Смекни!
smekni.com

Полет над людьми психушки, Гарифуллин Р.Р. (стр. 21 из 60)

Вера в своё величие у Артура была особой , неявной , замаскированной . Она была манией юродивого , но эрудированного изгоя , выглядевшая одновременно уродством и ложной святостью . Поэтому внешне при неглубоком общении Артур производил впечатление до предела культурного и скромного человека . Всё это позволяло другим гнать его как юродивого, как странного типа , или наоборот , брать под собственный колпак и даже использовать , но лишь до некоторого времени . Артур гордился тем , что его отовсюду гонят , поэтому с каким-то превосходством он сообщал своим близким , что является изгоем общества . Он был необычным изгоем - изгоем соединяющим в себе трусливость к решительным действиям и творчеству с верой в своё величие . Стоило кому -то вызвать в нём раздражение , как он с помощью изощрённых речевых оборотов , мог нахамить , причём не напрямую , но собеседник догадывался на кого направлены его слова . Это пожалуй было единственным , что он делал по настоящему гениально . Особое раздражение в нём вызывали люди , имеющие достаток . Сытость и слащавость некоторых его знакомых , которых как он считал на порядок ниже по сравнению с ним , вызывала в нём желание борьбы и он боролся с ними как Дон Кихот с ветряными мельницами , как с классом эксплуататоров - шёл в шахматный кружок , выбирал самого сытого и преуспевающего , но слабо играющего любителя шахмат и устраивал разгром и интеллектуальное унижение настолько мастерски , что противник уходил оскорблённым и долгое время не появлялся в шахматном клубе .

Кроме того , особое раздражение в нём вызывали люди , занимающиеся творчеством , но не имеющие той большой эрудиции, которой обладал он сам . Он не занимался творчеством не только потому ,что «не хотел повторяться со своими гениальными двойниками» , но и потому , что подсознательно чувствовал свою скромность , которая никак не могла сочетаться с манией величия , пылавшей в нём . Неоднократные попытки что либо сотворить сразу приводили его к сильному восхищению собой и отождествлению с авторами гениальных трудов , что он переставал работать . Есть личности , сознание которых , как поле на котором проходят большие знания , проходят мимо и не вырастают . А есть личности , имеющие сознание , которое полем не назовёшь , так всего «три сотки и две грядки» , но на них вырастают плоды - новые знания . Мысли этих личностей «ухожены» как у хороших садоводов . Именно эти «сытые садоводы» больше всего и раздражали Артура .

В Артуре уникальнейшим образом соединялась способность к глубоким философским рассуждениям о добре и истине с грешными действиями . Но самым интересным было то , что он для последних всегда по хитрому находил оправдание . В какие бы глубокие философские рассуждения он не пускался в конце концов он всегда в них грёб под себя . Эти рассуждения всегда приводили его к нежеланию что - то делать для других . Всё это было духовной манипуляцией не только над другими , но и над собой . Окончательно запутавшись в них он развил в себе настолько сильную депрессию , что не заметил как открыл для себя мир пьянства и нырнул в него с такой же страстью и беспредельностью, как когда -то нырял в чтение книг . Всё это быстро сказалось на его учёбе и привело к конфликтам с научным руководителем и Артур был отчислен с последнего курса университета .

Склонность Артура к обобщениям и философским оценкам доставала друзей , поэтому подруг у него никогда не было , но к его счастью нашлась девушка , которая могла часами выслушивать его «лекции» , замешанные на замаскированном самолюбии и научном тщеславии . « Интеллектуальным агрессором» называла она его и по видимому возбуждалась , как возбуждаются от мужицкой агрессии многие женщины. Этот эротизм пожалуй и стал зёрнышком , которое выросло у неё в красивое дерево любви к Артуру , которое в последствии растопило в нём ощущение собственного величия и по сути своей вылечило от мании величия и изменило его представления о женщинах как о «безмозглых курицах» . Девушкой она была по-деревенски мудрой , выслушивала его бредни и сама того не замечая косвенно внушала ему нечто , что позволяло Артуру более реально глядеть на себя , при этом всём она сохранила для себя только ту долю его величия , которая позволяла влюбляться ей в него каждый день . Начитавшись в своё время Юнга , когда -то Артур понял , что любовь какая бы она не была, является в конце концов общением мужчины с самим собой и женщина -- лишь экран, на котором отражается его внутренняя , выдуманная им самим женщина , как часть его души . «Экранчик» - по ласковому он называл свою супругу . Но со временем , познав божественные чары любви он разошёлся с Юнгом .Несогласие с ним особенно усиливалось при близком интимном общении и Артур смеялся над собой , над тем как он мог называть свою , терпящую его , любимую , родную супругу нелепым словом «экранчик» . И вот когда отношения Артура с женой только начали перерастать в настоящую любовь , пришла повестка из военкомата .

