Смекни!
smekni.com

Дифференциальная психология и структура индивидуальности (стр. 4 из 14)

Эта гипотеза опирается на предположение о наличии прямой связи между высокой реактивностью, возбудимостью, чувствительностью корковой клетки и низким пределом ее работоспособности: чем выше реактивность, возбудимость корковой клетки, тем ниже предел ее работоспособности. При повышенной возбудимости корковых клеток понижается предел их работоспособности.

Что касается уравновешенности по силе нервной системы относительно возбуждения, т. е. соотношения двух видов выносливости нервных клеток, то первоначально было принято считать, что изменения силы от индивида к индивиду и по возбуждению и по торможению происходят параллельно: если нервная система сильна или слаба по отношению к возбуждению, то она соответственно сильна или слаба и по отношению к торможению. Это и есть тот тип связи, который, очевидно, должен при статистическом измерении давать высокую положительную корреляцию. Этот тип связи означает также, что «неуравновешенности» по силе как таковой фактически не существует: у всех индивидов наблюдается уравновешенность в собственном смысле этого слова. Однако в целом ряде наблюдений, описанных в литературе, этот принцип связи совершенно явно не выдерживается, что было отмечено самим И.П. Павловым.

У отдельных животных были зарегистрированы настолько значительные различия по «абсолютной» силе, что даже при всей трудности сравнения индикаторов «возбудительной» и «тормозной» силы эти различия не могли остаться незамеченными.

Наличие случаев неуравновешенности по силе в смысле выносливости, работоспособности, очевидно, полностью опровергает мнение о существовании положительной связи между силовыми параметрами, характеризующими оба нервных процесса.

Подытоживая имеющиеся материалы о соотношении двух видов нервной работоспособности, Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын сделали заключение о самостоятельности и независимости свойств нервной системы, характеризующих выносливость нервных клеток относительно возбудительного и относительно тормозного процессов. Баланс нервных процессов по свойству силы есть, таким образом, вариативный параметр, требующий для своего определения предварительного измерения обоих видовнервной выносливости.

Согласно общераспространенному взгляду, слабость, так же как и инертность нервной системы, являются, во всяком случае, неблагоприятными условиями для высшей нервной деятельности. Если и признается, что при любом типе нервной системы можно добиться высоких результатов, то предполагается при этом, что слабому типу это сделать труднее, чем сильному.

Такая точка зрения остается непререкаемой, пока слабость понимается лишь как отрицательное понятие, как отсутствие или недостаток того, что называется силой.

Понадобился глубокий теоретический анализ проблемы «оценочного» подхода, чтобы разрушить прочно односторонние представления о свойствах нервной системы как параметрах, имеющих на одном из полюсов отрицательное содержание, и утвердить такое понимание каждого из свойств, которое признает существование на каждом из полюсов своеобразного сочетания и положительных и отрицательных с биологической точки зрения сторон. Этот анализ, проведенный Б.М. Тепловым (1953, 1956) вылился в формулирование двух гипотез, имеющих важнейшее теоретическое значение не только для дифференциальной, но и для общей психофизиологии. Одна из них гипотеза о положительной связи между слабостью нервной системы и абсолютной чувствительностью.

Согласно этой гипотезе, слабая нервная система характеризуется не только отрицательным свойством - низким пределом работоспособности, но и положительным свойством - высокой реактивностью, в частности, высокой чувствительностью. [28, с. 86]

При таком подходе отпадает понимание слабости нервной системы, как свойство чисто отрицательного. Понятие слабости получает вполне определенное положительное содержание: слабая нервная система - это нервная система высокой чувствительности. Становится невозможным рассматривать слабую нервную систему как «плохую» нервную систему. Если с биологической точки зрения слабую нервную систему и можно будет рассматривать как менее «выгодную», если с точки зрения медицинской слабая нервная система и останется более «опасной» - легче возникают «срывы», расстройства высшей нервной деятельности, - то с точки зрения психологической и педагогической слабая нервная система должна будет рассматриваться как система другого «типа», а не другого уровня совершенства по сравнению с сильной. Основное не в том, что при сильной нервной системе легко разрешаются любые задачи, а в том, что сильная нервная система лучше разрешает одни задачи, а слабая - другие, в том, что к разрешению одной и той же задачи слабая и сильная нервная система должны идти разными способами.

