Смекни!
smekni.com

Психология эмоций, Изард Кэррол (стр. 74 из 124)

Представление Розина и Фаллона об эмоции отвращения как исключительно пищевой реакции оспаривается психоаналитиками. Последние сообщают многочисленные случаи из своей практики, свидетельствующие о том, что человек может испытывать отвращение к определенным формам сексуальной активности (например, орально-генитальному или генитально-анальному сексу) (David, Fahy, 1987). Дэвид и Фэйхи полагают, что эротические импульсы динамически связаны с эмоцией отвращения, и подтверждают свой тезис случаями из клинической практики (например, некий мужчина сексуально возбуждался, когда партнерша мочилась ему в рот; некая женщина получала сексуальное наслаждение, когда мужчина мочился на нее).

Кроме того, Дэвид и Фэйхи считают, что сексуальное отвращение может выполнять адаптивные функции. Например, отвращение к определенным формам сексуальных отношений может сыграть роль в установлении приемлемых норм полового акта, а отвращение к потенциально опасным, вредным для здоровья формам сексуальной близости выполняет защитную функцию.

Большинство теоретиков согласны в том, что исходной причиной отвращения является <дурной вкус> объекта. Постепенно, по мере научения и накопления опыта человек научается испытывать отвращение при одном только взгляде на объект, который может быть неприятным на вкус, имеет дурной запах или неприятный вид. Мы можем испытывать отвращение к протухшему мясу и к невоспитанному ребенку, к дурно пахнущей пище и к зловонию на улице. Определенные формы полового акта или сама мысль о них также может вызвать у нас отвращение.

С точки зрения психологического благополучия индивида, наиболее серьезного внимания заслуживает, наверное, тот факт, что источником отвращения может стать собственное <Я> человека. Некоторые физические аспекты этого <Я>, не доставляющие человеку особого беспокойства в детстве, в подростковом возрасте могут вызывать у него отвращение. Так, например, полнота, часто рассматриваемая в детстве как признак хорошего аппетита и крепкого здоровья, в подростковом возрасте нередко становится той частью физической Я-концепции, которая вызывает наибольшее отвращение.

В комбинации с печалью и другими эмоциями отвращение может играть немаловажную роль в пищевых расстройствах, которыми страдают очень многие люди. Ге-нерализованное отвращение к пище может привести к полному отказу от пищи, к анорексии. Нарушения пищевого поведения у подростков зачастую характеризуются двоякой симптоматикой - попеременным обжорством и голоданием. Обжорство обусловлено целым комплексом причин, некоторые из них, вероятно, связаны с биологическими факторами, но большая часть обусловлена неудовлетворенностью различного рода эмоциональных потребностей. Голодание же в определенных случаях может быть обусловлено исключительно эмоцией отвращения. После периода обжорства многие молодые люди стремятся <очиститься>, вызывая у себя рвоту. Обжорство и субъективно связанная с ним полнота, как реальная, так и воображаемая, восприятие себя как <жирной и безобразной>, вызывают у многих девушек отвращение. Психологически обусловленное отвращение может в буквальном смысле вызывать у человека рвоту.

Результаты исследования, посвященного изучению предпосылок и последствий эмоции отвращения, представлены в табл. 12-1.

Таблица 12-1

Причины и последствия отвращения

Ответы; Число испытуемых, давших ответы (%).

Причины

Чувства:

1. Чувство тошноты, усталости, неприязни, отвращения; 27,7;

2. Чувство провала, собственной некомпетентности, злость по отношению к себе, разочарованность в себе; 26,8;

3. Недовольство действиями других людей; 17,7;

4. Синонимы отвращения; 11,5;

5. Синонимы огорчения, страдания; 6,9;

6. Синонимы гнева; 3,8;

7. Синонимы презрения; 3,1;

8. Другие чувства; 4,6;

Мысли:

1. Ненависть, неприязнь, осуждение действий других людей; 24,6;

2. Мысли о провале, о собственной некомпетентности; разочарование в себе, злость на себя; 22,3;

3. Мысли о войне, политике, расизме; 20,8;

4. Мысли о дурно пахнущих, неприятных вещах; 14,6;

5. <Грязные> мысли; 4,6;

6. Мысли об одиночестве, изоляции, отверженности; 3,8;

7. Другие мысли; 5,4;

Действия:

1. Самообвинение; 30,8;

2. Совершенная оплошность, ошибка; 25,4;

3. Неблаговидные поступки, совершенные вопреки собственному желанию, под влиянием других людей; 15,4;

4. Действия, осуждаемые окружающими; 12,3;

5. Нарушение юридических или моральных норм; 10,8;

6. Другие действия; 5,4;

Последствия

Чувства:

1. Физическое отвращение: тошнота, усталость, плохое самочувствие и т.п.; 25,5;

