Смекни!
smekni.com

Психология эмоций, Изард Кэррол (стр. 49 из 124)

Благотворное влияние положительных эмоций на процессы мышления, памяти и на-уровень исполнения заданий было выявлено и в ряде исследований, проведенных с детьми дошкольного и школьного возраста. В одном из экспериментов (Bartlett, Burleson, Santrock, 1982) детей просили вспомнить какую-нибудь радостную или грустную ситуацию, а затем, продолжая думать о ней, постараться запомнить как можно больше слов из зачитанного экспериментатором списка. Результаты, полученные по двум тестам (свободное воспроизведение и воспроизведение по подсказке), свидетельствовали о том, что радостные переживания позитивно влияют на процессы памяти и научения. В другом эксперименте (Nasby, Yando, 1982) школьников просили вспомнить и представить себе ситуации, в которых они переживали радость, печаль или гнев, а затем им предъявляли список понятий, имевших позитивное или негативное эмоциональное звучание. После того как учащиеся заучивали список, экспериментаторы вновь вызывали у них ту или иную эмоцию и затем проверяли, насколько хорошо они запомнили предъявленные слова. Результаты исследования показали, что эмоция радости облегчает запоминание понятий, имеющих позитивную эмоциональную окраску, а печаль и гнев затрудняют запоминание этих понятий. Кроме того, эмоция гнева способствует запоминанию негативно окрашенных понятий.

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИИ

Благотворное действие позитивных эмоций на процессы восприятия, научения, творческого мышления и на степень социализации поведения можно объяснить двумя факторами. Первый, выделяемый в когнитивно-социальных теориях эмоций, связан с когнитивными процессами. Воздействие эмоционально позитивных сигналов и позитивной информации более экстенсивно, чем воздействие эмоционально нейтрального или негативного материала (lsen, Shalker, Clark, Karp, 1978; Boucher, Osgood, 1969). Второй тип факторов, о которых говорят теоретики биосоциального направления, связан с мотивационной и организующей ролью эмоций и с особенностями переживания позитивных эмоций. Так, например, радостные переживания, укрепляя самооценку человека, повышая его уверенность в себе, делают его сознание более открытым для восприятия новой информации, способствуют подвижности психических процессов. Переживание интереса характеризуется чувством любопытства, желанием исследовать и познать объект. Даже новорожденные дети обращают большее внимание на те стимулы, которые пробуждают у них эмоцию интереса (Langsdorfet а1., 1983).

Таким образом, биосоциальные теории объясняют благотворное влияние эмоций интереса и радости на перцептивно-когнитивные и поведенческие процессы главным образом мотивационно-организующей силой позитивных эмоций, но эта концепция не исключает и значения когнитивных факторов, на которых настаивают сторонники когнитивно-социального направления.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ РАДОСТИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Мидоуз, проведя исчерпывающий обзор литературы по проблемам радости (Meadows, 1975), пришел к выводу, что эмоция радости адекватно описывается с помощью следующих параметров: <активность-пассивность>, <индивидуализация-коллективизация> и <возбуждение-покой>. Активность рассматривается им как аспект радости, переживаемый индивидом в тех случаях, когда он играет активную роль в событиях, пробуждающих в нем радость, или тогда, когда индивид активен в радостном переживании. Пассивность сходна с уже описанным нами состоянием рецептивности. Индивидуализация определяется как чувство сконцентрирован-ности на себе, собственной обособленности от окружающего мира. Коллективизация описывается как аспект радости, возникающий в ходе совместной деятельности, как чувство единения с людьми, объектами и событиями окружающего мира. Возбуждение переживается человеком как ощущение энергетического подъема. Покой характеризуется релаксацией и чувством комфорта, отсутствием мышечного напряжения, переживанием гармонии и красоты мира. На основании этих параметров Мидоуз разработал опросник для исследования радости. Опросник состоит из 61 вопроса, направленного на изучение каждого из шести аспектов переживания радости.

Факторный анализ данных, полученных в ходе исследования с применением <Шкалы радости> Мидоуза на 333 студентах колледжа, показал, что пять из шести аспектов радости выступают как отдельные, самостоятельные факторы. Шестой же параметр - активность - обнаружил себя как полюс биполярного фактора <активность-пассивность>. (х-Коэффициенты (показатели надежности) для параметров индивидуализации, возбуждения, покоя и активности варьировали от 0,70 до 0,62, что позволяет нам говорить о необходимости дальнейшего развития идей Мидоуза о переживании радости. Однако вопрос о том, являются ли эти параметры аспектами только эмоции радости или же представляют радость в сочетании с другими аффектами, пока остается открытым.

СЧАСТЬЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Понятие <счастье> не всегда синонимично понятию <радость>, но очевидно, что между ними существует тесная связь. Счастливый человек радуется больше и чаще, чем несчастный, Константинопл (Constantinople, 1970), изучая связь между счастьем, развитием личности и стремлением к достижениям, провела довольно обширное исследование, в котором участвовали студенты четырех курсов колледжа (от первокурсников до выпускников). Она обнаружила, что мужчины начинают свою студенческую жизнь, имея более низкий средний показатель уровня счастья, чем женщины. Однако по мере учебы мужчины обнаруживали все более высокие показатели счастья, тогда как у женщин они снижались. Хотя наблюдаемое снижение не было статистически значимым, нам представляется возможным говорить о противоположных тенденциях изменения уровня счастья у мужчин и женщин. По мере учебы как у мужчин, так и у женщин средние показатели эмоций стыда и вины значимо снижались, а показатели автономии и самоидентичности существенно возрастали. Уровень счастья положительно коррелировал с показателями доверия, инициативы и самоидентичности и отрицательно - с показателями недоверия, вины и изоляции.

Важный вопрос, поднятый исследованием Константинопл, состоял в том, почему женщины обнаруживают относительное снижение показателя счастья по мере обучения в колледже, тогда как мужчины, наоборот, демонстрируют его повышение. Константинопл предложила свой ответ на этот вопрос. Она пишет, что обучение в колледже, рассматриваемое многими как способ самореализации, приобретения чувства социальной компетентности, довольно редко помогает в достижении этой цели. И в этом, по ее мнению, и заключается суть проблемы, по крайней мере для той части девушек, которые оценивают свою социальную состоятельность в аспекте романтических отношений, видя свою главную жизненную цель в замужестве и материнстве; их стремление выйти замуж еще более обостряется к старшим курсам. Для девушки-старшекурсницы замужество и материнство, как символы социальной состоятельности, становятся таким же важным элементом самоидентично-сти, каким для юноши выступает профессиональная самореализация. Однако по мере обучения в колледже девушки, по-видимому, испытывают все большее разочарование, все больше ощущают свою социальную несостоятельность, о чем свидетельствует значимое повышение среднего показателя изоляции.

Константинопл проводила свое исследование в конце 60-х годов. Было бы любопытно повторить это исследование сегодня, чтобы посмотреть, в какой мере изменения в женских установках и ценностях, связанных с вопросами сексуальных отношений, брака и материнства, с одной стороны, и вопросами автономии, социальной компетентности и карьеры - с другой, способны повлиять на его результаты.

ГЛУБИННОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЧАСТЬЯ И ЛИЧНОСТИ

Вессман и Рикс (Wessman, Ricks, 1966) провели обширное лонгитюдное исследование личности и аффективных состояний. Продолжая традицию, заложенную Гордоном Олпортом и Генри Мюрреем, они разработали набор из 16 аффективных шкал (шкалы личностных чувств, ШЛЧ), каждая из которых включала в себя десять пунктов, и предложили их студентам колледжа, которые предварительно были подробно обследованы на предмет личностных особенностей. Хотя большинство шкал Вессмана и Рикса не соответствуют дискретным эмоциям или отдельным аффектам, одна из них (<приподнятое настроение - депрессия>), показавшая себя наиболее важной с точки зрения личностных критериев, по-видимому, напрямую связана с базовыми эмоциями радости и печали. Это особенно справедливо для положительного полюса шкалы, вопросы которой относятся непосредственно к эмоции радости.

Результаты исследования привели авторов к выводу, что наиболее частым и устойчивым элементом счастья, как у мужчин, так и у женщин, является чувство полноты и насыщенности жизни. Вессман и Рикс обнаружили также, что приподнятое настроение часто характеризуется ощущением энергетического подъема, чувством уверенности в себе, спокойствием, любовью, дружелюбным отношением к людям и рецептивностью. Эти характеристики приподнятого настроения полностью совпадают с данными, полученными при изучении субъективного переживания радости Ми-доузом.

С помощью ШЛЧ Вессман и Рикс обследовали 25 студенток Рэдклиффа и 18 студентов Гарварда. Кроме этого, мужчины были обследованы с помощью различных проективных и объективных личностных тестов, а также с помощью интервью. Авторы обнаружили, что счастливые люди - как мужчины, так и женщины - в приподнятом настроении отличаются энергичностью, жизнелюбием и дружелюбным отношением к окружающим.