Очевидно, что концепция, рассматривающая каждый из полюсов свойств нервной системы как синтез и положительных и отрицательных сторон, более подходит для толкования целого ряда фактов биологического и социально - психологического характера. На основе этой концепции лучше можно объяснить, например, факт самого сохранения особей с «плохими» качествами (слабых) в ходе биологической эволюции, - факт, отмеченный многими авторами, но едва ли объяснимый с позиции «оценочного» подхода. Эта концепция создает также более плодотворную и оптимистическую основу для решения вопросов психолого - педагогического характера, так как она решительно отвергает мнение о невозможности высоких социальных и творческих достижений у лиц с «отрицательными» проявлениями свойств нервной системы. Даже клинические аспекты проблемы свойств нервной системы выглядят в свете этой концепции по-иному: хотя с медицинской точки зрения слабость является отрицательным качеством, не исключено, что изучение заложенных в этих полюсах физиологически положительных моментов может способствовать изысканию новых форм индивидуального терапевтического подхода, основанного на их учете. [22, с. 32]

Изучение проблемы типов высшей нервной деятельности дает возможность говорить о том, что при любом типе возможно развить все общественно - необходимые свойства личности. Однако конкретные способы развития этих свойств существенно зависят от черт типа. Поэтому черты типа - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению, к формированию характера и всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Б.М.Теплов считал, что основные свойства нервной системы (в том числе сила) - это не черты, а признаки поведения или характера человека. Их нельзя непосредственно «наблюдать». Их нужно открывать путем специального исследования. То, что мы можем непосредственно наблюдать – «образ поведения» - это сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой. [39, с. 288]

Сила является свойством нервной системы, а не свойством личности. Это физиологическое, а не психологическое понятие. Это однозначно в физиологическом плане, но многозначно в плане психологическом. Это значит, что при наличии сильной (или слабой) нервной системы в ходе развития при разных условиях жизни и воспитания могут возникнуть разные психологические черты личности.

И все же это понятие имеет очень существенное объяснительное значение в психологии личности, точнее - в вопросах индивидуально - психологических различий личности. Внешние воздействия на человека всегда действуют через внутренние условия, они всегда опосредствованы этими внутренними условиями. Природные свойства нервной системы составляют важнейший компонент этих внутренних условий.

Свойства нервной системы рассматриваются Б. М. Тепловым как «природные свойства», но не обязательно как свойства наследственные: они могут быть результатом внутриутробного развития, а также условий развития в первый период жизни.

По данным А.П. Крючковой и И.М. Островской (1957), к концу первого года жизни ребенка сила нервной системы ребенка увеличивается. У дошкольников имеется слабая нервная система, которая тем слабее, чем меньше возраст детей. Таким образом, уже из этих данных следует, что чем старше возраст детей, тем сильнее становится их нервная система. Исследования А.М. Сухаревой (1972) показывают, что от 7 до 16-17 лет количество учащихся, имеющих слабую нервную систему, уменьшается, а количество лиц, имеющих сильную и среднюю нервную систему, увеличивается. Эта закономерность выражена как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко. В возрасте 18-25 лет происходит некоторая стабилизация числа лиц с сильной и слабой нервной системой. При этом исчезает и разница между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой. [11, с. 129]

К настоящему времени накоплен огромный фактический материал о связи свойства силы - слабости нервной системы с целым рядом психологических проявлений.

Влияние силы нервной системы (относительно возбуждения) можно предполагать в некоторых параметрах ориентировочной реакции. Это влияние экспериментально показано при изучении индивидуальных различий в направлении сенсорных ориентировочных реакций, и его можно также с определенностью предполагать в величине порога ориентировочной реакции. Поскольку сильная нервная система обладает менее высокой чувствительностью, зависимость между силой и величиной ориентировки должна быть обратной: индивиды со слабой нервной системой должны обладать более выраженной ориентировочной реакцией, особенно при использовании раздражителей слабой и средней интенсивности, которые в случае систем разной чувствительности обеспечат наибольшие различия в физиологическом эффекте. Возможно, это и является одной из причин более высокой ориентировочной активности «неугасимого» ориентировочного рефлекса у некоторых особей слабого типа нервной системы - но, вероятно, только одной из причин, причем не самой существенной.