Смекни!
smekni.com

Введение в психологию целостной индивидуальности, Базылевич Т.Ф. (стр. 33 из 49)

Первичная матрица интеркорреляций содержала коэффициенты ранго­вой корреляции, не требующей нормального распределения первичных данных.

* * *

На рисунке представлены результаты факторного анализа, которому были подвергнуты все оценки индивидуальных различий. Факторизация позволила выделить семь значимых факторов, объединяющих 72 % дис­персии признаков. Собственные числа при этом были близки к единице, последующий фактор не приводит к увеличению суммарной дисперсии бо­лее чем на 5 % Значимыми — в соответствии со стандартом [158] — при­знаны веса, превышающие 0,55. По результатам факторного анализа мате­риалов серий I и II совместно с данными психодинамики выделены четыре


группы взаимосвязанных характеристик, составленные только индексами ПА. При этом две из них составили показатели ПА в фоновом состоянии и индексы ПА счета. Так, фактор Ml объединил 12 параметров ПА, характе­ризующих в основном негативную фазу. Сюда вошли ее амплитуды (F4, 02), площадь отрицательной волны (F4), среднеарифметическая ординат (F4), дисперсия мгновенных значений амплитуд (02). Все эти показатели выделены в серии I. Этот же фактор составили показатели серии II: ампли­туда негативной фазы обоих отведений, ее площадь, среднеарифметическая ординат F4. Все перечисленные параметры вошли в фактор Ml со знаком «минус». Он интерпретируется как «общемозговой» и отражает энергети­ческий уровень нервной системы, связанный с ее работоспособностью. По-видимому, отнесение сюда дисперсии мгновенных значений амплитуд, от­ражающей силу-чувствительность индивида, обосновано смыслом данного синдрома признаков (см. обзор — 28).

Другой «общемозговой» фактор — М4. Он составлен в основном харак­теристиками положительной фазы ПА фона (ее площадью в отведении F4, полярно-амплитудной асимметрией потенциала в двух отведениях и коэф­фициентом синхронизации ПА для F4 и 02, включает также и временные интервалы от максимума негативности ПА до начала действия, регистри­руемые при счете.

Таким образом, индивидуальные особенности психофизиологических механизмов опережающей активности индивида достаточно четко диффе­ренцируются на два класса, раздельно отражающиеся в негативной и пози­тивной фазах мозговых ПА. Эти результаты согласуются с концепциями общей психофизиологии, рассматривающими принципиальные различия отрицательных и положительных компонент суммированной биоэлектри­ческой активности [6].

Два фактора явились специфическими для серий I (М2) и II (Мб). Толь­ко фоновые показатели вошли в фактор М2, обозначенный как «затылоч­ный». Эту группу составили индексы ПА ретроцентральной коры мозга: амплитуды положительной фазы, площади двух фаз, среднеарифметиче­ские значения ординат потенциала 02. В факторе Мб особым образом объ­единились временные характеристики ПА: меньшие значения латентных периодов его отрицательной волны в затылочном отведении сочетаются с большими значениями латентных периодов положительной фазы как в лоб­ной, так и в затылочной областях. Данный фактор, интерпретируемый как временной, включил только показатели ПА при счете движений. Он, по-ви­димому, связан с часто наблюдаемой отрицательной корреляцией типоло­гических особенностей анте- и ретроцентральной коры мозга. Такие связи, например, характерны для показателей навязывания медленных ритмов. Фазовый поворот полярности моторного потенциала готовности затылоч-


ного отведения по сравнению с лобным и прецентральным [28, 175 и др.] также входит в круг указанных феноменов.

Особый интерес представляют факторы, составленные индивидуальны­ми особенностями ПА вместе с характеристиками психодинамики и ре­зультативности вероятностного прогнозирования. Таких группировок, со­гласно результатам, полученным в сериях I и II, оказалось три. В первую (МЗ) с разными знаками вошли индексы негативной и позитивной фаз ПА ретро- и антецентральной коры (амплитуды отрицательной волны лба в ус­ловиях счета — со знаком «плюс» — и площади и «фоновые» латентные периоды положительной волны — со знаком «минус»). Этот фактор вклю­чил показатели прогнозирования как частого, так и редкого события (темп любых предсказаний), а также количество правильных угадываний частого события в единицу времени. Отмеченные соотношения согласуются с из­вестными фактами о соответствии выраженности негативной «волны ожи­дания» и «потенциала готовности» трудностям решаемой задачи [28, 30, 175 и др.].