2. Синонимы отвращения; 18,8;

3. Синонимы гнева; 15,0;

4. Синонимы презрения; 14,3;

5. Чувство апатии, разочарованность; 7,5;

6. Чувство, что тебя обманули, предали, обидели, использовали; 3,8;

7. Чувство провала, самоосуждение и т.п.; 3,8;

8. Чувство, что все плохо, ужасно; 3,0;

9. Другие чувства; 8,3;

Мысли:

1. Мысли о сложившейся неблагоприятной ситуации; 30,8;

2. Мысли о событии, вызвавшем отвращение; 15,0;

3. Мысли о других; о том, как забыть о сложившейся ситуации или выпутаться из нее; 15,0;

4. Мысли о провале, самообвинение; 1 1,5;

5. Мысли о том, что стал объектом ненависти, неприязни, осуждения окружающих; 10,5;

6. Поиск способов решения проблемы; 9,8;

7. Синонимы презрения; 3,0;

8. Другие мысли; 11,3;

Действия:

1. Действия, направленные на то, чтобы выпутаться из сложившейся ситуации; 39,8;

2. Решение проблемы; 21,1;

3. Вербальное или физическое выражение враждебности; 12,8;

4. Переоценка собственной позиции, попытка стать лучше; 4,5;

5. Действия, направленные на сокрытие истинных чувств, попытка <сохранить лицо>; 3,0;

6. Действия, совершенные в ярости; 3,0;

7. Действия, демонстрирующие высокомерие; 2,3;

8. Разговоры, установление контакта с друзьями; 2,3;

9. Другие действия; 11,3;

*N - приблизительно 130 студентов колледжа.

Мимическое выражение отвращения

Мимическое выражение отвращения, представленное на рис. 12-1, безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей и сморщенного носа мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

С возрастом человек научается контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Мы не только учимся скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретаем навык <изображать> отвращение, когда на самом деле не испытываем его. Кроме того, мы можем с помощью одного-единственного мимического движения дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение. Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят <фу>, тогда как взрослые могут выразить свое отвращение одним лишь движением верхней губы или едва заметным наморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными окружающими, если те не слишком наблюдательны. Как и любая экспрессивная мимика, эти движения могут быть непроизвольными, и человек, совершающий их, может не осознавать того, что выражает отвращение.

Отвращение и презрение

Переживание отвращения

Эмоция определяется мною как феномен, включающий в себя нейрофизиологические процессы, экспрессивное поведение и специфическое переживание. Экспериментальные данные, по крайней мере те, которые касаются двух последних компонентов, свидетельствуют о том, что отвращение можно рассматривать как эмоцию. Существует проблема разграничения эмоции отвращения от эмоции гнева, с одной стороны, и от эмоции презрения - с другой, поскольку человек часто переживает эти три эмоции одновременно, в одной и той же ситуации. Описанное нами мимическое выражение отвращения уникально, его специфические характеристики позволяют отделить его как от выражения гнева, так и от выражения презрения.

Изучение отвращения показывает, что оно тоже вполне отлично от двух других эмоций, составляющих триаду враждебности. В гневе человек чувствует, что у него <вскипает> кровь, что он может взорваться, если не выплеснет свою злость или не устранит причину фрустрации, в то время как, испытывая отвращение к чему-либо, человек прежде всего стремится устранить объект отвращения или отстраниться от него. В тех случаях, когда отвращение вызвано неприятным запахом или вкусом, вы можете почувствовать тошноту, словно ваш желудок говорит <фу>. Но даже психологическое отвращение - отвращение, вызванное исключительно когнитивными причинами и не сопровождающееся физической тошнотой, - тем не менее побуждает вас к отстранению от неприятного объекта. Сказанное не означает, что только запах и вкус могут вызывать физическое отвращение и тошноту, - зрительные и слуховые раздражители также могут вызвать неприятные ощущения в желудке, поскольку в процессе обусловливания и научения у нас возникает ассоциативная связь между определенными образами и звуками, с одной стороны, и дурными запахами и вкусом - с другой.

Чувство отвращения сродни ощущению тошноты и скверного вкуса во рту, оно побуждает нас к устранению объекта отвращения или отстранению от него. При интенсивном чувстве отвращения человек может действительно почувствовать тошноту.

Эмоциональные профили для ситуаций гнева и отвращения (рис. 11-4 и 12-2 соответственно) при всем их сходстве имеют некоторые существенные различия. В ситуации гнева показатель эмоции интереса значительно выше, а показатель эмоции печали несколько ниже, чем в ситуации отвращения. Можно предположить, что объект гнева захватывает внимание человека сильнее, чем объект отвращения; последний, напротив, скорее способствует переключению внимания.