Поезд подали на первый путь . Молодой , с глубоко посаженными глазами и мохнатыми бровями сержант , с какой - то апатией и ложной активностью , давя на свои голосовые связки, басом произнёс краткую речь: « Повторяю поведение на поезде . На полу не лежать .В окно не блевать . »

На перроне , как на большой сцене разыгрывалось сразу множество миниспектаклей , но сюжет был одинаковым : слёзы , прощание , молчание , целование , развязанный беспричинный смех полупьяных от водки или наркоты парней и девчонок и т.д . и т.п. Артур в поисках более оригинального сюжета провёл глазами и не нашёл ничего удивительного. Порадовавшись за себя , что не участвует во всём этом и успел уже попрощаться с друзьями и близкими у стен военкомата , он зашёл в полудушный вагон . Весёлого мало . Артур пытался вглядеться в эти лысые , небритые лица вчерашних городских и деревенских подростков и видел нечто общее , что объединяет их . Припухлость глаз на фоне лысого и круглого черепа делает их глаза глубоко посаженными и поэтому большинство из них казались ему преступниками , направляющимися в места не столь отдалённые . А может быть и не казались ? Дебильный взгляд некоторых из них настолько настораживал , что на всякий случай наш герой делал вид , что не замечает их и всё же ему это не удалось и он услышал в свой адрес :

¨ Браток , что -то ты на меня не так посмотрел ! - и Артур получил пустой пластмассовой бутылкой по голове от одного широкоплечего брюнета . Рядом сидящие ребята зарржали каким -то неестественно выдавливаемым и больным смехом . Артур взял спокойно эту бутылку и нанёс ответный удар по тому же месту .

¨ --Ты , чё на перваков пошёл ! - со звериной агрессией на лице брюнет схватил Артура за волосы . -- Оставь его , - донёсся чей-то голос , но было уже поздно . Весь вагон вдруг резко разделился на перваков , жилку , тяпляповцев и иные различные преступные группировки , имеющиеся в городе , который полчаса назад покинул этот поезд .

Появились вдрыск пьяные майор и сержант . Они шли вместе в обнимку и плавно качались то в одну , то в другую сторону , то ли от поезда , то ли сами по себе . Также плавно , но невнятно майор что-то произнёс и развеселив ребят удаллился из вагона , который через полчаса по примеру военного руководства был пьян ,обосран и облёван . И только тогда Артур догадался , почему во время своей «пламенной речи» сержант сказал : «На полу не лежать , из окна не блевать !» .

Подобные стычки между новобранцами будут частыми на протяжении всего пути и лишь по прибытии в военную часть большинство из них превратится в послушных «шнурков и душков» Российской армии .

* * *

В морге было душно и пахло протухшей варённой курицей . Отец Артура никогда не бывавший в моргах прошёл мимо трупов , как проходят между спящими людьми , тихо ступая и что-то шёпотом спрашивая у молодого врача - паталогоанатома . Разговаривать ему вовсе не хотелось , но чтобы не разрыдаться раньше времени , он искусственно подбадривал себя . От сильного истощения , переживаний в пути , который ему показался адской вечностью , он сильно осунулся и стал не просто бледным , а каким-то прозрачным . Врач напротив , имея глупое и безразличное выражение лица , был полным , говорил громко , бойко и было ощущение , что он радуется тому , что вот- вот покажет какой-то товар лицом . Понять его можно - ведь сколько таких родственников покойных проходят за день. Только тогда , когда отец Артура увидел металлический топчан с друг на друга лежащими телами женщин и мужчин , дыхание его вздрогнуло и он понял , что все спящие этого заведения мертвы .