Вторую из общих для ПА и психодинамики групп показателей (М7) об­разовали «затылочные» индексы потенциала (амплитуды положительной фазы вместе с дисперсией их мгновенных значений), а также число пра­вильных прогнозов редкого события в единицу времени. Характерно, что все указанные индексы зарегистрированы в ситуациях счета. Типологиче­ский смысл фактора можно обозначить как» синдром функциональной ус­тойчивости», связанный обратной зависимостью с чувствительностью нервной системы [28, 106 и др.].

В факторе М7 объединились полярно-амплитудная асимметрия ПА от­ведений F4 и 02 и три параметра психодинамики: суммарное число пред­сказаний частого и редкого события в единицу времени, удобный темп мо­торных действий и временная характеристика переделки навыка. При этом все перечисленные параметры при вхождении в фактор М7 имеют знак «минус». Таким образом, менее выраженное доминирование отрицатель­ной фазы ПА над положительной соотносится с 1) меньшим числом прогнозов в ходе вероятностного обучения, 2) предпочтением более мед­ленного темпа движений, 3) лучшими временными показателями при пере­делке навыка в начальной стадии его формирования. Наши исследования показали, что характеристики позитивной фазы ПА прогностичны в отно­шении индивидуальных особенностей в переделке навыка (это согласуется с вышеприведенными данными). В этой связи положительная компонента потенциала выступает как отражение индивидуально-системного обобще­ния при кардинальной смене функциональных систем [6, 132].

* * *


Функциональные системы, представленные характеристиками ПА в по­ведении (при спокойном бодрствовании и при счете последовательных движений), содержат ряд особенностей, которые, если исходить из гипотез факторного анализа, могут отражать некоторые существенные внутренние свойства изучаемых объектов [158, с. 7]. При этом предполагается, что на­блюдаемые параметры, являясь лишь косвенными характеристиками изу­чаемого явления, вместе с тем частично отражают важные внутренние (не наблюдаемые непосредственно) свойства, в нашем случае — свойства ин­дивидуальности. Интерпретация факторов — специальная задача, попытка решения которой может дать лишь первые результаты о степени экстраце-ребральности и трансиндивидности природных задатков человеческих спо­собностей.

Согласно полученным данным, психофизиологические механизмы ан­тиципации, не соотносящиеся с показателями психодинамики, подразделя­ются на две группы. В одну группу входят факторы, специфичные относи­тельно психологической оценки ситуации эксперимента (М2 и Мб), а в другую — факторы, объединяющие механизмы реализации произвольных движений на фоне спокойного бодрствования и счета (Ml и М4). Характер­но, что «фоновый» фактор М2 включил только затылочные индексы ПА, относящиеся к его амплитудам. Фактор «счета» объединил общемозговые показатели «латентных периодов», находящихся в компенсаторных отно­шениях: меньшие временные интервалы от максимума негативности ПА (затылка) соотносятся с большими соответствующими параметрами пози­тивности (лобного и затылочного отведения).

Связанные характеристики ПА серий I и II объединили два других фак­тора — Ml и М4. Данные синдромы в основном относятся к общемозгово­му комплексу амплитуд, а также к синхронизации биоэлектрической актив­ности дистантно расположенных областей мозга.

Обращает на себя внимание тот факт, что соотношения характеристик в указанных факторах являются прямыми по их типологическому смыслу. Они отражают функциональную устойчивость общемозговых механизмов реализации деятельности, включенных как в произвольные движения на фоне спокойного бодрствования, так и в ситуации повышенного уровня внимания. Не исключено, что накопление подобных фактов может привес­ти к новому решению проблемы парциальности основных свойств нервной системы. Как мы видим, региональное распределение индивидуальных осо­бенностей мозга присуще лишь относительно пассивным способам субъ-ектно-объектного взаимодействия. По мере усиления психологической зна­чимости деятельности индивидуальные качества дистантно расположен­ных областей мозга, включаясь в решение человеком задачи, вместе с тем, приобретают целостность.


Особый интерес представляют три фактора, составленные из индексов ПА и показателей психодинамики. Эту группу (МЗ, М5, М7) — со стороны объединенных в ней механизмов реализации действий — характеризуют локальные параметры лишь одной области мозга (в М5 вошли индексы ПА только затылочного отведения при счете стимулов и общемозговые индек­сы). Показательным является факт взаимокомпенсаторного распределения в данных факторах выраженности положительной и отрицательной фазы ПА, регистрируемых в лобных и затылочных областях мозга. Следует от­метить ортогональность психофизиологических механизмов преднастрой-ки к событиям при прогнозировании «частого» и «редкого» успеха. Показа­телями задатков способности к угадыванию редко наступающего события при счете действий можно считать малую выраженность амплитуд потен­циалов готовности (отведение 02) с относительным повышением выражен­ности его положительной компоненты, сочетающуюся с малым разбросом мгновенных значений амплитуд вокруг среднего (малая функциональная выносливость нервной системы).