюда следует, что она должна быть довольно крупной, сравнительно прямой, а в сечении — овальной или слегка ребристой. Но иногда этим же ножом требуется выполнять и «тонкую» работу, не требующую приложения больших усилий — в этом случае рукоять больших размеров может оказаться недостаточно удобной. С другой стороны, у разных людей и ладони разные, значит, и понятие «удобная рукоятка» сугубо индивидуально.

По аналогии с прикладистостью ружья можно говорить о некоей «прикладистости» ножа, когда комплекс геометрических и массовых параметров рукоятки,

Рис.2.Такие рукоятки подойдут не под всякую руку

клинка и ножа в целом (их формы, пропорции, размеры, масса, баланс) наиболее полно соответствуют конкретному виду работы, выполняемой конкретным охотником. Прямая рукоятка, расположенная соосно центральной линии клинка, — наиболее универсальная, но, принимая во внимание, что большинство работ выполняется с наклоном лезвия (режущей кромки) ножа относительно локтевого участка руки (и, соответственно, сжатой ладони), удобней все же оказывается фасонная рукоятка, которая фактически и используется в ножах различных типов. Переменный профиль рукоятки способствует более прочной фиксации ножа в руке; для этого же предназначена неглубокая выемка (рис. 1) на брюшке прямой или слегка изогнутой рукоятки около пяты клинка. Такая рукоятка оказывается достаточно удобной и при других, отличных от описанного выше, положениях клинка относительно ладони.

Традиционная форма и материал рукояток европейских ножей (олений рог)

В любом случае наличие даже на совершенно прямой, как у молотка, рукоятке пологих выступа или впадины позволяет ладони ощущать положение ножа в руке и крепче его удерживать. Этого не скажешь о рукоятке со впадинами для 3–4 пальцев и резко выступающими шипами (рис. 2), которая удобна только для зафиксированного в одном положении лезвия и к тому же только в ладони определенного размера. Правда, такая рукоятка привлекает необычной формой и выглядит довольно «круто».

Для удобства удержания инструмента (оружия) и для предохранения от пореза при возможном соскальзывании ладони на лезвие в охотничьем ноже между рукояткой и клинком устраивают более или менее выраженный упор (рис. 3). Этот упор может быть двусторонним, т.е. выполненным в виде крестовины, или же располагаться только со стороны лезвия. Иногда он может представлять собой отдельную деталь, в других случаях является частью клинка или оковки или же просто более или менее выраженным выступом на рукоятке. В последнее время упорами-ограничителями снабжают даже финские ножи, чего никогда не встречалось в традиционных образцах.

Удобство рукояток скиннеров современного дизайна вызывает сомнение

Конец рукоятки часто выполняют с выступом или расширением со стороны «брюшка» (рис. 4а), предназначенным для упора ладони в момент приложения усилия, направленного в противоположную от острия сторону (например, во время строгания).

Также большое значение имеет положение средней линии рукоятки относительно средней линии клинка. Представим себе простую прямую рукоятку, ось симметрии которой у обычного ножа находится выше режущей кромки (если сам нож расположить горизонтально лезвием вниз). Случается, что при приложении значительного усилия, направленного не точно в плоскости клинка, лезвие стремится «рыскнуть» в сторону из-за появления боковой составляющей силы, приложенной в точке контакта кромки лезвия с поверхностью обрабатываемого предмета. Если такое усилие невелико, то это явление компенсирует инстинктивное сжимание рукоятки, которое позволяет контролировать положение лезвия, особенно когда рукоятка в сечении овальная или граненая. Круглые рукоятки, прежде

Современный набор из двух ножей

всего металлические с гладкой или мелкорельефной поверхностью, столь любимые дизайнерами ножей для выживания, совершенно непригодны для выполнения «тонких» работ, даже невзирая на использующуюся накатку — рука совершенно не ощущает положение лезвия. Чтобы лучше осознать это явление, попробуйте построгать кухонным секачем, в котором лезвие сильно опущено относительно рукоятки. И наоборот, чем выше расположена режущая кромка по отношению к средней линии рукоятки, тем устойчивее нож «сидит» в руке при строгании — в этом случае образуется боковая сила, способствующая самоориентации лезвия по направлению реза (подобным образом «работают», например, струг, серп, садовый нож, ятаган, сабля, японские мечи и танто). Лишь некоторые фирмы и мастера-штучники при разработке формы своих ножей учитывают все эти факторы, но тогда их внешний вид зачастую не соответствует нашим представлениям об эстетичности холодного оружия т.к. мы привыкли считать «красивым» нож с прямой или слегка наклоненной вперед (в сторону лезвия) рукояткой. Такая форма рукояти достаточно удобна в холодном оружии, предназначенном, главным образом, для нанесения колющих ударов, да и при использовании в качестве инструмента выглядит как-то «привычнее».